последнее столетие возникли науки промежуточные, связывающие науки, раньше
всегда отграниченные друг от друга. Бывает и так, что одна наука, работая
своими методами, подрывает привычные представления другой науки, работающей
тоже своими методами.
Наука не развивается монотонно и структуру имеет не одноэтажную, а
многоэтажную. Главная масса научной работы проходит в пределах одного
этажа: это работа ценная, эффективная, но проводится она на прочном
основании, разработанными уже методами и поэтому доступна планированию;
философия здесь нужна лишь для некоторого общего развития, а творческая
философская работа отсутствует. Но накапливаются противоречия, заходят в
тупики, возникает необходимость пробираться в следующий этаж. Чем
многочисленнее тупики, чем труднее пробиваться в следующий этаж, тем
радикальнее и глубже оказывается ломка привычных понятий. Передовые умы
начинают понимать, что то, что казалось вечной, абсолютной истиной, не
является таковой: требуется основательная философская работа. Поэтому самые
крупные научные революции всегда связаны непосредственно с перестройкой
привычных философских систем. Но в течение долгого периода истории
человечества такие умственные революции приводили к тому, что одну систему
"абсолютных" истин сменяла другая система с той же претензией на
абсолютность. Конечно, были скептические направления, отрицавшие абсолютные
истины, но они большого значения в творческом развитии науки не играли,
хотя бесспорно играли роль стимула к пересмотру старых систем.
В противоположность старому пониманию: развитие наук путем
постепенного накопления окончательно доказанных истин, новое понимание
предполагает перестройку здания науки при каждом новом крупном
преобразовании. При этом очень часто мы возвращаемся на повышенном
основании к тем положениям, которые были отвергнуты на предыдущем этапе
развития науки. Эмиссионная теория света Ньютона была отвергнута волновой
теорией и возродилась совсем в иной форме в квантовой теории. При этом
диалектика заключается не только в смене воззрений, но и в синтезе
воззрений. Современные теории примиряют как будто непримиримые понятия
частицы и волны и это примирение получает блестящее практическое применение
в электронном микроскопе.
2 Роль философии в научном познании
1 Классификация методов
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает
многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым
различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы
духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической,
материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система
методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного
познания, она должна выходить за её пределы и непременно включать в свою
орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное
взаимодействие этих двух сфер.
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может
быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного
познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и
теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и
изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для
различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В
свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы
изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют
также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и
вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания,
оригинальные и производные и т.д.
В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая
концепция методологического знания. В этом плане все методы научного
познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени
общности и широте применения).
1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются
диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция
имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной
деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными.
К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для
современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический,
герменевтический (понимание) и др.
Философский методы – это не «свод» жестко фиксированных регуляторов, а
система «мягких» принципов, операций, приёмов, носящих всеобщий,
универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных)
«этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в
строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и
математизации.
Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь
самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не
заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат
познания прямо и непосредственно.
2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое
развитие и применение в науке XX века. Они выступают в качестве
своеобразной «промежуточной методологии» между философией и
фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.
К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация»,
«модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность»,
«вероятность» и др.
Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых,
«сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда
частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от
последних) их формализации, уточнения средствами математической теории,
символической логики.
Если философские категории воплощают в себе предельно возможную
степень общности – конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще
большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их
абстрактно-формальными средствами.
На основе общенаучных понятий и концепций формулируются
соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и
оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его
методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и
структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование,
формализация и ряд других.
Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная
дисциплина как синергетика – теория самоорганизации и развития открытых
целостных систем любой природы – природных, социальных, когнитивных
(познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия как
«порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределённость», «нестабильность»,
«диссипативные структуры» и др. Синергетические понятия тесно связаны и
переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких как «бытие»,
«развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и
др.
Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего
«промежуточного характера», они опосредствуют взаимопереход философского и
частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что
первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе.
Поэтому попытки сразу, «в упор» выразить специально-научное содержание на
языке философских категорий бывает, как правило, неконструктивным и
малоэффективным.
3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания,
исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке,
соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы
механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной
научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на
стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс
дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные
методы исследования.
5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда
синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания
элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на
стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации
комплексных научных программ.
Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному,
даже «очень важному методу». Ученый никогда не должен полагаться на какое-
то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего
мышления одной единственной философией. Методология не есть также простая
сумма отдельных методов, их «механическое единство». Методология – сложная,
динамическая, целостная, субординированная система способов, приёмов,
принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических
возможностей, содержаний, структур и т.д.
2 Взаимосвязь философии и частных наук
Решение вопроса о соотношении философских и частных наук можно свести
к двум основным моделям (типам): а) абсолютизация одной из этих сторон
(метафизический подход); б) взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон
(диалектический подход).
Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы:
спекулятивное (лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение и позитивизм (лат. –
положительный).
Если рассматривать вопрос о соотношении философии и науки
диалектически, то наиболее характерными здесь являются: а) диалектически-
идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б) диалектико-
материалистический подход (Энгельс и последующее развитие этого подхода).
Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель писал,
что необходимо, чтобы философия согласовывалась с действительностью и
опытом – это «пробный камень» истинности философского учения. «Возбужденное
опытом, как раздражителем» мышление затем поднимается в свою «чистую
стихию», развивается из себя.
Диалектика как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не
отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признаёт его,