международное патентно-правовое сотрудничество

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2002 г. N 72 утверждено Положение о Межведомственной комиссии по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и в Российской Федерации.

Мероприятия Межведомственной комиссии в своей содержательной части пока ограничены сбором исходных данных и организацией переговорного процесса на межправительственном уровне. Между тем необходимо учитывать ограниченную эффективность таких соглашений и/или переговоров по ним вследствие государственного иммунитета, незаинтересованности в заключении межправительственных соглашений большинства государств, использующих российские (советские) разработки, сложности проверки выполнения соглашений.

В этих условиях представляется необходимой разработка концепции восстановления прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам в ходе военно-технического сотрудничества. Работа по ее созданию должна быть осуществлена под эгидой Межведомственной комиссии на основе изучения законодательства, как Российской Федерации, так и стран-лицензиатов, анализа политической и экономической целесообразности с привлечением ведущих государственных юридических и экономических институтов.

2.3. Перспективы развития Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества[[43]].

Требования XXI столетия предполагают построение передовой в мировом масштабе организации по интеллектуальной собственности, с высоко квалифицированным кадровым потенциалом и эффективной системой правовой охраны интеллектуальной собственности. Деятельность этой организации должна способствовать увеличению ВВП России к 2010 году вдвое и построению экономики страны, основанной на знаниях.

Построение экономики, рационально сочетающей государственное регулирование с рыночными механизмами, направленными на стимулирование научной и инновационной деятельности, повышение уровня образования, науки и культуры – задача, стоящая перед современной Россией, и Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, безусловно, принимает активное участие в решении этой задачи.

Основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р утверждены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, а также План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, разработанные Минэкономразвития России по поручению Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2003 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” Российское агентство по патентам и товарным знакам было преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, находящуюся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, осуществляющего выработку государственной политики в сфере интеллектуальной собственности.

Правительство Российской Федерации постановлением от 16 июня 2004 г. № 299 возложило на Роспатент, наряду с традиционными функциями патентного ведомства, и новые функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов, товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот. Кроме того, Роспатент призван обеспечивать соблюдение интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества.

На протяжении определенного периода времени основным направлением деятельности Роспатента являлось совершенствование нормативной правовой базы в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, что является традиционной функцией патентного ведомства. Так, несмотря на существенное обновление в течение 2002-2004 гг. нормативной правовой базы, Роспатент продолжает работу по подготовке предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства в области интеллектуальной собственности. Подготовлены и направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения по изменению положений Патентного закона Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также предложения по внесению изменений в иные нормативные правовые акты в сфере ведения Роспатента.

Одновременно принципиально важным для Роспатента на данном этапе также становится разработка и принятие комплекса мер, направленного на реализацию новых функций по организации учёта и контроля за правовой охраной и использованием результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, созданных за счёт средств федерального бюджета.

К настоящему времени уже разработаны концепция нормативно-методического обеспечения контрольных и надзорных функций, проект порядка проверки деятельности организаций по обеспечению правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, единые формы документов и методических рекомендаций, необходимые для осуществления государственного учёта и регистрации научных и научно-технических результатов, созданных на средства федерального бюджета.

Дополнительно планируется разработать меры, направленные на эффективное использование государством объектов интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности, совершенствование нормативной правовой базы коммерциализации исследований и разработок, созданных с привлечением средств федерального бюджета, создание системы экономических стимулов их коммерциализации. Осуществляются мероприятия по модернизации автоматизированных систем Роспатента. В 2005 году в Роспатенте внедрена в промышленную эксплуатацию уникальная автоматизированная система поиска по изображениям товарных знаков (единственная в мире), введен в действие удостоверяющий центр для сертификации и генерации электронных ключей, обеспечивающий работу с электронными документами, подписанными электронно-цифровой подписью, в сфере предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности. Создана система безбумажного электронного взаимодействия между Роспатентом и ВОИС по заявкам и регистрациям Мадридской системы международных товарных знаков

В прошедшем году на сайте Роспатента представлены открытые электронные реестры по изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, наименованиям мест происхождения товаров, общеизвестным товарным знакам.

С января 2005 года Роспатент предоставил для открытого доступа реестр заявок на товарные знаки с указанием актуального состояния делопроизводства по ним.

В 2006 году была разработана Стратегия развития системы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам до 2010 года, определяющая не только основные цели, направления и задачи развития, но и основные пути их решения. Реализация основных стратегических задач развития системы Роспатента будет способствовать построению передовой организации по интеллектуальной собственности, с высоко квалифицированным кадровым потенциалом и эффективной системой правовой охраны интеллектуальной собственности.

Таким образом, за прошедший период времени Роспатентом заложена основа для реализации мероприятий в рамках административной реформы: подготовлена стратегия развития всей системы на 2007год и последующие годы, проведены мероприятия, направленные на автоматизацию системы поиска, повышение уровня информированности заинтересованного круга лиц и открытости, «прозрачности» деятельности Роспатента, модернизацию системы информационного обеспечения.

Целями Роспатента на современном этапе является создание оперативной, высокоэффективной организации, готовой в условиях существенного увеличения объема работ обеспечивать правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, осуществлять надзор и контроль в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности.

В качестве целей административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах намечены:

·                     повышение качества и доступности государственных услуг;

·                     ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

·                     повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

В этой связи для достижения перечисленных целей предполагается решение следующих задач:

·                     внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

·                     разработка и внедрение административных регламентов в органах исполнительной власти;

·                     оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

·                     повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

·                     модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты