Шпора к канд. минимуму по философии

занимает этот предмет, то движу- щаяся стрела, по мнению Зенона,

неподвижна. Зенон обнаружил противоречивый характер движе

ния, выразившийся в том, что движущееся тело должно одно-

временно быть там, где оно есть, и там, где его нет. Поскольку это

противоречие, по его мгению, не- возможно, то никакого движения не

существует. Рассуждения Зе- нона оказали большое влияние на многих

позднейших философов (Антиномия), Научное разреше- ние

апорий возможно на основе . материалистической диалектики. Движение

она рассматривает как единство противоположностей — прерывности и

непрерывности, т. к. движущееся тело одновремемно находится и не находится

в данной точке траектории. В основе трактовки апорий как неразрешимых

противоречий лежит свойственное метафизике отрицание противоречивого

характера бытия и сознания.

ЭВРИСТИКА (греч. heurisko — нахожу) — наука о возникновении нового

(суждений, идей, способов действия) в знании и деятельности человека. Э,

представляет собой комплексную отрасль знания, объединяющую ряд разделов

философии, психологии, математики, научной организации труда. Центральное

место в ней занимает психология продуктивного (творческого) мышления,

предметом к-рой являются психологические механизмы решения различных задач,

проблемных ситуации, В поле зрения Э. находятся также условия формирования

способностей к творческой •интеллектуальной деятельности (эвристическое

обучение) и методы ее организации. Значение Э. возрастает в связи с

ускорением технического прогресса, с расширением круга проблем, подлежащих

разрешению. Развитие кибернетики привело к появлению эвристического

программирования — специального направления в моделировании мыслительной

деятельности средствами электронной техники. В основе разрабатываемых

эвристических программ лежит понимание процесса решения задач как

прохождения лабиринта (когда один за другим перебираются всевозможные вари-

анты решения). В связи с этим в программу для электронной машины

закладываются специальные приемы, ограничивающие число перебираемых

вариантов решения и облегчающие тем самым поиски нужного варианта. Такие

приемы были названы «эвристиками». В настоящее время проводятся

исследования, имеющие своей целью совершенствование эвристического

программирования. Это открывает большие перспективы для программирования

интеллектуальной деятельности человека, для создания машин, моделирующих и

облегчающих эту деятельность.

Древнекитайская философи. Конфуцианство и даосизм.

Основы КОНФУЦИАНСТВА были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием Выражая

интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть

правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на

высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом

справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило

нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2

в. до н. э. и до Синьхайской революции 1911-1913 конфуцианство являлось

официальной государственной идеологией.

КОНФУЦИЙ - (Кун-цзы) - (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель,

основатель конфуцианства. КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-

цзы - учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни [552/551, Цзоу в царстве

Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) - 479 до н. э., там же],

древнекитайский мыслитель.

Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было

три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось

быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он

получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной

кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе,

однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же,

уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского

Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения.

Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить

себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным

учителем в Китае. Его известность как знатока книг "Ши цзин" и "Шу цзин",

ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание

его суждений и диалогов - "Лунь юй" (один из основных источников по этико-

религиозному учению конфуцианства).Учение Подчеркивая свою приверженность

традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и

люблю ее" (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые

годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев

для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном,

их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: "О как же

ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-

гуна" (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством

хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели

Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая

опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом

человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в

добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них

(жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью

и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась

важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность").

Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства

благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к

насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем

должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть

правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (Лунь юй,

12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство

сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы

входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы)

Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых

злоупотреблений.Культ Конфуция. Конфуцианство Конфуций не был основателем

религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил:

"Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?"

(Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты

храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как

первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус

официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные

должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское

учение в традиции понималось скорее как "наука" вообще, а конфуцианцы -

"жу", т. е. просто как "ученые", "образованные").Уже первый император

ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в

Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь.

В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине

Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось

сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь

Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он

существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит

наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать

себя уходу за могилой и храмом.

Конфуцианство - это главным образом учение для экзотериков, то есть для

"внешних": для простых людей, не ученых. Конфуций сам подчеркивает, что

обращается именно ко всем без различия возраста, социального положения и

уровня образования.

Для обеспечения мировой гармонии предписывалось просто соблюдать ритуалы

(ли), разработанные на все случаи жизни. Несоблюдение ритуалов

приравнивалось к нарушению космического равновесия и действительно было

таковым. Правда, объяснять смысл ритуалов своим "внешним" последователям

Конфуций и его ученики не считали возможным, ибо для того, чтобы понять их,

требовалась ученость. К ученым в Китае всегда было особое отношение, и они

как бы естественно образовывали элиту, обладавшую знанием, недоступным для

непосвященных. Элите же, то есть ученым, предписывалось изучать наследие

древних, ибо те "знали смысл всех вещей", и задача ученого состояла только

в том, чтобы в него проникнуть. Однако им и самим далеко не всегда

удавалось обнаружить этот тайный смысл в древних книгах, прежде всего

потому, что нередко его там просто не было (вспомним слова Ю.К. Щуцкого об

И Цзин). И тогда они - и в этом их заслуга - садились писать очередной

комментарий, вкладывая туда свой смысл... Тексты Конфуция недавно были

впервые изданы на русском языке. И, хотя язык перевода местами хромает,

желающие могут обратиться к альманаху "Рубеж" N 1/92, cc. 259-310. О

Конфуции есть книга Владимира Малявина, вышедшая в серии "ЖЗЛ" (М.,

"Молодая Гвардия", 1992). Ритуал помогает направить усилие сознания и

подсознания в нужное русло. Он нужен неспособным, нежелающим и начинающим.

Умеющему управлять усилиями своего сознания и подсознания ритуал не нужен.

Помните притчу о белом медведе? К больному пришел шаман и сказал: я тебя

вылечу, только не думай о белом медведе. С тех пор больной не мог думать ни

о чем кроме белого медведя - классический случай неумения управлять ни

сознанием, ни подсознанием. Для неумеющих самый простой способ "не думать о

белом медведе" - ритуал: немедленно начать читать мантры, или молитвы, или

стихи, тоже всегда имеющие магические свойства. Умеющему достаточно

пожелать забыть о белом медведе.

Даосизм возник в чжоуском Китае практически одновременно с учением

Конфуция. Основателем философии даосов считается Лао-цзы. Хотя концепции

Инь-Ян, тоже часто связывают с именем Лао-цзы, но на самом же деле она была

создана и активно использовалась по крайней мере 4800 лет назад, т.е. за

несколько тысячелетий до Лао-цзы и его знаменитой работы "Дао Дэ Дзин",

излагающей принципы даосизма.

Противоположность Инь и Ян существует и существовала всегда и везде. И в

философии "И-Цзин" и в даосской доктрине Небеса отвечают Ян, а Земля - Инь,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты