Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

экзамена (МГУ). Я взял его без изменений. От себя могу добавить, что

наверняка всё выше прочитаное в некой смутной форме давно лежит у вас в

головах (ещё из школы). Рекомендую запомнить фамилии Герцена, Огарёва,

Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Бакунина, Достоевского,

Толстого и всё что с ними связано.

74. Философия русского космизма.

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в

культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,

религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование

“русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает

острые дебаты.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени

своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие

русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого

философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.

Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога,

способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному

воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес

представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.

Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне

реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого

примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной

цивилизации.

Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том

числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и

продолжают сбываться.

Философско-религиозное течение.

Русский космизм П.А.Флоренского

П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции

"русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и

человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно

древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос

(космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде

"образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.

Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты

личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И

мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут

рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир

биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его

хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его" [2]. В этом

заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство)

Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного

платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется

иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях

земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть

только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается,

обоживается" [3]. "Обоживание" является конечным результатом спасения всего

мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и

Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть

"космическая сторона христианства" [4]. У Флоренского, как впрочем и у

многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция,

история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся

история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон,

растягивающийся в века". По моему мнению философия Флоренского - это

космизм без эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки

отдельных церковных очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную

деятельность человека).

Христианский космос В.С.Соловьёва

Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:

Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира,

которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это

хаос).

Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе

(человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником

единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и

организатор вселенной.

В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы

(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов

его эволюции и бытия.

Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как

гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие

("восприятие мира в элементе софийности"), тем самым Соловьёв критикует

рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете

религиозного опыта и мистического созерцания.

Естественно-научное течение

Третий синтез космоса В.И.Вернадского

В результате своих изысканий относительно категорий пространства и времени

Вернадский пришёл к следующим выводам:

1) Пространство и время - реальные свойства реальных природных объектов, а

не философские категории и априорные принципы познания, как они

представлялись в философии Канта и в многочисленных вариантах этого

представления. Иначе говоря, пространство и время - это слова для обобщения

природных феноменов. Так же как наследственность имеет носителей в

организмах - определённые комплексы биохимических структур, - так и

пространство и время имеют своих носителей. В качестве примера можно

привести необратимость времени, его однонаправленность (незаменимость

прошлого и будущего) и дискретность времени (делимости времени на

определённые части). Пространственные характеристики проявляются в

геометрических построениях (понятия симметрии и диссиметрии природных

объектов).

2) В физическом мире (мире механического перемещения тел) как в макромире

больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел и огромных

скоростей, причина времени не содержится. Т.е. время и пространство - не

признаки физической реальности. Они не формируются в мире волн, колебаний,

орбит и траекторий, не являются их признаком.

3) Все характеристики времени-пространства и жизни в её биогеохимическом

выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом

совпадают.

Объективность и реальность пространства-времени позволили Вернадскому

уверенно заявить о космическом характере жизни и обосновать третий синтез

Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не

подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями. Вернадский

объединяет изученные и обобщённые в науке реальные черты всеохватывающего

Космоса. Материя, радиация, энергия, проявления жизни - кроме этих

сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу,

существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе

с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда есть устойчивая материя

в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть

жизнь, имеющая космическое значение.

Космическая философия К.Э.Циолковского

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе

метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы

атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и

эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием

Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но

и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я

считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же

сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало,

субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией

Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому,

"есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное

есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная.

Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть

только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое,

неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" [13].

Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей

в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой

"атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной

должны быть одинаковы" [13]. Это означает:

единство материального и духовного начал Вселенной;

единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и

чувствительность";

единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в

противовес христианским представлениям о бессмертии души;

выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на

свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц

вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы

космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на

отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по

Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя

бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов"

разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования

во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она

нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики

космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё живо",

т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не

согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его

несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции.

Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень

близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте

космической философии следующие значения:

эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и

разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические

структуры разных уровней;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты