Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

Ф. При этом выявились 2 тенденции – позитивистская – нигилистичная

относительно Ф и ее права иметь свой предмет; другая – соответственно с

которой ПФ либо натур. Ф (особенное фил. учение об про природу), либо как

метафизика – умозрительная, спекулятивная Ф, не оприраясь на обобщения

конкретных наук, в рамках своего предмета задает, очерчивает предметы

конкретных наук (Декарт, Лейбниц). Лишь в 19 в. удается конкретно

определить специфику предметов конкр. наук и ПФ. На этот процесс большое

влияние оказал диал. метод Ф, который сначала разработал Гегель, а потом

материалистически обосновали Маркс и Энгельс. До этого в Ф практиковался

метафизический подход (процессы и явления в природе не взаимосвязаны, не

развиваются, ничего нового не происходит). Фил. метод диалектики, в отличие

от идеалистического (Гегель), развивался с позиций материализма. Это

необходимо учитывать, посколько в определении ПФ существенным явл. вопрос

про соотношение материи и сознания, или, что то же самое, про природу и

дух. Этот вопрос Энгельс назвал основным вопросом Ф.

Признание первичности материи и вторичности сознания – это признание

материализмом того, что основой мира есть объективная реальность, что

именно ее развитие – условие развития сознания. В определении Энгельса

объединяется материализм и диалектика.

39. Единство и разнообразие историко-философского процесса.

Один ответ на вопрос:

Истор.-фил. процесс (ИФП) -- процесс развития философии. Обыденный взгляд

на историю философии (ИФ) исторический, т.е. акцент на историю, а не

философию. Мы акцент делаем на философии, т.е. не на истории, а на

философии, т.е. наш подход уже философский.

Чем же выглядит ИФ для обыденного взгляда? ИФ – случайная

последовательность учений различных философов, последовательность

протяженностью уже 2500 лет.

Чтобы перейти к философскому подходу, противостоящему обыденным, которые

едины в одном об ИФ – это множество учений, надо задать вопрос: “Почему

философия имеет историю?” Основание ИФ не во времени, не в истории. А в

чем?

В самой философии!

Наш вопрос: “Почему философия имеет историю?” – более точно таков: “Почему

философия имеет историю, которая есть история именно философии?” Сначала у

нас будет предварительный ответ, т.к. предпосылки отрицательны: мы не

знаем, что есть философия.

Этот вопрос делится на два:

что такое философия?

что есть история философии (почему философия имеет историю)?

ИФ – история нахождения предмета философии: каждый философ создает свое

определение предмета. В ходе ИФ философия возникает как наука.

Итак, философия – есть познание своего предмета, поэтому она не

совокупность мнений, а ИФ – история становления философии наукой об этом

предмете; история открытия многими философами предмета философии; это

философия в исторической форме – как возникающая философия.

Философия неотделима от своей истории: знать философию нельзя, не зная ИФ,

но и знать ИФ нельзя без знания философии. Изучение ИФ должно содействовать

разрешению этого действительного противоречия, состоящего в том, что ИФ и

философия – одно и тоже, и не одно и тоже.

Попытаемся наметить его решение, сформулировать предварительное понятие ИФ.

Почему в ИФ множество учений? Если бы предмет философии был “до”

философского познания, то он мог бы быть открыт одним философом, но, т.к.

предмета философии не существует до его познания, то каждый философ

выдвигает свой взгляд на предмет философии. Каждый из философов претендует

на абсолютную завершенность и законченность познания предмета философии. Он

является “догматиком” в отношении к себе самому и “скептиком” в отношении к

другим.

Каждое философское учение не было бы философским, если бы в нем не было бы

того философского содержания, которое требовалось бы сохранить. В ИФ

осуществляется не только опровержение, но и сохранение того истинного, что

было в каждом философском учении. Правы оба, говорящие об одном, но по-

разному, если второе есть действительно иное определение одного.

Сохранение предшествующих определений происходит через усвоение истинного

содержания в предшествующих учениях. Философия каждого последующего

включает в себя истинное в учениях предыдущих философов.

Итак, имеются два противоположных процесса: философия становится ИФ, а ИФ –

философией. Единая философия становится многими философскими учениями, но в

каждом содержатся все предыдущие учения. Поэтому ни одно философское учение

никогда не может быть опровергнуто полностью. В каждом философском учении

есть не только нечто преходящее, но и вечное.

Философские учения по этому второму процессу не только различны, но и

едины. И это единство не внешнее, а глубоко внутреннее. Все учения,

заслуживающие названия философских, являются необходимыми моментами ИФ, но

ни одно из них не выражает предмет философии целиком.

Необходимо знать все множество и единство философских учений. Но, на самом

деле, здесь не два, а три момента. Самый трудный для понимания – третий

момент.

1-ый процесс: философия становится ИФ;

2-ой процесс: ИФ становится философией.

Эти процессы просты, т.к. противоположны, но, и в этом заключается третий

момент, в действительности эти противоположные процессы образуют один

процесс. Если изображать наглядно - это круг. Это не путь все выше и выше –

пусть низшие плачут, т.к. последнее было бы лучшим. ИФ есть круг, а не

спираль без начала и конца.

ИФ не безусловный прогресс, а, идя вверх, – идем вниз, а, идя вперед, –

назад. Пройдя круг, мы придем не просто к современной философии, а к

философии как таковой.

Моменты в ИФ:

множество (Ф->ИФ);

единство (ИФ->Ф);

единство единства и множества (ФИФ).

Нужно иметь в виду, что единство и различия в ИФ не остаются одними и теми

же – они развиваются. В начале ИФ различие настолько не развито, что

кажется принципиального различия - нет. Философы как бы говорят почти одно.

Но также не развито в начале и единство – кажется, что говорят разное.

Мы должны уловить, что все выступившее многообразие философских учений

сводятся в их развитое единство. Поэтому: 1) философия одна для всех времен

и народов; 2) ни одно учение нельзя понять, вырвав его из целого ИФ.

Следовательно, задачи: прежде всего, познакомиться со многими учениями, а

понять их можно только в конце.

В результате все философские учения в ИФ сводятся к одному вопросу: “Что

есть Истина?” Истина – вот предварительное наименование предмета философии.

Философы занимаются познанием Истины.

Второй ответ на вопрос:

История философии (ИФ) – наука, чей предмет – становление и развитие Ф,

закономерности и фазы ее развития.

Сначала, в антич. эпоху, существует просто перечень мнений предществующих

мыслителей. Позже формируются научные подходы к ИФ, кот. пытаются связать

ИФ с общим развитием истории. Особый интерес представляет гегелевский

подход к ИФ. Основным принципом ее было положение о том, что

последовательность фил. идей во времени воспроизводит последовательность

логических категорий в развитой философ. системе, а именно, в гегелевской.

ИФ по Гегелю это процесс развития мысли в осознании истины; истина может

быть раскрыта лишь во всей истории человеческой мысли. В концепции Гегеля

есть очень важные моменты: идея о зависимости развития Ф от истории

общества (многообразие), идея о ИФ как о развивающемся постижении истины

(единство). Но -- гегелевская концепция в целом неприемлима в силу ее

идеалистического характера: ИФ представляется Гегелем как саморазвитие

абсолютного духа, что приводит к искажению действительной истории. Научный

подход к ИФ возможен только с позиций диалект. и историч. материализма.

Научный анализ ИФ исходит из необходимости рассматривать развитие Ф как

процесс, обусловленный соц.-эконом. и политическим развитием общества. Но

недостаточно определить закономерность Ф от исторических условий общества,

но и необходимо определить почему именно данный строй породил такую систему

фил. взглядов. Тогда диалектико- материалистический подход позволяет

представить ИФ как единый процесс формирования истины (единство), а попытки

решения каких-либо вопросов -- как вехи на пути истории общества и познания

(многообразие).

40. Древняя (ориенталистическая и античная) философия как колыбельвсех

следующих типов философии.

Ориенталистическая философия — восточная.

Китай – древнекитайстая диалектика в источнике «И цзин» формулируется как

взаимодействие сил «инь» и «ян», выступающих символами полярных начал –

тьмы и света, покоя и движения, мужского и женского. Индийская философия

также имеет огромную историю, на начальном этапе которого рассматривались

духовное и материальное начала всего.

Античная Ф складывалась на основе перенесенных с Востока (Китай, Египет,

Индия) зачатков астрономических, математических и тд знаний, а также в

результате освобождения фил. мысли из плена мифологических представлений. В

5 и 6 вв. до н. э. Ф и знание о природе еще не отделены друг от друга. При

отсутствии проверки число возникавшихгипотез фил-скогообъяснения мира было

велико. Это многообразие и уровень разработки сделали АФ школой фил.

мышления для следующих времен. Энгельс: «В многообразных формах греческой

философии уже имеются в зародыше почти все позднейшие типы мировоззрения».

Исходной точкой АФ был фил. материализм.

Фалес, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли от одного,

причем вещественного, начала. Их материализм носил еще наивный характер,

начало они видели в каком-то определенном веществе. Это представление

сочеталось с убежденностью, что в мире «ничего не остается неизменным, а

все движется, изменяется». В наиболее яркой форме этот наивный диалект.

подход был выражен Гераклитом – «Все течет и ничто не остается на месте»,

«все есть обмен противоположностей». Метафизическое мышление также

присутствовало, только у кого? Дальнейшее развитие материализма связано с

именем Демокрита, попытавшегося проникнуть в строение материи и развившего

гипотезу, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, в которой они

движутся (атомистика).

Однако внутри этой наивно-материалистической основы наметились воззрения,

приведшие к возникновению идеализма. Воззрения раскола на материалист. и

идеалистич. направления появилисьуже у самых ранних греч. философов. Эти

воззрения превратились во вт. половине 5 и первой пол. 4 вв. до н. э. в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты