Содержание и структура философских знаний: аксиология

М.1972, с.116). Таким образом, в эстетическом воплощены природные и

социальные особенности предмета в их соотношении с практикой человечества,

в их значении для человечества как рода.

Прекрасное.

Античные эстетические идеи возникли как попытка древних философов осмыслить

художественную практику своего времени.

Для пифагорейцев мир - стройный космос, “все небо - гармония и числа”.

Красота для них гармонична. Гармония выступает там, где есть неравенство,

единство многообразного. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается.

Там же, где противоположности находятся в “соразмерной смеси”, там благо

человека. Красота выступает как мера гармоничности, истинности бытия,

созвучности космосу.

Для Гераклита гармония не статическое равновесие, как для пифагорейцев,

а движущееся, динамическое состояние. Самым сильным и центральным образом у

него является огонь. Красота жизни есть красота борьбы, вечного умирания и

вечного становления, возрождения из пепла во все новых формах. Красота -

извечная природа огня, из противоречий сплетенного, в будущее устремленное.

Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного :

расходящееся сходится. Героклит впервые в истории эстетики говорит о

характере восприятия прекрасного, которое постигается лишь путем

созерцания.

Эмпедоклу присуще единство космогонии и эстетики, он полагал, что мир

состоит из четырех первоэлиментов : огня, воздуха, воды и земли. Их

соединяет любовь, которая рождает гармонию и красоту, а разъединяет вражда,

вызывающая хаос и беспорядок.

Демокрит выдвинул категорию меры и развил гедонистическую концепцию :

жить нужно наслаждаясь только прекрасным и в меру. “Не следует стремиться

ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным”.

“Тому, кто преступает правильную меру, самое приятное может стать самым

неприятным”.

Таким образом, пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и Демокрит в понятии

"прекрасное" видели нечто объективное, присущее космосу, являющемуся для

них воплощением стройности, порядка и гармонии. Эти материальные свойства

мира представлялись им объективной основой красоты.

Платон в диалогах дает многосторонний и глубокий анализ проблем красоты.

В диалоге “Гиппий Больший”, отвечая на вопрос “что есть прекрасное?”, он

приходит к выводу, что “Прекрасное - трудно”(конкретное единично, общее,

проявляющееся через единичное, конкретность, обладающая всеобщностью и

уместное, подходящее, пригодное…). В диалоге “Филеб” Платон утверждает, что

красота не есть красота самих живых существ или картин, а “прямое и

круглое”, т.е. абстрактная красота поверхности тела, форма, отделенная от

содержания. В конечном счете красота для Платона эстетически своеобразная

идея, познать которую человек может, только находясь в особом состоянии

одержимости, вдохновения, через воспоминание бессмертной души этого

времени, когда она еще не вселилась в смертное тело и пребывала в мире

идей. Платон рассматривает красоту как момент эстетически-духовного

отношения человека, а не как чисто природное свойство внешних предметов.

Однако непригодность красоты для Платона есть следствие первичности духа,

роль в ее образовании общественно-исторической практике совершенно не

учитывается. Платон диалектически анализировал прекрасное как свойство

особого рода, как результат духовно-человеческого, одухотворенного

отношения к миру.

Платон же, в соответствии со своей концепцией самостоятельно

существующих идей, сформулировал учение о вдохновении, в котором утверждал

о природе эстетического как о "тенях теней", т.е. об отражении вещей (теней

идей).

Аристотель, в отличие от Платона, стремился найти объективные основы

прекрасного в действительности и указывал на следующие моменты:

соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в

многообразии и т.д. Особое место в его теории эстетики занимали идеи о

подражании ("мимезис"), на основе которых Аристотель сформулировал

концепцию катарсиса или очищения людей посредством эстетически оформленных

моделей поведения людей, в первую очередь трагедий. Таким образом он

рассмотрел механизмы целенаправленного воздействия на людей произведениями

искусства и создал теорию эстетического воспитания. Философское наследие

Аристотеля предопределило на тысячелетия представления людей о сущностной

природе эстетического.

В средние века господствовала концепция божественного происхождения

красоты : бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические

свойства. Чудесная красота казалась греховой и наслаждение ее -

недозволенным.

В противовес этому гуманисты эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи,

Шекспир) утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия.

Искусство они рассматривали как зеркало, которое художник держит перед

природой.

Эстетика классицизма (Буало) сводила прекрасное к изящному; прекрасное

не вся природа в целом цветении и буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная

природа. Высшим предметом искусства классицизм провозгласил красоту в

общественной жизни, отождествляющую им с добром и государственной

целесообразности.

Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Дидро) вновь расширяют сферу

красоты и возвращают ее всей действительности. Для них прекрасное -

естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем и др.

Эстетическая теория И. Канта возникла как реакция на субъективистско-

психологическую концепцию Д. Юма, рационалистические взгляды Баумгартена и

материалистические воззрения Д. Дидро. В ней исследованы условия восприятия

человеком внешнего мира. Понятия "красота" и "прекрасное" отделены в ней от

нравственных оценок и рассматриваются по качеству, количеству, отношению и

модальности. Кант сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию,

не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в

произведении искусства, и обусловленному только формой изображаемого. Кант

в эстетике в противоположность формализму в понимании прекрасного объявил

высшим видом искусства поэзию, ибо она возвышается до изображаемого идеала,

и т.д. (Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3.с.91.). Можно представить

такую критерий Канта(табл.3).

Табл.3 Таблица критерий Канта

|1. |Количества |Единство, Множественность, Целокупность |

|2. |Качества |Реальность, Отрицание, Ограничение |

|3. |Отношения |Присущность и самостоятельное существование(substantia), |

| | |причинность и зависимость(причина и действие), |

| | |общение(взаимодействие между действующим и подвергающимся|

| | |действию) |

|4. |Модальности |Возможность - невозможность, Существование - |

| | |несуществование, Необходимость - случайность. |

Подход Гегеля к категории прекрасного пронизан историзмом. В прекрасном он

видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своем

развитии дух обретает гармоничное единство с материальной формой, идея

находит полное и адекватное выражение в форме, и это прекрасно. Такого

состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (древняя

Греция). Красота для Гегеля - сфера искусства.

Русский мыслитель Н.Г. Чернышевский полагал, что прекрасное есть жизнь,

соответствующая нашему пониманию о том, какой она должна быть. Эта

концепция ориентирована на материалистическое понимание красоты, но несет

на себе печать антропологизма, ибо, по Чернышевскому, прекрасное в

природепредвосхищает человека.

Парадигмы теоретического постижения красоты.

Каждая из многочисленных концепций прекрасного, выдвинутых в истории

эстетической мысли, так или иначе тяготеет к одной из рассмотренных

теоретических моделей эстетического. Другими словами, все разнообразие

теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам.

Первая парадигма (Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский, Гегель) : прекрасное

есть печать или воплощение бога (абсолютной идеи) в конкретных вещах и

явлениях.

Вторая парадигма : действительность эстетически нейтральна, источник ее

красоты - в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), она возникает

благодаря “ссждению”, “одалживанию” (Жан Поль), “вчувствованию” (Б. Кроче),

“проецированию” (Н. Гартман) духовного богатства человека на

действительность; красота - результат интенционального (направленного,

активного, “обмысливающего”) восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А.

Мейнонг и другие феноменологи).

Третья парадигма (Сократ, Аристотель, Черн) : прекрасное есть результат

соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его

практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной

жизни.

Четвертая парадигма (Д. Дидро и другие французские материалисты) :

прекрасное есть естественное свойство явлений природы.

Пятая парадигма (советские ученые, сторонники “общественной концепции”) :

прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые

общественным производством, практикой в сферу интересов человека и

обретающие положительную ценность для человечества как рода,

“одухотворенные”, очеловеченные трудом и ставшие сферой свободы, т.е.

сферой владения человеком действительностью.

Гармония, симметрия в окружающем мире воспринимаются нами как

прекрасное. Они заложены как бы в самом фундаменте материи. Взаимодействие

природы и общества, рождает красоту как объективное свойство мира, как

значимость его предметов для человечества, как сферу освоенности мира

человеком и потому свободы.

Первыми предметами эстетического отношения человека и действительности

были орудия труда. Человек получал удовольствие от хорошо сделанного

орудия, в котором форма соответствовала его функции, его назначению. Сам

труд становился источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях

гордость, радость и удивление их способностью к творчеству. С расширением

общественной практики возрастает и круг эстетических ценностей. Человек

начинает эстетически воспринимать и оценивать природуб самого себя и

общество, в котором он живет. То, что для племени, рода было полезным,

желательным, важным, выступали как символ мощи, богатства, оценивалось как

прекрасное.

Труд старше искусства. У человека сначала появляется утилитарное и

только впоследствии на его основе эстетическое отношение к миру. Именно

трудовая деятельность прежде всего обладает эстетической характеристикой.

Возвышенное.

Возвышенное первоначально было осмысленно не как эстетическая категория,

а как стилистическая фигура риторики. В 1в. Греческий ритор Цецилий написал

сочинение “О возвышенном”, где рассматривал правила возвышенного стиля,

техника ораторской речи и классифицировались стилистические фигуры и тропы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты