М.1972, с.116). Таким образом, в эстетическом воплощены природные и
социальные особенности предмета в их соотношении с практикой человечества,
в их значении для человечества как рода.
Прекрасное.
Античные эстетические идеи возникли как попытка древних философов осмыслить
художественную практику своего времени.
Для пифагорейцев мир - стройный космос, “все небо - гармония и числа”.
Красота для них гармонична. Гармония выступает там, где есть неравенство,
единство многообразного. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается.
Там же, где противоположности находятся в “соразмерной смеси”, там благо
человека. Красота выступает как мера гармоничности, истинности бытия,
созвучности космосу.
Для Гераклита гармония не статическое равновесие, как для пифагорейцев,
а движущееся, динамическое состояние. Самым сильным и центральным образом у
него является огонь. Красота жизни есть красота борьбы, вечного умирания и
вечного становления, возрождения из пепла во все новых формах. Красота -
извечная природа огня, из противоречий сплетенного, в будущее устремленное.
Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного :
расходящееся сходится. Героклит впервые в истории эстетики говорит о
характере восприятия прекрасного, которое постигается лишь путем
созерцания.
Эмпедоклу присуще единство космогонии и эстетики, он полагал, что мир
состоит из четырех первоэлиментов : огня, воздуха, воды и земли. Их
соединяет любовь, которая рождает гармонию и красоту, а разъединяет вражда,
вызывающая хаос и беспорядок.
Демокрит выдвинул категорию меры и развил гедонистическую концепцию :
жить нужно наслаждаясь только прекрасным и в меру. “Не следует стремиться
ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным”.
“Тому, кто преступает правильную меру, самое приятное может стать самым
неприятным”.
Таким образом, пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и Демокрит в понятии
"прекрасное" видели нечто объективное, присущее космосу, являющемуся для
них воплощением стройности, порядка и гармонии. Эти материальные свойства
мира представлялись им объективной основой красоты.
Платон в диалогах дает многосторонний и глубокий анализ проблем красоты.
В диалоге “Гиппий Больший”, отвечая на вопрос “что есть прекрасное?”, он
приходит к выводу, что “Прекрасное - трудно”(конкретное единично, общее,
проявляющееся через единичное, конкретность, обладающая всеобщностью и
уместное, подходящее, пригодное…). В диалоге “Филеб” Платон утверждает, что
красота не есть красота самих живых существ или картин, а “прямое и
круглое”, т.е. абстрактная красота поверхности тела, форма, отделенная от
содержания. В конечном счете красота для Платона эстетически своеобразная
идея, познать которую человек может, только находясь в особом состоянии
одержимости, вдохновения, через воспоминание бессмертной души этого
времени, когда она еще не вселилась в смертное тело и пребывала в мире
идей. Платон рассматривает красоту как момент эстетически-духовного
отношения человека, а не как чисто природное свойство внешних предметов.
Однако непригодность красоты для Платона есть следствие первичности духа,
роль в ее образовании общественно-исторической практике совершенно не
учитывается. Платон диалектически анализировал прекрасное как свойство
особого рода, как результат духовно-человеческого, одухотворенного
отношения к миру.
Платон же, в соответствии со своей концепцией самостоятельно
существующих идей, сформулировал учение о вдохновении, в котором утверждал
о природе эстетического как о "тенях теней", т.е. об отражении вещей (теней
идей).
Аристотель, в отличие от Платона, стремился найти объективные основы
прекрасного в действительности и указывал на следующие моменты:
соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в
многообразии и т.д. Особое место в его теории эстетики занимали идеи о
подражании ("мимезис"), на основе которых Аристотель сформулировал
концепцию катарсиса или очищения людей посредством эстетически оформленных
моделей поведения людей, в первую очередь трагедий. Таким образом он
рассмотрел механизмы целенаправленного воздействия на людей произведениями
искусства и создал теорию эстетического воспитания. Философское наследие
Аристотеля предопределило на тысячелетия представления людей о сущностной
природе эстетического.
В средние века господствовала концепция божественного происхождения
красоты : бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические
свойства. Чудесная красота казалась греховой и наслаждение ее -
недозволенным.
В противовес этому гуманисты эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи,
Шекспир) утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия.
Искусство они рассматривали как зеркало, которое художник держит перед
природой.
Эстетика классицизма (Буало) сводила прекрасное к изящному; прекрасное
не вся природа в целом цветении и буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная
природа. Высшим предметом искусства классицизм провозгласил красоту в
общественной жизни, отождествляющую им с добром и государственной
целесообразности.
Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Дидро) вновь расширяют сферу
красоты и возвращают ее всей действительности. Для них прекрасное -
естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем и др.
Эстетическая теория И. Канта возникла как реакция на субъективистско-
психологическую концепцию Д. Юма, рационалистические взгляды Баумгартена и
материалистические воззрения Д. Дидро. В ней исследованы условия восприятия
человеком внешнего мира. Понятия "красота" и "прекрасное" отделены в ней от
нравственных оценок и рассматриваются по качеству, количеству, отношению и
модальности. Кант сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию,
не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в
произведении искусства, и обусловленному только формой изображаемого. Кант
в эстетике в противоположность формализму в понимании прекрасного объявил
высшим видом искусства поэзию, ибо она возвышается до изображаемого идеала,
и т.д. (Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3.с.91.). Можно представить
такую критерий Канта(табл.3).
Табл.3 Таблица критерий Канта
|1. |Количества |Единство, Множественность, Целокупность |
|2. |Качества |Реальность, Отрицание, Ограничение |
|3. |Отношения |Присущность и самостоятельное существование(substantia), |
| | |причинность и зависимость(причина и действие), |
| | |общение(взаимодействие между действующим и подвергающимся|
| | |действию) |
|4. |Модальности |Возможность - невозможность, Существование - |
| | |несуществование, Необходимость - случайность. |
Подход Гегеля к категории прекрасного пронизан историзмом. В прекрасном он
видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своем
развитии дух обретает гармоничное единство с материальной формой, идея
находит полное и адекватное выражение в форме, и это прекрасно. Такого
состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (древняя
Греция). Красота для Гегеля - сфера искусства.
Русский мыслитель Н.Г. Чернышевский полагал, что прекрасное есть жизнь,
соответствующая нашему пониманию о том, какой она должна быть. Эта
концепция ориентирована на материалистическое понимание красоты, но несет
на себе печать антропологизма, ибо, по Чернышевскому, прекрасное в
природепредвосхищает человека.
Парадигмы теоретического постижения красоты.
Каждая из многочисленных концепций прекрасного, выдвинутых в истории
эстетической мысли, так или иначе тяготеет к одной из рассмотренных
теоретических моделей эстетического. Другими словами, все разнообразие
теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам.
Первая парадигма (Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский, Гегель) : прекрасное
есть печать или воплощение бога (абсолютной идеи) в конкретных вещах и
явлениях.
Вторая парадигма : действительность эстетически нейтральна, источник ее
красоты - в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), она возникает
благодаря “ссждению”, “одалживанию” (Жан Поль), “вчувствованию” (Б. Кроче),
“проецированию” (Н. Гартман) духовного богатства человека на
действительность; красота - результат интенционального (направленного,
активного, “обмысливающего”) восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А.
Мейнонг и другие феноменологи).
Третья парадигма (Сократ, Аристотель, Черн) : прекрасное есть результат
соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его
практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной
жизни.
Четвертая парадигма (Д. Дидро и другие французские материалисты) :
прекрасное есть естественное свойство явлений природы.
Пятая парадигма (советские ученые, сторонники “общественной концепции”) :
прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые
общественным производством, практикой в сферу интересов человека и
обретающие положительную ценность для человечества как рода,
“одухотворенные”, очеловеченные трудом и ставшие сферой свободы, т.е.
сферой владения человеком действительностью.
Гармония, симметрия в окружающем мире воспринимаются нами как
прекрасное. Они заложены как бы в самом фундаменте материи. Взаимодействие
природы и общества, рождает красоту как объективное свойство мира, как
значимость его предметов для человечества, как сферу освоенности мира
человеком и потому свободы.
Первыми предметами эстетического отношения человека и действительности
были орудия труда. Человек получал удовольствие от хорошо сделанного
орудия, в котором форма соответствовала его функции, его назначению. Сам
труд становился источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях
гордость, радость и удивление их способностью к творчеству. С расширением
общественной практики возрастает и круг эстетических ценностей. Человек
начинает эстетически воспринимать и оценивать природуб самого себя и
общество, в котором он живет. То, что для племени, рода было полезным,
желательным, важным, выступали как символ мощи, богатства, оценивалось как
прекрасное.
Труд старше искусства. У человека сначала появляется утилитарное и
только впоследствии на его основе эстетическое отношение к миру. Именно
трудовая деятельность прежде всего обладает эстетической характеристикой.
Возвышенное.
Возвышенное первоначально было осмысленно не как эстетическая категория,
а как стилистическая фигура риторики. В 1в. Греческий ритор Цецилий написал
сочинение “О возвышенном”, где рассматривал правила возвышенного стиля,
техника ораторской речи и классифицировались стилистические фигуры и тропы.