Методологическая функция философии в научном познании

Методологическая функция философии в научном познании

Министерство образования и науки Украины

Национальный аэрокосмический университет

им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»

кафедра Философии

Реферат

Тема: «Методологическая функция философии

в научном познании»

Аспирант кафедры 503

Волковой Андрей Владимирович

Харьков 2002 г.

Содержание

Введение 3

Раздел 1. Наука как объект философского исследования 5

1.1 Задачи философии науки 5

1.2 Генезис и развитие науки 10

1.3 Взаимодействие наук 17

Раздел 2. Роль философии в научном познании 20

2.1 Классификация методов 20

2.2 Взаимосвязь философии и частных наук 23

2.3 Функции философии в научном познании 26

Заключение 33

Список использованной литературы 34

Введение

Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно.

Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и

сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы

исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой

научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять

изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие

практические действия.

Вот что говорит о развитии науки американский историк науки Т.С. Кун:

«Если науку рассматривать как совокупность фактов, теорий и методов,

собранных в находящихся в обращении учебниках, то в таком случае ученые –

это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой

совокупности. Развитие науки при таком подходе – это постепенный процесс, в

котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас

достижений, представляющих собой научную методологию и знание» [1,

с. 421].

Ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и

динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в

мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее

развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не склонны их

замечать или тем более видеть в них особые достижения.

Науке чужд индивидуализм, она призывает каждого к жертвам ради общего

дела, хотя и хранит в социальной памяти имена великих и малых творцов,

внесших вклад в ее развитие. Но идеи после их публикации начинают жить

самостоятельной жизнью, неподвластной воле и желаниям их творцов.

В наше время наука нередко оказывается объектом ожесточенной критики,

ее обвиняют во всех смертных грехах, включая и ужасы Чернобыля, и

экологический кризис в целом. Но, во-первых, критика подобного рода – это

только косвенное признание огромной роли и мощи науки, ибо никому не придет

в голову обвинять в чем-либо подобном современную музыку, живопись или

архитектуру. А во-вторых, нелепо обвинять науку в том, что общество далеко

не всегда способно использовать ее результаты себе во благо. Спички

создавались вовсе не для того, чтобы дети играли с огнем.

Сказанного уже достаточно, чтобы понять, что наука – это вполне

достойный объект изучения. В наше время она оказалась под перекрестным

вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию,

экономику, психологию, науковедение. Философия и методология науки занимают

в этом ряду особое место.

Философия науки ставит задачу раскрыть природу, условия и характер

научных знаний. Предметом философии науки являются общие закономерности и

тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных

знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически

изменяющемся социокультурном контексте.

Цель и задача методологического исследования науки и её формирования

заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной

деятельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики

науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и

науковедения.

1 Наука как объект философского исследования

1 Задачи философии науки

Итак, мы будем рассматривать науку как производство знаний.

Напрашивается мысль, что изучать науку – это значит изучать ученого за

работой, изучать технологию его деятельности по производству знаний.

Правда, в значительной степени ученый и сам изучает и описывает свою

собственную деятельность: научные тексты, например, содержат подробное

описание проделанных экспериментов, методов решения задач и т.п. Но, описав

поставленный эксперимент, ученый, за редким исключением, не пытается

проследить, как именно он пришел к идее этого эксперимента, а если и

пытается, то результаты такой работы уже не входят органично в содержание

специальных научных работ. В общем, можно сказать, что ученый, работающий в

той или иной специальной области науки, как правило, ограничивается

описанием тех аспектов своей деятельности, которые можно представить и как

характеристику изучаемых явлений. Так, например, когда химик описывает

способ получения тех или иных соединений, то это не только описание

деятельности, но и описание самих соединений: вещество такое-то может быть

получено таким-то путем. Но далеко не все в деятельности ученого можно

представить подобным образом. Процедуры научного поиска в разных областях

знания имеют много общего, и уже это выводит их за пределы узко

профессиональных интересов той или иной специальной науки.

Прежде всего, учёный как творческая личность должен обладать такими

качествами: высокий интеллект, независимость суждений, остроумие,

оригинальность без вульгарности, неспешность в вынесении окончательных

суждений, жизнелюбие, широта интересов и любознательность, огромное

трудолюбие, критичность. Образу «идеального» ученого и роли ученого в

обществе уделялось и уделяется достаточно внимания и в художественной

литературе. Причем, в разные времена и у разных писателей личность ученого

наделялся различными качествами. Проводимые в этой области исследования

[2], позволяют вывести различные типы личности ученого, и в тоже время

художественная литература показала каждого ученого как неповторимую

личность. Эта неповторимость уже выходит за рамки всякой типологии, но и в

ней есть свои закономерности. Эти общие типологические черты позволяют

понять и некоторые общие закономерности, условия научного творчества.

Д. Гранин писал, что нет никаких общих «правил» для творческой личности

ученого, и в особенности гениальной личности, так как всякий гений – это

уже отклонение от правил. Однако, эта способность отклоняться от правил, и

отклоняться так, чтобы создавать собой и через себя новые правила и

открывать новые правильности в окружающем бытии, – это ведь тоже некое

общее «правило» всех подлинных творческих личностей как в науке, так и в

искусстве. Но, кроме того, выделяются и более конкретные «правила», хотя и

чрезвычайно многообразно варьирующие в разные эпохи и в разных типах

личности учёных [2].

Итак, одним из аспектов исследования науки может быть изучение ученого

за работой. Результаты такого изучения могут иметь нормативный характер,

ибо, описывая деятельность, которая привела к успеху, мы, сами того не

желая, пропагандируем положительный образец, а описание неудачной

деятельности звучит как предупреждение.

Всякое объективное знание служит людям дважды – сначала как объяснение

окружающей реальной действительности, а затем в качестве средства, метода

при решении тех или иных проблем. Фактически любая научная теория выполняет

методологические функции, когда она используется за пределами ее

собственного предмета, а научное знание в целом играет роль методологии по

отношению к совокупной практической деятельности человека.

Но правомерно ли сводить изучение науки к описанию деятельности

отдельных людей? Наука это далеко не только деятельность. Деятельность

всегда персонифицирована, можно говорить о деятельности конкретного

человека или группы людей, а наука выступает как некоторое

надындивидуальное, надличностное явление. Это не просто деятельность

Галилея, Максвелла или Дарвина. Конечно, труды этих ученых оказали влияние

на науку, но каждый из них работал в рамках науки своего времени и

подчинялся ее требованиям и законам. Если мы как-то понимаем смысл

выражений "работать в науке", "оказывать влияние на науку", "подчиняться

требованиям науки", то мы тем самым интуитивно уже противопоставили науку

деятельности отдельного человека или группы людей и должны теперь ответить

на вопрос: что собой представляет это обезличенное целое, выглядывающее из-

за спины каждого индивидуального своего представителя?

Здесь речь идет о научных традициях, в рамках которых работает ученый.

Силу этих традиций осознают и сами исследователи. Итак, наука это

деятельность, которая возможна только благодаря традиции или, точнее,

множеству традиций, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Она

сама может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в

человеческой культуре. Деятельность и традиции - это два разных, хотя и

неразрывно связанных аспекта науки, требующие, вообще говоря, разных

подходов и методов исследования. Конечно, деятельность осуществляется в

традициях, т.е. не существует без них, а традиции, в свою очередь, не

существуют вне деятельности. Но изучая традиции, мы описываем некоторый

естественный процесс, в то время как акты деятельности всегда

целенаправленны. Они предполагают выбор ценностей и целей субъектом

деятельности, и нельзя понять деятельность, не фиксируя цель.

Анализ науки как традиции и как деятельности - это два способа

анализа, дополняющие друг друга. Каждый из них выделяет особый аспект

сложного целого, которым является наука. И их сочетание позволяет

выработать более полное представление о науке.

Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты