Шпора по философии, кандидатский минимум

| |непосредственно воздействующие на органы |

| |чувств предметы, их св-ва и отн-ия. Это |

| |более высокая ступень познания и |

| |существенно отличается от ощущений – |

| |отражение св-в предметов объективного мира,|

| |непосредственно воздействующих на органы |

| |чувств. |

| |Восприятие – это уже мыслящее живое |

| |созерцание, мы смотрим на вещи внешним, а |

| |видим внутренним взором. Глубина этой |

| |осмысленности зависит от опыта чел-ка. |

| |Проблема закл-ся в том – можем ли мы |

| |получить знания о вещах как они сущ-ют сам |

| |по себе посредством ощущения и восприятия. |

| |Ощущение и восприятие зависимы от функц-ой |

| |специфики наших органов чувств. |

| |Процесс чувственного восприятия очень |

| |сложен, н-р мы рассм-ем стол – в дело |

| |вкл-ся не только органы зрения, но и наше |

| |видение, кот тесно связано с нашим |

| |отношением к этому предмету – красивый, |

| |некрасивый и т.д. |

| |Чувств-ое восприятие человеком конкр-ых |

| |явлений, событий, фактов зависит от |

| |содержания понятий, а также от того в какой|

| |мере и на сколько полно содержание понятий |

| |освоено данным человеком. |

| |42. Взаимосвязь чувственного и |

| |рационального познания. |

| |Психика человека выступает как сложное |

| |системное образование с многочисленными |

| |цепями взаимоопределения. В силу этого, |

| |например, содержание ощущения определяется |

| |не только внешним раздражителем, но и |

| |состоянием мышления, памяти, воображения. |

| |Чувственное и рациональное "пронизывают" |

| |друг друга. |

| |Допустим, нас интересует психический образ |

| |"этого яблока", желтого, круглого и |

| |сладкого. Налицо три понятия: понятие |

| |цвета, понятие геометрической формы и |

| |понятие вкуса. Понятие цвета охватывает |

| |собой различные цвета, среди которых в |

| |данном случае имеется лишь желтый. |

| |Соответственно понятие вкуса в данном |

| |случае представлено вкусом "сладкий". |

| |Психический образ яблока выступает как |

| |пересечение многочисленных понятий и их |

| |чувственных показателей. Только вместе, в |

| |согласовании друг с другом, понятие и |

| |восприятие яблока дают адекватный |

| |психический образ "этого яблока". |

| |Психические образования, выступающие |

| |синтезом чувственного и рационального, |

| |обладают целостностью и соответственно |

| |интегральным качеством. Так, мелодия |

| |воспринимается как целое, совсем |

| |необязательно она структурируется субъектом|

| |на чувственную и рациональную составляющие.|

| | |

|17. Соотношение биол. и социал. в чел-ке. |40. Научная деятельность как творчество. |

|Понятие личности. |Пути и способы решения научной проблемы. |

|Человек – существо биосоциальное. Строго | |

|говоря, эволюция человека происходит на | |

|всем протяжении его существования. Но она | |

|относится к социальной стороне его жизни. | |

|Что же касается биологической эволюции | |

|человека, то с тех пор как он выделился из | |

|животного мира, она перестала иметь по | |

|крайней мере решающее значение. Даже люди с| |

|ослабленным здоровьем благодаря успехам | |

|медицины могут принимать активное участие в| |

|жизни общества. Сила естественного отбора в| |

|социальном мире все более ослабевает, так | |

|как социальные институты, здравоохранение | |

|постоянно сглаживают влияние индивидуальной| |

|биологической изменчивости. Сегодня | |

|наблюдается очень медленный темп | |

|генетических изменений, производимых | |

|отбором, и вместе с тем большое | |

|генетическое сходство между различными | |

|человеческими группами. С другой стороны, | |

|имеется огромное разнообразие человеческих | |

|культур и образов жизней, очень быстрый | |

|рост социальных изменений, | |

|свидетельствующих о происходящей культурной| |

|эволюции человечества. Поэтому можно с | |

|уверенностью говорить о ведущей роли | |

|культуры в эволюции homo sapiens. | |

|Политические, экономические и социальные | |

|изменения во многих странах, связанные с | |

|улучшением жизни людей, прямо влияют на | |

|состояние их здоровья и, следовательно, на | |

|уменьшение зависимости человека от | |

|естественного отбора. У человека роль | |

|естественного отбора заключается в | |

|сохранении генофонда, в сдерживании | |

|мутаций, отрицательно влияющих на его | |

|здоровье. если судить о физическом здоровье| |

|людей, его состояние за историю существенно| |

|улучшилось. Комплексным показателем здесь | |

|может служить увеличение средней | |

|продолжительности жизни населения. Теперь | |

|обратимся к вопросу о развитии умственных | |

|способностей. Один из создателей евгеники | |

|(теории о наследственном здоровье человека | |

|и путях его улучшения) английский психолог | |

|и антрополог Фрэнсис Галътон (1822—1911) | |

|был убежден в том, что интеллект | |

|современного человека снижается. По его | |

|мнению, представители низших классов | |

|обладают более низким коэффициентом | |

|интеллектуальности —IQ. В то же самое время| |

|именно эти слои имеют и больше детей. | |

|Однако в начале 60-х гг. была показана | |

|ошибочность того, что существует прямая | |

|зависимость между социальным положением, | |

|количеством детей и IQ. Современные биологи| |

|и антропологи полагают, что процесс | |

|биологической эволюции человека как вида, | |

|т.е. процесс видообразования человека, | |

|прекратился со времени образования homo| |

|sapiens. Прежде всего об этом | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты