Содержание и структура философских знаний: аксиология

ценностной проблематики было положено.

Обширная мономарксистская литература по данной тематике, вышедшая в

России в 60-е-80-е годы, неизбежно приземлила ее, выхолостив из ценностей

их духовное содержание. Естественно поэтому, что прерванная в 30-е-50-е

годы мировая и, особенно, русская традиция в развитии ценностной философии

так и не была восстановлена.

В этой литературе можно выделить три основных подхода и определению

специфики исходных аксиологических категорий. Первым и наиболее

распространенным является понимание ценности как значимости предметов и

явлений действительности для человека, их способности удовлетворять его

материальные и духовные потребности. Наиболее последовательно эта концепция

представлена в работах В.А. Василенко и его сторонников. Главный ее

недостаток заключается в сведение ценности к средству удовлетворения

потребностей, т.е. по сути дела, к полезности как положительной значимости.

А значит становятся фактически неразличимыми и сама ценность как

значимость, и ее объект-носитель, из-за чего при конкретном анализе понятие

ценности переносится , как правило, на этот природный или социальный

объект.

Представители второго варианта, наиболее последовательно изложенного

И.С. Нарским, относят к ценностям лишь высшие божественные идеалы. С этой

точки зрения, ценности являются уже не средством, а целью, не сущим, а

должным. Не случайно эта концепция наиболее популярной в этике. С

человеческими же потребностями ценности-идеалы связаны лишь генетически, но

как и в первой концепции имеют субъективно-объективную основу.

Третий подход, непосредственно объединяет исходные основания двух

первых. В нем ценности определяются как значимость и идеал современного.

Эту концепцию развивали работы В.П. Тугаринова и О.Г. Дробницкого и так же

в рамках субъективно-объективных отношений. Такое ограничение не случайно,

поскольку все три концепции рассматривают специфику ценностей с позиции

марксизма именно как экономического материализма, что сразу же вызвало

целый ряд затруднений.

Во-первых, субъективно-объективное отношения в полной мере соответствуют

пониманию ценности лишь как значимости объекта для субъекта, тогда как во

втором и третьем вариантах в понятие ценности включаются нормы (должное),

цели и идеалы. В рамках отношения субъекта к объекту они уже необъяснимы,

тем более, что сами являются критериями подобных отношений.

Во-вторых, сведение ценности к значимости приводит к не различению

ценности и ее материального носителя, а сведение ее к идеалу ведет,

напротив, к отрыву ценности от ее материального основания.

А поскольку, в-третьих, и оценка представляется как субъектно-объектное

отношение и способ определения ценности или высказывания о ней, то это

приводит фактически к не различению специфики ценности и оценки как

исходных аксиологических категорий. “В оценке выражено отношение субъекта к

объекту,- писал О.М. Бакурадзе.-…Спецификой суждения ценности являются

именно то что, выражает отношение субъекта к объекту”(Бакурадзе О.М. О

природе морального суждения// Актуальные проблемы марксистской этики.

Тбилиси, 1967.с.327,329).

Есть все основания считать, что специфика ценностей, их проявление и

функционирование в обществе определяется не субъектно-объектными, а

межсубъектными отношениями и в их же, в свою очередь, реализуются.

Отношение же субъекта к объекту, с точки зрения его значимости, определяет

специфику оценки, а не ценности. Это позволяет четко различать понятие

оценки как субъектно-объектного отношения и ценности, фиксирующей наиболее

общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества

в целом, исполняющие обратную нормативно-регулирующую роль в обществе. При

этом имеется в виду отношения не только между личностью и обществом,

которые чаще всего упоминаются в литературе, а все возможные варианты

межчеловеческих отношений.

Ценности, в отличие от научных категорий, обладают не только

познавательными, но и регулятивно-целевым значением, выступая в качестве

норм и идеалов в системе реально действующих общественных отношений. Это

происходит еще и потому, что в их содержание наряду с познанием входит и

оценка (“определение значимости”) в качестве нижнего этажа или первой

ступени ценностного отношения, к которой само оно как межсубъектное,

естественно, не сводится.

Основные трудности решения ценностных проблем в том и состоят, что по

способам своего бытия ценности имеют сложнейший, многоуровневый характер.

Они существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных

отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории,

нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-

эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное

воздействие на все сферы человеческой жизни. Какой бы божественно-

вселенский или космический характер по своему происхождению и сущности

ценности не имели, судить о них мы можем лишь по их реальному проявлению в

нашей жизни, в многообразных отношениях человека к самому себе, к другим

людям, обществу и природе. Поэтому сущее и значимое, должное и желаемое,

норма и идеал входят на разных уровнях в целостную структуру любой ценности

и лишь проявляются соответствующим образом в зависимости от социокультурной

ситуации.

Категории эстетического освоения мира.

Эстетика (греч. aisthetikos - имеющий отношение к чувственному

восприятию), изучает чувственные ценностные оценки индивидом объективной

действительности и их последующее воспроизводство в вербальных и

невербальных средствах приема -передачи информации.

Эстетическое - метакатегория, т.е. широкая и фундаментальная категория

эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному,

возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и др.

характеристиках жизни и искусства. В истории эстетической мысли сложились

пять теоретических моделей эстетического.

I модель (объективный идеализм) : эстетическое - результат одухотворения

мира божественным началом или идеей. Развитие этой концепции невозможно на

основе атеистического мировоззрения;

II модель (субъективный идеализм) : эстетическое - проекция духовного

богатства индивида на этически нейтральную действительность. В этой

концепции теряется критерий оценки эстетической ценности.

III модель (дуализм) : эстетическое возникает благодаря единению

объективного и субъективного начал.

IV модель (метафизический материализм) : эстетическое - естественные

свойства предметов.

V модель (диалектический материализм) : она представляет в “общественной”

концепции, согласно которой эстетическое - объективное свойство явлений,

обусловленное их соотнесенностью с жизнью общества, человечества,

общечеловечески значимое в явлениях. Эта концепция дает возможность

объяснить природу эстетического, исходя из единого основания.

Выяснение природы эстетического предлагает ответы на следующие вопросы :

каков объект эстетического отношения, какова роль общественной практики в

его бытии, как связано эстетическое с полезным?

Эстетическое и Полезное.

Сократ отождествлял прекрасное как полезное : эстетическое - производное

от утилитарно-практической значимости предмета. Искусно украшенный щит, не

защищающий воина от врагов, нельзя назвать прекрасным, а корзина с навозом

прекрасна, т.к. полезна.

Кант утверждал, что при эстетическом восприятии предмета, во-первых,

наше отношение к нему бескорыстно, не заинтересованно, чем принципиально

отличается от морального и практического отношения; во-вторых, мы получаем

удовольствие “без понятия”; в-третьих, предмет воспринимается как

целесообразный “без представления о цели”; в-четвертых, предмет

рассматривается “как предмет необходимого удовольствия”. Кант обращает

внимание на духовную специфику эстетического, выделяет из сферы

утилитарного, но абсолютизирует практическую незаинтересованность человека

в предмете эстетического наслаждения.

Главная эстетическая антиномия (прекрасное - полезное; прекрасное

-бесполезное) схватывает реальную противоречивость человеческой

деятельности, которая, хотя и носит прагматически-утилитарный характер,

включает в себя и эстетическое начало.

Отождествление эстетического с пользой свойственно тем мировоззренческим

течениям, которые обобщают опыт сознания, не постигшего еще своей духовной

природы, однако уже освоившего сферу практических интересов, погруженного в

мир предметов. Концепции, трактующие эстетическое как бесполезное,

наоборот, развивают понимание эстетического как сферы сугубо человечески-

духовного отношения. Выделение эстетического из сферы утилитарности явилось

попыткой утвердить его общезначимый историко-культурный смысл как

сущностной способности деятельности индивида.

Эстетическое как Ценность.

Эстетическое выступает в роли полезного до тех пор, пока в общественно-

исторической практике полно не выявляется и не формируется оппозиция :

природа-культура, естественное-общественное. Человек наслаждается

прекрасным не для удовлетворения утилитарных нужд (голод, жажда). При

эстетическом восприятии существует та высшая заинтересованность, которая

возникает, лишь, когда у человека удовлетворенны его непосредственные

потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, часто

далеких от утилитарных потребностей.

Эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-

историческим развитием человечества. Воспринимся в предмете эстетическое,

мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его

ценность для человечества в целом, для всего человеческого рода.

Способность предмета быть носителем социальных и культурных значений и

составляют основу их эстетической ценности. Вещественная определенность,

чувственная конкретность и натуральные свойства предметов есть естественно-

природный материал эстетического. Благодаря общественно-исторической

практике предметы и явления втягиваются в сферу интересов человека и

обретают общественные свойства, “чувственно-сверхчувственную” природу, свою

ценность для человечества, т.е. свое эстетическое начало, свои эстетические

свойства.

Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных

качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен.

Золото оказывает на человека определенное эстетическое воздействие не

только будучи “самородным светом”, но и как металл, олицетворяющий деньги,

т.е. в конечном итоге как определенный тип общественных отношений.

Эстетическое свойство предметов не тождественны цветовым. Нельзя

отождествлять эстетическое свойство золота с блеском, как нельзя считать

золотом все, что блестит. (Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты