Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

Однако государство, проводя наряду с политикой «дешевых денег» и политику мягких бюд­жетных ограничений, не остается в долгу перед предпринимателями в дележке «пирога» - госу­дарственных нефтяных доходов. Правительство Казахстана проводит эту политику со времени начала рыночных реформ. С тех пор мы прошли самые разные формы прямого бюджетного ин­вестирования, льготного кредитования из бюджета и ресурсов Национального фонда, косвенного кредитования отраслей через Фонд экономических преобразований, предоставления разных яв­ных и скрытых субсидий и субвенций, прощания неплатежей перед бюджетом, включая неуплату налогов, за электроэнергию и газ, налоговых льгот, создания свободных экономических зон со всевозможными льготами и преференциями.

После некоторого затишья в 2001-2003 годах в стране начался новый этап широкомасштаб­ного льготного государственного инвестирования, оживления явных и скрытых субсидий, на­логовых льгот, создания СЭЗ и т.д. Все это делалось тогда и делается сейчас будто бы ради за­щиты отечественного производства и обеспечения социальной защиты населения посредством прежде всего сохранения действующих предприятий и стимулирования роста инвестиций и про­изводства в заранее определенных правительством приоритетных отраслях экономики. Ради это­го государство, проводя политику МБО, проявляло терпимость к неуплате налогов, невозврату кредитов, неплатежам за поставку энергоресурсов, проявляло всепрощенческое отношение ко всем старым предприятиям и даже поощряло их за сохранение старой собственности. Законы «О банкротстве», «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности», равно как и многие другие законы, существовали во многом формально, не находили реального применения.

Рассмотрим, чем оборачивается такая политика МБО на деле. Прежде всего, она оборачи­вается для экономики растущим из года в год ненефтяным бюджетным дефицитом, вызываемым налоговыми льготами, предоставляемыми ненефтяным торгующим отраслям по разным услови­ям, снижающими их доходность при все более разбухающих бюджетных расходах.

Показатели фискальной политики

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

Номинальный объем ВВП. млрдтг

3250,6

3776.3

4612

5870

7453

Темп роста номинального ВВП. %

125,0

116,2

122.0

130

126,0

Расходы государственного бюджета к ВВП, %

23.4

22,1

23.2

23.9

26.5

Темп роста, %

126,2

109,8

128.1

123.9

147.0

Поступления в бюджет, % ВВП

23.0

21,7

22,2

22.0

23.0

Дефицит бюджета, % к ВВП

-0,4

-0.3

-1,0

-0.3

0.7

Дефицит бюджета с учетом НФК. % ВВП

5,7

2.6

4.0

2.4

0,62

Ненефтяной дефицит, % ВВП

-2,0

-3.4

-4,8

-4.9

-5,0

Сбережения нефтяных доходов в НФК,% от общего поступления

53,3

18.3

25.8

27,2

42,0

Так, с 2001-го по 2005 год ненефтяной бюджетный дефицит вырос с 2 до 5% ВВП, этот дефицит покрывается за счет привлечения в бюджет части нефтяных доходов, которая должна была бы поступать в Нефтяной фонд Казахстана (НФК) в размере, определяемом ценой отсече­ния нефти.

Оказалось, что, несмотря на сложившиеся после 2002 года тенденции роста доли фонда в нефтедоходах, поступающих в распоряжение государства, она остается весьма низкой по срав­нению с долей бюджета. Так, после размещения в нем в 2001 году, т.е. в год его создания, 53,3% нефтедоходов эта доля в 2002 году резко снизилась до 18,3%, однако затем она стала расти, и в 2005 году произошел ее резкий рост до 42%. Тем не менее основная часть нефтедоходов государ­ства расходуется через бюджет. За пять лет реальные сбережения нефтедоходов в НФК составили лишь 18%, свыше 80% были израсходованы.

Подобное положение позволяет правительству составлять бюджет с профицитом. Однако из-за постоянного роста ненефтяного дефицита бюджета его размер, соответственно, снижает­ся. За 2001-2005 годы он снизился с 5,7 до 0,62% ВВП. Тем не менее бюджет все-таки в целом утверждается, как ни странно, с небольшим, но дефицитом: от 0,3 до 1% ВВП. По существу, он образуется искусственно с целью выпуска государственных облигаций для продажи пенсион­ным фондам, т.е. для искусственной их поддержки. Это также можно отнести к политике МБО, причем с экономической точки зрения совершенно неоправданной, а потому неприемлемой, по­скольку экономика не знает такого подхода, когда государство, имея сбережения, превышающие его расходы, делает в бюджете дефицит - и для его покрытия заимствует средства с рынка с воз­награждениями. Более правильно было бы субсидировать из бюджета потери НПФ из-за роста инфляции и образования у них отрицательных процентов по доходности вложений своих средств в разные операции.

