Шпора к канд. минимуму по философии

априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве

самосознания. категории 1) количество: единство, множество, совокупность;

2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения:

присущность, самостоятельность, существование; 4) модальность:

возможность-невозможность, необходимость -случайность, существование-

несуществование.

Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе

законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые

законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если

рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения

субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.

принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само

строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие,

а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и

может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы

нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами

ума. Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы

чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл

определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх

знания строится самим сознанием.

Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое

созерцание с рассудочной деятельностью. Природа реальна только в

эмпирическом смысле --- ка мир явлений, феноменов.Ноумен - это не объект

чувственного созерцания, а умопостигаемый объект.

Учение о разуме и антиномиях. разум направлен на рассудок и с опытом

совсем не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию,

истекающее из высших этических законов. Под давлением этого чел рассудок

стремится к решению вопроса о границах или беспредельности мира в

пространстве, о существовании неделимых элементов, о необходимости и

случайности, о существовании бога как необходимого существа. предмет

метафизики есть предмет разума. Однако при попытке дать научное

содержание сущности этих вопросов, разум впадает в противоречия. выход -

в ограничении знания в пользу веры, в разделении сущностей и вещей в

себе. Антиномии

1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или

бесконечен)

2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не

существует ничего простого, все сложно);

3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из

которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную

причинность (все детерминированно, свободы нет).

4) к миру принадлежит (или часть мира).

Антиномии сыграли важную роль для развития диалектики.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел

поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо,

так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен

необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного

сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в

этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное

предписание или "категорический императив."

З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если

он соверш из уважения к нравст з-ну.

Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и

законы(выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для

каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые

выполняются при определенных условиях, и категорические, выполняемые при

любых условиях. Совокупность добродетелей 1) забота о сохранении жизни и

здоровья; 2) правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д.

Важнейшее значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные

обязанности - любовь и уважение.

Этическое учение --- гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя

приносить ее в жертву даже ради блага общества.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор

или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.

Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир

жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует

справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нр сознание

вынуждено верить, будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий

как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их

бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или

требование "практического разума". Практический разум --- человек если не

приучается быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим

гражданином. Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то

есть нельзя быть аморальным политиком. Средство борьбы против этого ---

гласность. Ход исторического процесса --- антагонизм.

b 10----------

1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой

философии.

Акцент делать на этом вопросе. Общественное сознание - духовная,

идеологическая жизнь общества, его мировозрение. Общественное сознание

формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия,

так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и

общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его

основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его

неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает

простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком

и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на

эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между

явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые

понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания

невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до

глубоких теоретических обобщений.

По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких

обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для

удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое

сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание

людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более

глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание

связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей

более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного

сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных

и духовных процессов.

Проблема в том, что физически, понятия общественное сознание не

существует: механическая смесь сознаний - не подходит, общ. сознание,

развивается, живет по своим законам, влияет на свои составляющие и они

влияют на него, но такого объекта на самом деле нет. Этот термин является

овеществлением сложного процесса.

Про сознания для частного чел-ка вывести из общего.

В древней Греции преобладали либо явные приверженцы знания, т.е.

человек постигает истину, и приверженцы мнения, "человеку лишь мнения

доступны. Вообще, до Ксенофана этот вопрос не поднимался, он первый

сказал, что человеку доступны мнения. И уже после него появились

приверженцы одного или другого. В обще, очень интересное сочетание, даже

те, кто говорил, про то, что лишь мнения доступны формировали картины

мира. РАЗВИТЬ МЫСЛЬ, ДАЛЕЕ ПЕРЕЙТИ НА ЛИЧНОСТИ ФИЛОСОФОВ.

Ксенофан

VI-5 вднэ. Точное время жизни не известно, но после платона и до

Гераклита. Поэт, философ, сатирик. Очень много путешествовал (в 25 лет

покинул родину). В конце жизни поселился в городе Элее. Умер в глубокой

старости. Считается, что он глава элинской философии (с таким же правом,

как Пифагор - пифагорейской, а Фалес - милетской.)

Прежде всего он поэт-сатирик, нападавший на политеизм, национализм богов,

на новшества в нравах (в негативном смысле), на новые учения (Пифагор,

Фалес и т.д.). Его полемика столь насмешлива и карикатуристична, что

можно принять версию о создании его филосовских мыслей из пародий на

существующие учения.(например, полное отрицание движения, хотя сам он всю

жизнь провел в дороге)

Утверждал, что чувства обманчивы, критерий истины отсутствует, а истинное

познание не достижимо. Первый разделил понятия "истина по мнению" и

"истина по знанию". Говорил что: "Людям лишь мнения доступны".

Небесные тела движутся по прямой, а видимая кривизна - оптический обман.

Каждый день мы видим новые солнца и звезды. Солнц множество (для каждой

местности). Историю земли представлял себе не в виде катастроф, а в виде

последовательности изменений (основывался на находках раковин и пр.

окаменелостей на Мальте).

Считал что бог един и единственен. Допускал существования прочих

богоподобных существ, но не богов. Все что существует - это Бог. Бог не

имеет границ, но конечен. Бог форму шара, и состоит из воды и земли.

Оригинально обоснование (правда, есть логические провалы).

Бог один. Бог всесилен => если есть два бога, то либо один сильнее

другого (значит второй не Бог), либо они равны, значит они не всесильны

(т.к. не сильнее друг друга), следовательно они не Боги. Доказано. Бог

вечен (не оч. логично). Сущее из несущего возникнуть не может (и

наоборот). Подобное из подобного возникнуть не может, т.к. тогда они

будут не подобны (родитель и потомок). Доказано.

Бог однороден и всевидящ. В противном случае, части Бога были бы в

неравенстве по отношению друг к другу. Следовательно Бог имеет форму шара

(шар представлялся однородным, и т.д., по сути вещь в себе).

Бог не ограничен и не беспределен. Граничить можно с чем-то, а граничить

богу не с кем, он один. Он не безграничен, т.к. безгранично несущее, а он

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты