Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

гносеологическим тезисом диалектико-материалистиче-ской философии о том,

что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с

этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и

независимо от человека, его сознания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее

объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний,

которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит,

поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и

познаваемости мира равнозначны.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает

диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее

полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто

в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через

относительные истины к истине абсолютной.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое

не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она

достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть

практически недостижима.

Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете,

которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть

дополнено в дальнейшем.

Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к

которому нечего добавить.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине

абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и

каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины

абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от

конкретных условий существования объекта.

Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна

по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения

субъекта к объекту.

14 Практика как основание и цель познания

Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как

материальная деятельность по преобразованию действительности. При этом

познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они

различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика -

материальную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика

имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает

как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того,

вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает

первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений,

восприятий, представлений.

Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила

познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее

потребности выступают как важнейшая движущая сила познания.

Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики

и ее влиянии на познание последнее обладает относительной

самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается

собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама

научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику.

Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого

параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности

- и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон

исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку,

нежелание работать над решением практических задач.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в

том, что наука превращается в непосредственную производительную силу,

играет все большую роль в развитии и материально-производственной и

социальной сферы общественной жизни.

Практика - основная движущая сила познания. Главным стимулом для

развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера

приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического

взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального

взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в

определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные

свойства.

15 Практика как критерий истины

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на

критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания).

Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность.

Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких

самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный,

а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

Коренным пороком этих критериев то, что они находятся в самом знании,

в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и

теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки

знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных

естественных процессов.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и

историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии -

общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что

признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность

(взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует

соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к

общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к

практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов

"действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом",

"труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась

идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер).

Практика активная, целенаправленная чувственно-предметная

деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек

активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность

и в ходе её изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру.

Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная

система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо

её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом

процессе.

Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство

(труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая

деятельность; - военно-политическая деятельность.

Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную

сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации

для познания.

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к

жизни потребностями практики. - креативная функция

2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она

пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и

стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. -

детерминирующая функция

3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования

мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция

4. практика представляет собой и решающий критерий истины " критериальная

функция. Остановимся на последней функции.

Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный

процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что

критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том

смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо

положения. Относителен потому, что сама практика развивается,

совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать

истинность развивающегося знания. Так, практика на протяжении столетий не

могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и

познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия

истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения

мысли.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными

критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен

логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и

диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим

отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями

обеспечивает процесс познания истины.

16 Диалектика как филосовский метод и теория развития.

Диалектика - искусство вести беседу, спор, учение о наиболее общих

закономерностях становления, развития, внутренний источник которых

усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д.,

начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления,

который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от

друга.

Д – есть ф метод познания действительности, изучает всеобщее знание, а

не конкретные (как остальные науки).

Предмет д – всеобщие законы природы и общества.

В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная

Д. древних мыслителей; идеалистическая Д. немецкой классической философии;

марксистская материалистическая Д. как современная Д.

Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д.,

отражение объективной. Объективная д – д природы, вещей, общества, самого

объективного мира. А субъективнаая д – д мышления, человеческого познания –

средство которым постигается мир. Субъективная д отражает действительный

мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий.

О и С д – являются противоположностями и между ними есть противоречия

(различия ?), которые разрешаются в процессе человеческого познания и

деятельности, здесь применяются законы диалектики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты