Авторский договор

Еще одной обязанностью пользователя является привлечение автора к работе по подготовке произведения. Ранее упомина­лось, что автор должен по требованию пользователя содейство­вать выпуску произведения в свет, хотя, по большому счету, это является также и правом автора. Поэтому, если пользователь не привлекает автора к данной работе, он вправе настаивать на этом. К примеру, в издательском договоре на литературное про­изведение, как правило, указывается обязанность автора по требованию издательства просматривать корректуру, а также особо прописывается обязанность издательства по требованию автора предоставить ему возможность знакомиться с корректу­рой. Помимо всего прочего, тем самым автор может проконтро­лировать соблюдение другой стороной его права на защиту ре­путации.

К числу обязанностей приобретателя авторских прав отно­сится и использование произведения. Но сразу следует огово­риться: данная обязанность не возлагается на приобретателя законодательством, а может быть предусмотрена исключитель­но авторским договором. Как правило, такое требование вы­двигает автор, поскольку он практически всегда заинтересован в том, чтобы его произведение было доведено до сведения об­щественности. Чаще всего в авторских договорах прописывает­ся условие, что данная обязанность должна быть исполнена приобретателем в срок, меньший по сравнению с общим сроком действия договора. Также обычно в договоре фиксируется пра­во автора требовать окончательного расчета в случае, если пользователь нарушит данную обязанность. Моментом возник­новения указанной обязанности пользователя является момент одобрения авторской работы. Если же произведение было от­клонено в связи с его несоответствием условиям договора, то такая обязанность у пользователя не наступает. Стороны дого­вора самостоятельно согласовывают объем и способы использо­вания произведения. При этом возможны два варианта: либо автор передает пользователю все имущественные права на про­изведение, либо он уступает лишь часть таких прав, а осталь­ные оставляет за собой с возможностью передачи их другим ли­цам. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» лишь указывается, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора (п. 2 ст. 31).

Большое значение имеет определение момента начала ис­пользования произведения. В соответствии с п. 8 постановле­ния Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. нача­лом использования произведения следует считать время выпус­ка его в свет (опубликования). Сдача рукописи литературного произведения в набор, репетиция спектакля и другие действия по подготовке произведения к выпуску в свет не могут счи­таться использованием произведения. Необходимо особо отме­тить, что приобретатель прав на произведение обязан использо­вать данную работу автора именно тем способом, который ука­зан в договоре. Использование произведения иным, не преду­смотренным договором способом считается прямым нарушени­ем авторского договора и приравнивается к бездоговорному ис­пользованию.

Помимо перечисленных, на пользователя также возлагается обязанность выплаты авторского вознаграждения. Условия и порядок выплаты вознаграждения устанавливаются сторонами самостоятельно. Но законодательство по данному вопросу со­держит два условия, соблюдение которых сторонами обязатель­но. Первое: если в издательском или ином авторском договоре о воспроизведении произведения вознаграждение установлено в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть опреде­лен максимальный тираж произведения. Данное требование распространяется лишь на те авторские договоры, которые имеют своим предметом переуступку прав на воспроизведение произведений, т.е. изготовление экземпляров произведений в любой материальной форме. В других авторских договорах, ко­торые позволяют использовать произведение с разной интен­сивностью (публичный показ, передача в эфир и т.п.), фикси­рованное вознаграждение может определяться без указанных ограничений. Второе: если имеет место заключение договора заказа, то заказчик обязан в счет согласованного в договоре вознаграждения выплатить автору аванс. При этом условия и порядок выплаты аванса согласовываются сторонами самостоя­тельно.

Помимо выплаты авторского вознаграждения, стороны могут предусмотреть в договоре обязанность пользователя в случае необходимости компенсировать автору дополнительные расхо­ды. Это могут быть расходы, связанные с командировкой авто­ра для сбора материала, с участием в работе съемочной группы и т.п. Наряду с рассмотренными обязанностями в отдельных случаях авторские договоры могут включать в себя и другие обязанности приобретателя. К примеру, на практике встреча­ются случаи, когда авторский договор фиксирует условие о предоставлении автору в собственность определенного количе­ства бесплатных экземпляров произведения. Издательские до­говоры нередко предусматривают обязанность издательства письменно сообщить автору о намерении переиздать произве­дение. Если автор в течение согласованного сторонами срока письменно уведомит издательство о своем желании внести в произведение изменения, то с ним должен быть заключен до­говор на переиздание произведения с изменениями (кроме сти­листической правки и исправления ошибок). В случае, если ав­тор не даст ответа в указанный срок, издательство имеет право переиздать произведение без изменений. Естественно, что дан­ное правило остается в силе только до тех пор, пока не истек общий срок действия договора, в противном случае для переиз­дания произведения необходимо заключение нового договора с автором. Сценарный договор для художественных кинофильмов может предусматривать обязанность студии обеспечить автора консультациями по вопросам, связанным с кинопроизводством, предоставить возможность просмотра определенной литерату­ры, фильмотечного и другого материала и т.д. Наконец, в кон­кретных авторских договорах на пользователя могут возлагать­ся любые иные обязанности, не противоречащие действующему законодательству. Так, заказчик может принять на себя обя­занность по предоставлению автору исходного материала для создания произведения, организации творческой деятельности автора и т.п.[9]


 Глава IV. Прекращение и ответственность по авторскому договору.

§1.Прекращение авторского договора.

Прекращение авторского договора подразумевает прекраще­ние обязательственного правоотношения, возникшего между автором и пользователем произведения на основе заключенного ими авторского договора, что приводит к отпадению прав и обязанностей его участников, а иногда даже к возложению на одного из них отрицательных последствий указанного юри­дического факта.

На авторский договор вообще и на прекращение авторского договора в частности распространяются общие нормы граж­данского законодательства. Помимо этого, данные договоры ре­гулируются специальными нормами авторского права, где от­ражается специфика авторских договоров. Далее будет рас­смотрен ряд оснований прекращения авторского договора.

Во многих случаях действие авторских договоров приоста­навливается в результате истечения срока их действия. Как правило, в течение этого срока каждая из сторон исполняет свои обязанности по договору, а как следует из ст. 408 ГК РФ, это является основанием прекращения обязательства. Но, учи­тывая особенность авторского договора, данная норма к таким правоотношениям не применяется, поскольку отдельные права и обязанности сторон не исчерпываются их исполнением и со­храняют силу в течение всего срока действия договора. Так, например, в соответствии с договором о передаче исключитель­ных прав автор обязан воздержаться от передачи прав на ис­пользование произведения другим лицам до прекращения дей­ствия первоначального договора; за этот же период организа­ция вправе использовать произведение неограниченное число раз, если только соответствующим договором не определены строгие рамки такого использования. Но следует иметь в виду, что далее в случае неиспользования произведения истечение срока действия договора прекращает такое право. По ранее действовавшему законодательству в такой ситуации стороны не могли продлить действие первоначального договора, а могли лишь заключить новый. Поэтому в юридической литературе продолжение работы по прекратившемуся в связи с истечением срока договору определялось как конклюдентные действия, свидетельствующие о заключении нового договора на условиях первоначального договора. Так, в середине 70-х годов пере­водчик Б. заключил с одним из отечественных издательств до­говор об издании перевода. Через несколько месяцев перевод был одобрен, и переводчику выплачено 60% гонорара. В тече­ние трех лет перевод не был издан, и действие договора пре­кратилось. Переводчик не потребовал от издательства ос­тальные 40% гонорара. Неожиданно, по прошествии 10 лет, из­дательство уплатило автору 40% гонорара, после получения ко­торых он узнал, что произведение вышло в свет. Считая, что издание после такого промежутка времени с момента заключе­ния договора является бездоговорным, переводчик обратился в суд с требованием уплаты еще 100% гонорара (независимо от сумм, полученных им по договору). Издательство иска не при­знало, указав, что перевод в течение этого времени дорабаты­вался, что действие договора десятилетней давности продолжа­лось, так как переводчик не потребовал выплаты 40% гонорара и, кроме того, был осведомлен о работе над книгой, что, по мне­нию ответчика, являлось фактическим заключением нового до­говора. Суд отверг доводы ответчика и удовлетворил иск, обя­зав издательство произвести выплату авторского гонорара за издание произведения независимо от сумм, выплаченных авто­ру по первоначально заключенному договору. Новое авторское законодательство оставляет решение вопроса о продлении сро­ка действия договора на усмотрение самих сторон. В связи с этим в случае возникновения ситуации, когда срок договора ис­тек, а стороны продолжают работу по подготовке произведения к использованию, им необходимо заключить дополнительное со­глашение с четко решенными вопросами о дальнейшей судьбе договора. Иначе возникший спор будет решаться судом, кото­рый, исходя из конкретных обстоятельств дела, может поддер­жать или пользователя, обосновывающего позицию о достиже­нии сторонами соглашения по продлению срока действия дого­вора, или автора, доказывающего заключение сторонами нового авторского договора на неопределенный срок.

Надо отметить, что в самом авторском договоре может быть предусмотрена возможность досрочного прекращения его дей­ствия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использо­вания произведения. Так, издательство, первоначально опуб­ликовавшее произведение, может потерять интерес к его пере­изданию, хотя в соответствии с заключенным договором оно имело на это право в течение всего срока действия соглашения. Письменный отказ издательства от переиздания приравнива­ется к прекращению договора, что дает автору право свободно распоряжаться всеми имущественными правами на произве­дение.

Другим основанием для прекращения авторского договора может служить окончание действия самих авторских прав, ко­торые являлись его предметом. Так как имущественные права автора, которые уступаются по авторскому договору, действуют в течение жизни автора и еще 50 лет после его смерти, то с мо­мента прекращения их действия заканчивают свое действие и те авторские договоры, которые опосредовали их передачу. В литературе встречается иной взгляд на эту проблему, который приводит к выводу о возможности существования беспредмет­ных договоров, с чем вряд ли можно согласиться.[10] К тому же при прекращении авторских прав дого­вор теряет всякий смысл, поскольку произведение переходит в общественное достояние и в результате этого может быть сво­бодно использовано любым лицом; все это лишает договорного пользователя каких-либо преимуществ. В итоге надо признать, что при прекращении действия авторских прав, даже если ав­торский договор был заключен на более длительный срок, по­следний прекращается, и пользователь освобождается от всех имущественных обязательств перед своим контрагентом по ав­торскому договору. Но существуют отдельные исключения. На­пример, пользователь заинтересован в предоставлении именно ему исключительных прав на использование произведения, срок охраны которого еще не истек. В этом случае у него есть воз­можность в добровольном порядке принять на себя обязатель­ство по выплате наследникам определенного вознаграждения за использование произведения уже после перехода последнего в общественное достояние. Это соглашение не будет противоре­чить закону, особенно если его оформить в качестве отдельного договора, но тогда его следует квалифицировать не как автор­ский договор, а как договор дарения, заключенный под услови­ем, или как договор ренты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты