атом.
Ньяя.
Система, в которой делается упор на исследовании метафизических
вопросов при помощи логики.
Веданта, Миманса.
На санскрите слово веданта означает конец вед. К Веданте в широком
смысле относятся: собственно Веданта, пурва-миманса, некоторые учения
вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно Веданта – одна из
шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем;
сочинение “Веданта-сутра” (или “Брахма-сутра”) приписывается мудрецу
Бадараяне (4-3 вв. до н.э.). Высшая реальность и причина всего
существующего – вечный несотворенный брахман. Целью бытия Веданта считает
“освобождение”, достижение изначального тождества индивидуального духовного
начала (атмана) и брахмана. Позднейшие варианты собственно Веданты: адвайта-
веданта (не двойственная) Шанкары, учение Рамануджи. Представители Веданты
в новое время: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришнан и др.
На санскрите слово миманса означает исследование. Миманса – одна из
шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии.
Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и
отрицая безусловную ценность мокши (освобождения) и религиозного
отшельничества, Миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной
жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.
Древнеиндийская философия и современность.
Несмотря на свое древнее происхождение, индийская философия
продолжает влиять на умы современных людей. Например, в древнейших
священных писаниях планеты – Ведах (датируемых тысячелетиями до нашей эры)
– содержатся знания, которыми современное человечество по большей части еще
не может воспользоваться. Знания эти поражают своей сложностью и
универсальностью и затрагивают буквально все стороны человеческой жизни:
физика, математика, химия, астрономия, биология, архитектура, космология,
медицина, техника, музыка, литература, и многие другие. Иногда они даже
превосходят современные научные познания. Лишь только в последние несколько
десятилетий ученые начали находить подтверждение многим казавшимся ранее
мифологическими фактам.
Ниже приводятся лишь некоторые из достижений древнеиндийской науки и
техники, которые были вновь воплощены в Европе и Северной Америке лишь за
последние 100-150 лет.
| | | |
|Медицина и | | |
|биология | | |
|Достижения и |Первые упоминания|Открыты современной|
|знания | |наукой |
|Пластические |Сушрута |Немецкие медики |
|операции |(4000-2000 гг. до|1968 год. |
| |РХ) | |
|Протезы |Риг Веда |ХХ век |
| |(1.116.15) | |
|Число хромосом |Махабхарата |1890 год |
|Соединение мужских|Бхагавата Пурана |ХХ век |
|и женских хромосом| | |
|в зиготе | | |
|У ребенка слышно |Айтарея |Робинсон, 1972 год |
|сердцебиение на |Упанишада, | |
|2-ой месяц |Бхагавата Пурана | |
|беременности | | |
|Искусственное |Махабхарата |Стептое, 1978 |
|оплодотворение | | |
|Партеногенез |Махабхарата |ХХ век |
|Увеличение |Бхагавата Пурана |Еще не подтверждено|
|продолжительнос-ти| | |
|жизни при | | |
|космических | | |
|путешествиях | | |
|Деление клеток (на|Бхагавата Пурана |ХХ век |
|3 слоя) | | |
|Микроорганизмы |Махабхарата |XVIII век |
|Жизнь в растениях |Вся ведическая |Боз, XIX век |
| |традиция | |
|Изучение природы |Прашна Упанишада,|ХХ век |
|сна |Йога-сутры | |
| |Патанджали | |
|Анализ строения |Риг Веда, Айтарея|Лабиринт-Макналли, |
|уха |Упанишада |1925 год |
|Физика | | |
|Достижения и |Первые упоминания|Открыты современной|
|знания | |наукой |
|Скорость света |Риг Веда, |XIX век |
| |Саянбхашья (1400 | |
| |г) | |
|Планеты, которые |Махабхарата |XVII-XIX века |
|находятся за | | |
|Сатурном | | |
|Космические |Многие |На начальной стадии|
|путешествия |произведения | |
|Сила гравитации |Прашна Упанишада |XVII век |
|Ультрафиолетовый и|Мундака Упанишада|ХХ век |
|инфракрасный | | |
|спектры | | |
|Тахионы, |Мундака Упанишада|Сударшан, 1968 год |
|передвигающиеся | | |
|быстрее света | | |
|Ядерное оружие |Махабхарата, |Середина ХХ века |
| |Бхагавата Пурана | |
|Черные дыры |Мундака Упанишада|ХХ век |
|Летательные |Риг Веда, |Конец ХIХ века |
|аппараты (тяжелее |Рамаяна, | |
|воздуха) |Махабхарата | |
|Субатомные частицы|Бхагавата Пурана |Томас, Резерфорд, |
| | |Чадвик, ХХ век |
|Использование |Махабхарата |Гавро, 1964 |
|звука для |("ваджра-астра") | |
|разру-шения | | |
|материальных | | |
|объектов | | |
|Круговорот воды в |Риг Веда, Рамаяна|XIX век |
|природе | | |
Хотя время появления или написания ведических текстов - четырех
изначальных Вед, а также Упанишад, Пуран, Махабхараты и Рамаяны – очень
трудно определить, все ученые подтверждают их значительную древность. Так,
они относят время появлений древнейших частей Риг Веды к IV-III тысячелетию
до РХ.
Другие ведические писания по их подсчетам были записаны в I тысячелетии до
РХ – первых веках по РХ.
Это частично совпадает с внутренней ведической традицией, согласно которой
Веды были впервые собраны воедино, отредактированы и записаны в III
тысячелетии до РХ (а до этого они передавались исключительно устно по цепи
ученической преемственности, от духовного учителя - к ученику).
Помимо исчерпывающих материальных, в ведических произведениях представлены
поразительные духовные и тонкоматериальные знания: личный Бог,
всепроникающий Брахман, душа, закон кармы, круг перевоплощений - "колесо
самсары". Также в этих писаниях описаны эзотерические пути развития
необычайных мистических сил и духовного возвышения человека.
Итак, что же такое Веды? В принципе, это слово можно даже не переводить с
санскрита - слово "веда" переводиться на русский как "ведать", "знать". То
есть Веды – это, буквально, книги знания. Согласно самой ведической
традиции, изначально существовала только одна Веда, полученная
непосредственно от Верховного Господа Вишну. Однако около 5 тысяч лет
назад, в связи с духовной деградацией человечества, мудрец Вьяса разделил
единую Веду на 4 части, самхиты: Риг, Сама, Яджур и Атхарва.
Ведические писания – это огромный свод произведений, которые примыкают к
изначальным четырем Ведам. Это брахманы (описание и объяснение сакрального
значения ведических жертвоприношений), араньяки (книги для людей, которые
решили отрешиться от мира) и Упанишады (философские произведения, в которых
описывается Абсолютная истина). Каждая брахмана, араньяка и Упанишада
относится к одной из Вед. Все вышеперечисленные произведения называются
"шрути" - "услышанное".
Помимо этого древнейшего свода, существует корпус писаний "смрити" -
"запомненное", который называют иногда "пятой Ведой". Смрити состоит из 18
Пуран - обширных произвдений, охватывающих большое количество тем, от
социологии до мистики, и Рамаяны и Махабхараты - двух великих эпических
произведений, в которых также затрагивается много вопросов. Например,
частью Махабхараты является Бхагавад-гита - один из самых известных
философских трактатов Индии.
3. Древнекитайская философия.
Одна из интересных особенностей китайской философии – это отношения
между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория
познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в
размышлениях основных представителей китайской философии. Возраст китайской
философии тот же, что и у индийской – более 2,5 тысяч лет.
Китайские философы, также как и их коллеги из других регионов, уделяли
пристальное внимание единству мира. В связи с этим вводились представления
тянь (небо) и дао (путь, закон изменения вещей).
Ниже приведен краткий обзор философских школ древнекитайской
философии.
Даосизм .
Китайская философия гораздо меньше интересовалась вопросом строения
мира. Только даосизм более или менее решил этот вопрос.
Основан Лао-цзы в 604 г. до н.э. Дао - всеобщая закономерность,
первооснова и завершение всего существующего; вечно, безымянно, бестелестно
и бесформенно; присутствует везде.
В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в
постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно,
без каких-либо причин. Космический человек - Поньга. Мир появился из его
частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао - путь,
дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное
начало, некая пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно
есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой,