| |мечтам и бьётся разбитыми крыльями. | |
| |Всё правдивее научается оно говорить, это Я; и чем | |
| |больше оно научается, тем больше находит оно слов, | |
| |чтобы хвалить тело и землю. | |
| |Новой гордости научило меня моё Я, которой учу я | |
| |людей: не прятать больше головы в песок небесных | |
| |вещей, а гордо держать её, земную голову, которая | |
| |создаёт смысл земли! | |
| |Новой воле учу я людей: идти той дорогой, которой | |
| |слепо шёл человек, и хвалить её, и не уклоняться от| |
| |неё больше в сторону, подобно больным и умирающим! | |
| | | |
| |Больными и умирающими были те, кто презирали тело и| |
| |землю и изобрели небо и искупительные капли крови; | |
| |но даже и эти сладкие и мрачные яды брали они у | |
| |тела и земли! | |
| |Своей нищеты хотели они избежать, а звёзды были для| |
| |них слишком далеки. Тогда вздыхали они: «О, если б | |
| |существовали небесные пути, чтобы прокрасться в | |
| |другое бытие и счастье!» — тогда изобрели они свою | |
| |выдумку и кровавое пойло! | |
| |Эти неблагодарные — они грезили, что отреклись от | |
| |своего тела и от этой земли. Но кому же обязаны они| |
| |судорогами и блаженством своего отречения? Своему | |
| |телу и этой земле. | |
| |Снисходителен Заратустра к больным. Поистине, он не| |
| |сердится на их способы утешения и на их | |
| |неблагодарность. Пусть будут они выздоравливающими | |
| |и преодолевающими и пусть создадут себе высшее | |
| |тело! | |
| |Не сердится Заратустра и на выздоравливающего, | |
| |когда он с нежностью взирает на свою мечту и в | |
| |полночь крадётся к могиле своего Бога; но болезнью | |
| |и больным телом остаются для меня его слёзы. | |
| |Много больного народу встречалось всегда среди тех,| |
| |кто предаётся грёзам и одержим Богом; яростно | |
| |ненавидят они познающего и ту самую младшую из | |
| |добродетелей, которая зовётся — правдивость. | |
| |Они смотрят всегда назад, в тёмные времена: тогда | |
| |поистине мечта и вера были другими вещами, | |
| |неистовство разума было богоподобием, а сомнение | |
| |грехом. | |
| |Слишком хорошо знаю я этих богоподобных: они хотят,| |
| |чтобы в них верили и чтобы сомнение было грехом. | |
| |Слишком хорошо знаю я также, во что сами они верят | |
| |больше всего. | |
| |Поистине, не в потусторонние миры и искупительные | |
| |капли крови, но в тело больше всего верят они, и на| |
| |своё собственное тело смотрят они как на вещь в | |
| |себе. | |
| |Но болезненной вещью является оно для них — и они | |
| |охотно вышли бы из кожи вон. Поэтому они | |
| |прислушиваются к проповедникам смерти и сами | |
| |проповедуют потусторонние миры. | |
| |Лучше слушайтесь, братья мои, голоса здорового | |
| |тела: это — более правдивый и чистый голос. | |
| |Более правдиво и чище говорит здоровое тело, | |
| |совершенное и прямоугольное; и оно говорит о смысле| |
| |земли. — | |
| |Так говорил Заратустра. | |
| |О презирающих тело | |
| | | |
| |К презирающим тело хочу я сказать моё слово. Не | |
| |переучиваться и переучивать должны они меня, но | |
| |только проститься со своим собственным телом — и | |
| |таким образом стать немыми. | |
| |«Я тело и душа» — так говорит ребёнок. И почему не | |
| |говорить, как дети? | |
| |Но пробудившийся, знающий, говорит: я — тело, | |
| |только тело, и ничто больше; а душа есть только | |
| |слово для чего-то в теле. | |
| |Тело — это большой разум, множество с одним | |
| |сознанием, война и мир, стадо и пастырь. | |
| |Орудием твоего тела является также твой маленький | |
| |разум, брат мой; ты называешь «духом» это маленькое| |
| |орудие, эту игрушку твоего большого разума. | |
| |Я говоришь ты и гордишься этим словом. Но больше | |
| |его — во что не хочешь ты верить — тело твоё с его | |
| |большим разумом: оно не говорит Я, но делает Я. | |
| |Что чувствует чувство и что познает ум — никогда не| |
| |имеет в себе своей цели. Но чувство и ум хотели бы | |
| |убедить тебя, что они цель всех вещей: так | |
| |тщеславны они. | |
| |Орудием и игрушкой являются чувство и ум: за ними | |
| |лежит ещё Само. Само ищет также глазами чувств, оно| |
| |прислушивается также ушами духа. | |
| |Само всегда прислушивается и ищет: оно сравнивает, | |
| |подчиняет, завоёвывает, разрушает. Оно господствует| |
| |и является даже господином над Я. | |
| |За твоими мыслями и чувствами, брат мой, стоит | |
| |более могущественный повелитель, неведомый мудрец, | |
| |— он называется Само. В твоём теле он живёт; он и | |
| |есть твоё тело. | |
| |Больше разума в твоём теле, чем в твоей высшей | |
| |мудрости. И кто знает, к чему нужна твоему телу | |
| |твоя высшая мудрость? | |
| |Твоё Само смеётся над твоим Я и его гордыми | |
| |скачками. «Что мне эти скачки и полёты мысли? — | |
| |говорит оно себе. — Окольный путь к моей цели. Я | |
| |служу помочами для Я и суфлёром его понятий». | |
| |Само говорит к Я: «Здесь ощущай боль!» И вот оно | |
| |страдает и думает о том, как бы больше не страдать,| |
| |— и для этого именно должно оно думать. | |
| |Само говорит к Я: «Здесь чувствуй радость!» И вот | |
| |оно радуется и думает о том, как бы почаще | |
| |радоваться, — и для этого именно должно оно думать.| |
| | | |
| |К презирающим тело хочу я сказать слово. То, что | |
| |презирают они, не оставляют они без призора. Что же| |
| |создало призор и презрение и ценность и волю? | |
| |Созидающее Само создало себе призор и презрение, | |
| |оно создало себе радость и горе. Созидающее тело | |
| |создало себе дух как длань своей воли. | |
| |Даже в своём безумии и презрении вы, презирающие | |
| |тело, вы служите своему Само. Я говорю вам: ваше | |
| |Само хочет умереть и отворачивается от жизни. | |
| |Оно уже не в силах делать то, чего оно хочет больше| |
| |всего, — созидать дальше себя. Этого хочет оно | |
| |больше всего, в этом вся страстность его. | |
| |Но теперь это для него слишком поздно — и вот ваше | |
| |Само хочет погибнуть, вы, презирающие тело. | |
| |Ваше Само хочет погибнуть, и потому вы стали | |
| |презирающими тело! Ибо вы уже больше не в силах | |
| |созидать дальше себя. | |
| |И потому вы негодуете на жизнь и землю. | |
| |Бессознательная зависть светится в косом взгляде | |
| |вашего презрения. | |
| |Я не следую вашим путём, вы, презирающие тело! Для | |
| |меня вы не мост, ведущий к сверхчеловеку! — | |
| |Так говорил Заратустра. | |
| |О радостях и страстях | |
| |Брат мой, если есть у тебя добродетель и она твоя | |
| |добродетель, то ты не владеешь ею сообща с другими.| |
| | | |
| |Конечно, ты хочешь называть её по имени и ласкать | |
| |её: ты хочешь подёргать её за ушко и позабавиться с| |
| |нею. | |
| |И смотри! Теперь ты обладаешь её именем сообща с | |
| |народом, и сам ты с твоей добродетелью стал народом| |
| |и стадом! | |
| |Лучше было бы тебе сказать: «нет слова, нет | |
| |названия тому, что составляет муку и сладость моей | |
| |души, а также голод утробы моей». | |
| |Пусть твоя добродетель будет слишком высока, чтобы | |
| |доверить её имени: и если ты должен говорить о ней,| |
| |то не стыдись говорить, лепеча. | |
| |Говори, лепеча: «Это моё добро, каким я люблю его, | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80