Однако у сложившейся практики разработки бюджета и использования нефтедоходов есть одно неприятное макроэкономическое последствие. Поскольку ненефтяной дефицит бюджета растет, а на его покрытие привлекается основная масса нефтедоходов государства, за счет повы­шения из года в год цены отсечения нефти, размер реально поступающих в бюджет нефтедоходов значительно превышает тот уровень, который определяется долгосрочной средней расчетной ми­ровой ценой нефти для произведения отчислений в НФК. Следовательно, сумма превышения, на­правленная на покрытие бюджетного дефицита, поступает в бюджет за счет денежной эмиссии, а такой дефицит непременно является мощным источником инфляции, которая дестабилизирует макроэкономическую ситуацию в стране.

Это слишком высокая цена налоговых льгот, предоставляемых для стимулирования инве­стиций и роста производства в отраслях, выделенных в качестве «локомотивов» экономического роста. На самом деле это неоправданная цена.

Дело в следующем. В современных условиях, когда весь мир уже развивается в постинду­стриальной эпохе, где экономика функционирует и развивается иначе, чем в индустриальной, для последней была характерна высокая концентрация производства в «промышленных гигантах»,

которые строились по принципу организации крупномасштабного конвейерного производства в основной массе стандартизированной продукции, рассчитанной на не отличавшиеся разноо­бразием потребности усредненного потребителя, представлявшего тогда преобладающую часть членов общества, и это давало эффект экономии на масштабах. Этим принципам соответствовала стабильность производственных и технологических процессов и более или менее простая струк­тура экономики, поскольку на «промышленных гигантах» концентрировались основные ресурсы страны, а таких «гигантов» в каждой отрасли было немного.

Поэтому такой способ производства допускал и даже нуждался в четкой координации дея­тельности «гигантов индустрии», позволял более или менее удачно выделять отраслевые приори­теты, на которые возлагалась роль «локомотива» прорывного роста экономики. При стабильности производственных и технологических процессов, массового производства стандартизированной продукции эти отрасли могли оставаться приоритетными в течение достаточно длительного вре­мени, измеряемого несколькими десятками лет. Такая система нуждалась в едином координиру­ющем центре, роль которого, естественно, выпала на долю государства, чем было вызвано его широкомасштабное вмешательство в экономику, чтобы обеспечить перераспределение капитала в пользу приоритетных отраслей и защитить их интересы на внутреннем и внешнем рынках. В середине XX века такая тенденция была развита не только в СССР, но и в ряде капиталистиче­ских стран: в Японии, Южной Корее, Франции, в XIX веке и в Германии.

Совершенно другое дело - постиндустриальная эпоха развития человеческого общества. В ней все определяется тем, что экономика базируется на широком использовании динамично меняющихся высоких технологий, гибких производственных систем, высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, в условиях острой международной экономической конкуренции. Масштабное скоротечное развитие информатики и электроники, возрастание их определяющей роли в современных технологиях и производствах продукции формируют принципиально новое потребительское поведение, новую форму организации произ­водственных и технологических процессов, обеспечивающих их гибкое подстраивание под дина­мично меняющиеся и все более индивидуализирующиеся многообразные потребности общества. Все шире раскрывающиеся возможности компьютерных систем, человеческих знаний позволяют разрабатывать все более изощренные технологии, виды продукции и услуги.

Высокие технологии могут быть широко и эффективно использованы, а наукоемкая продук­ция с высокой добавленной стоимостью может быть произведена в любой отрасли экономики. Сегодня в экспорте продукции развитых стран до 50% приходится на долю высокотехнологич­ных и наукоемких товаров, относящихся к самым разным отраслям, от сантехники до компьюте­ров и сотовых телефонов. Эти страны тратят до 4% ВВП на НИОКР.

Все эти процессы происходят в условиях нарастающей экономической глобализации и международной конкуренции, движущей силой которых являются высокие технологии. Они уже ведут к ускоренной интернационализации хозяйственных связей, производства товаров и услуг, самих фирм и рынков, экономического сотрудничества с разными странами мира, в результа-

те чего происходит интенсивный процесс обмена товарами, услугами и капиталом, причем их международные потоки становятся беспрепятственными и быстротечными.

Рассмотренные характерные черты постиндустриального развития делают невозможным и бессмысленным прямое регулирование государством экономических процессов, выделение при­оритетных отраслей и концентрацию в них кредитных и налоговых ресурсов. В такой ситуации никто не может, как и в XIX веке и в середине XX века (и то только в основном в азиатских странах), безошибочно определять приоритетные отрасли, а ошибки, допущенные в приорите­тах, обойдутся слишком дорого - вплоть до отмены приоритетности их, с потерей огромных, уже затраченных, ресурсов. Так, когда предприниматели Финляндии занялись исследованием и развитием производства мобильных телефонов, никто не знал, что скоро они достигнут фено­менальных успехов, что эта продукция выведет Финляндию в 2001 году на 1-е место по конку­рентоспособности, вытеснив такие страны, как США, Сингапур, Великобритания и др. Другой пример: в 2002 году правительство Сингапура определило приоритетными для страны высоко­технологичные отрасли, а через год выяснилось, что «локомотивом» ее экономики стало судо­строение, на которое правительство вообще не обращало внимания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты