Авторский договор

Анализ содержания авторского договора целесообразно на­чать с характеристики обязанностей автора. Основная его обя­занность - создание и передача заказчику заказанного произ­ведения. Для надлежащего выполнения данной обязанности ав­тору необходимо создать произведение, соответствующее усло­виям договора. К примеру, литературное произведение должно соответствовать зафиксированным в договоре заказа виду ли­тературы, жанру, иметь согласованный с издательством объем. А сценарий художественного кинофильма должен отвечать творческой заявке, излагающей основную идею, сюжетный за­мысел и характеристику главных действующих лиц будущего  сценария. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, измене­ние состава соавторов допустимы только с согласия организа­ции-заказчика, что, как правило, оформляется составлением нового или изменением прежнего авторского договора. Чисто техническая работа, такая, как сбор материала и т.п., может быть выполнена по поручению автора любым лицом, при этом получение согласия заказчика необязательно. Автор обязан представить заказанное ему произведение в установленный до­говором срок. Исходя из смысла законодательства и сложив­шейся практики, автор имеет право представить заказанное произведение досрочно, при условии, что в договоре не зафик­сировано иное. Произведение должно быть представлено заказ­чику в готовом для использования виде, т.е. в наличии должны быть все оговоренные договором элементы. Стороны вправе предусмотреть передачу заказанного произведения по частям. С целью предупреждения возможных споров сдачу-приемку произведения целесообразно оформить специальным докумен­том, к примеру особой распиской.

На авторе также лежит обязанность доработки произведения по требованию заказчика. Необходимость доработки может быть выявлена в результате рассмотрения произведения, когда оно в целом соответствует требованиям договора, но требует внесения определенных уточнений или изменений. Однако необходимо особо отметить, что требования о внесении в произведение уточнений или изменений может ставиться исключительно в пределах условий авторского договора. Например, заказчик не вправе требовать от автора составления алфавитно-предметного указателя, если это не было заранее оговорено в договоре. Также заказчик не вправе настаивать на том, чтобы автор изменил свою точку зрения по тому или иному вопросу, даже если, по мнению заказчика, данная точка зрения является ошибочной. Предлагаемые требования по изменению и дополнению произ­ведения должны быть точно указаны заказчиком. Стороны должны также достигнуть соглашения о новом сроке представ­ления измененного или дополненного произведения. Отсутствие такого согласования может привести к конфликту. Так, П. за­ключил с издательством договор на издание произведения. Ав­тор представил его в срок, но издательство потребовало дора­ботки рукописи. Срок доработки, однако, не был сторонами оп­ределен. При повторной сдаче доработанного произведения из­дательство отказалось его принять, мотивируя свой отказ не­своевременностью представления рукописи, и расторгло с авто­ром договор. П. обратился с иском в суд, который восстановил действие издательского договора, а в своем решении указал, что согласно ст. 168 ГК РСФСР 1964 г. недопустимо одностороннее изменение условий договора. Кассационная инстанция подтвер­дила правильность вынесенного судом решения. Ответа на во­прос о том, сколько раз произведение может возвращаться ав­тору на доработку, в действующем законодательстве не дается, поэтому данный аспект лучше специально оговорить в договоре. Может возникнуть ситуация, когда необходима доработка уже одобренного заказчиком произведения. Например, если к изда­нию подготовлена работа на юридическую тематику, но внесены существенные изменения в законодательство, автор обязан по требованию заказчика внести соответствующие изменения в данную работу. При этом автор имеет право на дополнительное вознаграждение за доработку произведения лишь в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

Следующей обязанностью автора является его участие в под­готовке произведения к использованию. Данная обязанность, как правило, прописывается в конкретном авторском договоре. Это связано с тем, что содержание такого участия зависит от вида произведения и характера его использования. Например, в соответствии с издательским договором автор по требованию издательства без специального вознаграждения должен про­сматривать корректуру произведения с соблюдением оговорен­ных сроков, принимая во внимание график движения книжных изданий в производстве. Согласно сценарному договору для ху­дожественных кинофильмов на автора возлагается обязанность дачи консультаций режиссеру и актерам по вопросам, связан­ным с трактовкой сцен, образов действующих лиц и т.п., участ­вовать в обсуждениях киноматериала и законченного фильма. Но в отличие от издательского договора данная работа автора по сценарному договору оплачивается в размере, установлен­ном соглашением сторон.

Наконец, последней обязанностью автора, связанной прежде всего с передачей исключительных прав, является обязанность не передавать третьим лицам указанное в договоре произведе­ние или часть его для использования тем же способом и в тех же пределах, если на это не получено согласие первоначального пользователя. При этом следует особо подчеркнуть, что данный запрет относится лишь к предоставлению произведения для ис­пользования аналогичным способом, установленным первона­чальным договором, и если, к примеру, автор заключил из­дательский договор, то это не означает, что он не вправе без со­гласия издательства предоставить данное произведение для публичного исполнения или переработки в иной жанр.

Указанная обязанность возлагается на автора с момента за­ключения соглашения и остается в силе в течение всего срока действия авторского договора.

Наряду с автором ряд обязанностей возлагается также и на заказчика.

В первую очередь заказчик обязан принять и рассмотреть переданное автором произведение. Выполняя данную обязан­ность, заказчик проверяет качество оформления произведения, его комплектность. Указанные действия осуществляются в по­рядке, предусмотренном договором. Как правило, факт приня­тия произведения оформляется специальным документом, ко­торый подтверждает сдачу автором заказанного произведения. Иногда в авторском договоре фиксируется условие о том, что предоставленное произведение считается принятым, если поль­зователь в течение определенного срока не потребовал от авто­ра дооформления или доукомплектования произведения. Если произведение было принято, то заказчик также обязан его рас­смотреть, т.е. одобрить, отклонить (но только по основаниям, предусмотренным договором) или выдвинуть требование о вне­сении в произведение поправок с точным указанием существа необходимых изменений (но также только в пределах договора). Все эти действия заказчик обязан выполнить в срок, преду­смотренный соглашением сторон. Оценку произведения заказ­чик может выполнить самостоятельно либо привлечь к этому специалиста, направив данное произведение для рецензирова­ния. По общему правилу, время рецензирования произведения включается в срок, предоставляемый заказчику для рассмотре­ния произведения. Иногда необходимость получения специаль­ного заключения по представленному произведению преду­сматривается нормативными актами. К примеру, рукописи учебников и учебных пособий для высших учебных заведений в обязательном порядке подлежат рецензированию на кафедре одного из ведущих по данной специальности вузов, а также крупным специалистом в данной области. В указанном случае время оценки рукописи в соответствующей организации исклю­чается из срока, отведенного заказчику для рассмотрения про­изведения.

При этом следует иметь в виду, что оценка произведения яв­ляется обязанностью самого заказчика. Конечно, он вправе учитывать отзывы рецензентов, но окончательную оценку должен дать сам. В случае одобрения произведения заказчиком считается, что автор исполнил свою обязанность по созданию произведения надлежащим образом. Факт одобрения произве­дения оформляется специальным документом, при этом автору направляется письменное извещение об одобрении его работы. Правда, на практике встречаются случаи, когда данное тре­бование не соблюдается; если такое происходит, произведение считается одобренным с истечением срока, установленного для его рассмотрения. Следует заметить, что данный срок начинает отсчитываться с момента сдачи автором надлежащим образом оформленного произведения, даже если оно было передано дос­рочно. В этом случае характерен следующий пример. С. заклю­чил с телестудией договор на написание сценария телефильма. В договоре был указан срок сдачи сценария - 15 апреля 1984 г. Автор сдал его досрочно - 3 января 1984 г. В течение 30 дней (срок, предоставляемый организации для рассмотрения произ­ведения) ему не было направлено извещение о результатах рас­смотрения сценария. Только 28 февраля студия направила ав­тору письмо, в котором сообщила, что сценарий не может быть принят. В выплате части гонорара студия отказала на том ос­новании, что срок рассмотрения сценария не нарушен, по­скольку С. представил сценарий раньше указанного в договоре срока. Позиция студии была признана несостоятельной, так как при принятии сценария срок на рассмотрение начал исчислять­ся с момента представления сценария автором, т. е. с 3 января 1984 г. Поскольку студия пропустила срок для отклонения про­изведения, она обязана выплатить автору 50% вознаграждения как за одобренный сценарий.

При принятии заказчиком решения о необходимости дора­ботки произведения он должен довести до сведения автора, в чем состоит суть этой доработки, и согласовать с ним ее сроки. До автора должно быть четко доведено существо требований, в противном случае это чревато в дальнейшем возникновением спора, о чем свидетельствует следующий пример. К. заключил с издательством авторский договор. В соответствии с этим дого­вором издательство должно было выпустить в свет литературное произведение объемом 20 авторских листов. Автор представил рукопись в обусловленный договором срок, но издательство воз­вратило ее на доработку. Исправленная рукопись была пред­ставлена автором, но издательство внесенные поправки не удовлетворили, и рукопись снова была направлена на доработ­ку. Такая ситуация повторялась несколько раз. В итоге изда­тельство выпустило в свет произведение объемом 8 авторских листов, а оставшаяся часть рукописи издана не была, хотя письменного отказа со стороны издательства не последовало. Автор обратился в суд с иском о взыскании вознаграждения за всю проделанную в соответствии с договором работу, и суд данные исковые требования удовлетворил. Решение об отклоне­нии произведения, обычно фиксируемое специальным докумен­том, принимается заказчиком в случае, если представленное произведение не отвечает условиям заключенного соглашения либо невозможно использование данного произведения по на­учным или художественным достоинствам. Заказчик вправе отклонить произведение, не передавая его на рецензирование, но в любом случае такое решение должно быть мотивирован­ным, так как автор имеет право его оспаривать.

Другой обязанностью пользователя является соблюдение всех личных неимущественных прав автора. Вообще-то данное тре­бование распространяется на всех лиц вне зависимости от того, имеют ли они договорные отношения с автором или нет. Одна­ко, авторский договор, как правило, специально прописывает обязанность пользователя соблюдать авторские права. Следует акцентировать внимание на обязанности пользователя соблю­дать право автора на защиту произведения от любого искаже­ния, так как именно в этой области возникает большинство споров. Авторский договор, как правило, содержит пункт, за­прещающий пользователю без согласия автора вносить измене­ния в представленное ему произведение, такие, как сокращение объема, дополнение произведения комментариями и т.п. На­пример, в соответствии с Типовым положением о подготовке текстовых оригиналов непериодических изданий к выпуску, ут­вержденным Госкомиздатом СССР 9 ноября 1982 г., в процессе редактирования ведущий редактор обязан внимательно отно­ситься к творческой индивидуальности автора. Всякие измене­ния в оригинале должны согласовываться с автором, который подписывает исправленный экземпляр до сдачи его в производ­ство. Если в процессе подготовки произведения к использова­нию в него были внесены не согласованные с автором измене­ния, ему обычно предоставляется право требовать восстановле­ния произведения в первоначальном виде, расторжения дого­вора или возмещения причиненных ему убытков. К примеру, судебная практика исходит из того, что, если объем произведе­ния был сокращен без предварительной договоренности с авто­ром, авторское вознаграждение подлежит уплате в размере, оговоренном за полное произведение. В этой связи можно при­вести следующий пример. Автор П. заключил договор с издательством на издание сборника рассказов объемом до 140 лис­тов. Автор представил произведение именно такого объема, но издательство сократило его и выпустило сборник объемом 110 листов. Исходя из этого объема, было выплачено и авторское вознаграждение. Автор потребовал выплаты вознаграждения за всю представленную им работу, мотивируя это тем, что сборник был сокращен без его согласия, без объяснения причин, и кор­ректуру издания он не подписывал. Суд удовлетворил требова­ния автора. Но надо отметить, что при заключении договора автор может дать согласие на последующее изменение своего произведения - тогда такое согласие уже не может быть отозва­но автором в одностороннем порядке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты