| |непосредственно воздействующие на органы |
| |чувств предметы, их св-ва и отн-ия. Это |
| |более высокая ступень познания и |
| |существенно отличается от ощущений – |
| |отражение св-в предметов объективного мира,|
| |непосредственно воздействующих на органы |
| |чувств. |
| |Восприятие – это уже мыслящее живое |
| |созерцание, мы смотрим на вещи внешним, а |
| |видим внутренним взором. Глубина этой |
| |осмысленности зависит от опыта чел-ка. |
| |Проблема закл-ся в том – можем ли мы |
| |получить знания о вещах как они сущ-ют сам |
| |по себе посредством ощущения и восприятия. |
| |Ощущение и восприятие зависимы от функц-ой |
| |специфики наших органов чувств. |
| |Процесс чувственного восприятия очень |
| |сложен, н-р мы рассм-ем стол – в дело |
| |вкл-ся не только органы зрения, но и наше |
| |видение, кот тесно связано с нашим |
| |отношением к этому предмету – красивый, |
| |некрасивый и т.д. |
| |Чувств-ое восприятие человеком конкр-ых |
| |явлений, событий, фактов зависит от |
| |содержания понятий, а также от того в какой|
| |мере и на сколько полно содержание понятий |
| |освоено данным человеком. |
| |42. Взаимосвязь чувственного и |
| |рационального познания. |
| |Психика человека выступает как сложное |
| |системное образование с многочисленными |
| |цепями взаимоопределения. В силу этого, |
| |например, содержание ощущения определяется |
| |не только внешним раздражителем, но и |
| |состоянием мышления, памяти, воображения. |
| |Чувственное и рациональное "пронизывают" |
| |друг друга. |
| |Допустим, нас интересует психический образ |
| |"этого яблока", желтого, круглого и |
| |сладкого. Налицо три понятия: понятие |
| |цвета, понятие геометрической формы и |
| |понятие вкуса. Понятие цвета охватывает |
| |собой различные цвета, среди которых в |
| |данном случае имеется лишь желтый. |
| |Соответственно понятие вкуса в данном |
| |случае представлено вкусом "сладкий". |
| |Психический образ яблока выступает как |
| |пересечение многочисленных понятий и их |
| |чувственных показателей. Только вместе, в |
| |согласовании друг с другом, понятие и |
| |восприятие яблока дают адекватный |
| |психический образ "этого яблока". |
| |Психические образования, выступающие |
| |синтезом чувственного и рационального, |
| |обладают целостностью и соответственно |
| |интегральным качеством. Так, мелодия |
| |воспринимается как целое, совсем |
| |необязательно она структурируется субъектом|
| |на чувственную и рациональную составляющие.|
| | |
|17. Соотношение биол. и социал. в чел-ке. |40. Научная деятельность как творчество. |
|Понятие личности. |Пути и способы решения научной проблемы. |
|Человек – существо биосоциальное. Строго | |
|говоря, эволюция человека происходит на | |
|всем протяжении его существования. Но она | |
|относится к социальной стороне его жизни. | |
|Что же касается биологической эволюции | |
|человека, то с тех пор как он выделился из | |
|животного мира, она перестала иметь по | |
|крайней мере решающее значение. Даже люди с| |
|ослабленным здоровьем благодаря успехам | |
|медицины могут принимать активное участие в| |
|жизни общества. Сила естественного отбора в| |
|социальном мире все более ослабевает, так | |
|как социальные институты, здравоохранение | |
|постоянно сглаживают влияние индивидуальной| |
|биологической изменчивости. Сегодня | |
|наблюдается очень медленный темп | |
|генетических изменений, производимых | |
|отбором, и вместе с тем большое | |
|генетическое сходство между различными | |
|человеческими группами. С другой стороны, | |
|имеется огромное разнообразие человеческих | |
|культур и образов жизней, очень быстрый | |
|рост социальных изменений, | |
|свидетельствующих о происходящей культурной| |
|эволюции человечества. Поэтому можно с | |
|уверенностью говорить о ведущей роли | |
|культуры в эволюции homo sapiens. | |
|Политические, экономические и социальные | |
|изменения во многих странах, связанные с | |
|улучшением жизни людей, прямо влияют на | |
|состояние их здоровья и, следовательно, на | |
|уменьшение зависимости человека от | |
|естественного отбора. У человека роль | |
|естественного отбора заключается в | |
|сохранении генофонда, в сдерживании | |
|мутаций, отрицательно влияющих на его | |
|здоровье. если судить о физическом здоровье| |
|людей, его состояние за историю существенно| |
|улучшилось. Комплексным показателем здесь | |
|может служить увеличение средней | |
|продолжительности жизни населения. Теперь | |
|обратимся к вопросу о развитии умственных | |
|способностей. Один из создателей евгеники | |
|(теории о наследственном здоровье человека | |
|и путях его улучшения) английский психолог | |
|и антрополог Фрэнсис Галътон (1822—1911) | |
|был убежден в том, что интеллект | |
|современного человека снижается. По его | |
|мнению, представители низших классов | |
|обладают более низким коэффициентом | |
|интеллектуальности —IQ. В то же самое время| |
|именно эти слои имеют и больше детей. | |
|Однако в начале 60-х гг. была показана | |
|ошибочность того, что существует прямая | |
|зависимость между социальным положением, | |
|количеством детей и IQ. Современные биологи| |
|и антропологи полагают, что процесс | |
|биологической эволюции человека как вида, | |
|т.е. процесс видообразования человека, | |
|прекратился со времени образования homo| |
|sapiens. Прежде всего об этом | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23