Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и,

погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что

видела в мире идей. Источник знаний - в воспоминаниях души.

Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать

на них. Согласно его учению, движение и изменение является предметом, о

котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". В

то же время он многое сделал для исследования природы понятия. Ведь чтобы

объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе

говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное (неизменное)

в нем, что не дано чувственному восприятию. Вообще к Платону вполне можно

отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным? "Философский

идеализм есть ТОЛЬКО чепуха с точки зрения материализма грубого, простого,

метафизического. Наоборот, с точки зрения ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО материализма

философский идеализм есть ОДНОСТОРОННЕЕ, преувеличенное развитие

(раздувание распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в

абсолют, ОТОРВАННЫЙ от материи, от природы, обожествленный".

В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды

господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-

Государство должен состоять из 3-х классов:

1) крестьян, ремесленников и купцов;

2) стражей;

3) правителей.

В первом социальном слое должна преобладать умеренность, во втором -

мужество и сила, в третьем - мудрость. Практическое достижение названных

достоинств предполагало, по Платону, постановку в идеальном Городе-

Государстве совершенного образования и воспитания. Низший класс не

нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам учит практика.

Задача этого сословия - умножать богатство, заботиться о материальных

нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике

и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает

выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали

одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей

предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние

должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях.

Такая дерзкая концепция воспитания имела единственной целью построить

город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья,

сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и

навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная

собственность должна была уступить место общественной.

Воспитание, достойное правителей, должно было соединять практические

занятия с освоением философии. Период пестования "истинного политика-

истинного философа" назывался "длинной дорогой", ибо продолжался он до 50

лет. Между 30 и 35 годами практические задания усложнялись, 35-50,

внедряясь в различных местностях, будущие правители начинали тесно

контактировать с реальной жизнью. Цель образования - максимальное познание

Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и

прививать Благо исторической реальности. Платоновское идеальное Город-

Государство основывалось на высшей ценности Правды и Блага, а

государственная власть должна принадлежать аристократии.

72. Философия политики и её категории: политика, власть, государство.

Гражданское общество и государство.

О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят

многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое

состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества

было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но сейчас,

гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно

стать неким фетишем. Утверждение типа: демократия невозможна без развитого

гражданского общества, не следует принимать дословно.

Размышления о социальных институтах всегда включают прогнозы об их

будущем. И эти прогнозы – не важно сбываются они или нет – как импульсы из

будущего организуют настоящее. В одних прогнозах государство и право

должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического

общества). В других – они вечны, так как преподнесены человечеству Богом. В

третьих – одному из конкретных государств, предназначалось быть

«тысячелетним Рейхом». В концепциях, ведущих свое происхождение от

утверждений Платона, государство возникло в первоначально как «совершенное»

и, представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается

(точно так же, как это происходит с живым организмом).

В концепции известного современного социолога Фукуямы, либерально-

демакратическое государство – это венец политико-правового творения

человечества.

Эти и другие концепции (анархические, эсхатологические и так далее)

вытекают органично из различного понимания государства и права.

Характеристика и понятие гражданского общества.

На прошлом этапе отечественная теория государства и права также

обращалась истокам, но главным образом классового наполнения к

принудительным характеристикам государства и права. И оставляла в стороне

богатейшее теорико-правовое наследие Гегеля. Из него черпали лишь

философские идеи, и то те, которые были созвучны существующему социальному

строю, прежде всего диалектическую логику.

Глубокое осмысление понятия гражданского общества получило в трудах

Гегеля, а именно в его «Философии права». Одним из принципов гражданского

общества по Гегелю, является конкретное лицо, имеющее свои конкретные цели,

то есть индивид. Другим принципом – «всеобщность», то есть соотношение лиц

между собой, то есть, все тот же вопрос о взаимодействии индивида и

общества и об ограничении свободы одного индивида, свободой другого в

обществе, об ограничении свободы индивида интересами общества.

Сюда относится замечание Гегеля о новой проблеме появившейся в

связи с функционированием буржуазного общества – о проблеме налогов.

Гегель утверждает, что индивид обязан платить налоги – без этого

государство так оскудеет, что индивиды, члены гражданского общества,

вообще не смогут удовлетворять свои потребности.

Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых,

определение потребностей индивида и их удовлетворение посредством труда

этого индивида, а так же удовлетворение потребностей других членов общества

в той же трудовой деятельности. Это – во-вторых, сохранение свободы во

«всеобщем», то есть в обществе, защита собственности посредством

правосудия. Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе

«случайностей», внимание к личности, ее интересам как интересам общества.

Иными словами, гражданское общество включает в себя целенаправленную

трудовую деятельность индивидов, свободу предпринимательства и другие

свободы, собственность, правильное взаимодействие личности и общества,

четко работающую судебную систему осуществляющую защиту на основе права.

Таким образом, гражданское общество Гегеля – это хорошо известное нам

первоначальное общества расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и

практикой.

Вот почему и для российского общества, только теперь, в конце ХХ

века, вступившего на путь формирования гражданского общества, так важно

знать исходные теоретико-правовые положения, характеризующие это общество.

Идея гражданского общества на предыдущем этапе исторического развития

России была заменена концепцией социалистического общества. Политическая

система состояла из органов власти – Советов народных депутатов и

осуществления их властных полномочий. Экономическая система – из

социалистической собственности, социалистических форм трудовой

деятельности. Социальная система – из рабочих, крестьян, трудовой

(народной) интелигенции.

Создание гражданского общества становится одним из необходимых

условий продвижения России по пути крупных социально-политических,

экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского

общества.

Гражданское общество – это не некое абстрактное и идеализированное

коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно

состояние общества в определенное время в определенной стране ставшее на

путь рыночной экономики и либерально – демократического режима. Это

гражданское общество сохраняет органическую связь с государством,

обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности,

главным образом – правосудие, а так же возможность гражданину иметь и

использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по

суду и так далее.

Разумеется, что речь не идет о сведении содержания гражданского

общества к гегелевской модели. За двести лет, оно обогатилось многими

другими ценностями. Среди них к примеру, открытость, глобальность, новые

права и свободы, в том числе право на информацию.

Сюда же входят и новые обязанности, в том числе и по отношению к

интеллектуальной собственности, экологическая проблема и многое другое.

Правовое государства. Понятие и признаки. Государство правовое и

социальное.

Правовое государство – это не схема, расписанная по своим признакам,

а действительно живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного

индивида и сохранение стабилизации общества с рыночной экономикой и

либерально-демократическим политическим режимом.

Господство права и верховенство законов в своем конкретном содержании

реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который

является основным императивом государственно-организованного общества.

Господство права – это означает, что все подчиняются правовым предписаниям,

принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления

правом. Верховенство закона – означает, что все признают основополагающем

в таком обществе является закон, принятый законодательным органом и все

другие подзаконные акты должны соответствовать закону. Высшую юридическую

силу имеет Конституция -– и все это тоже признают и соблюдают. Все другие

законы должны соответствовать Конституции.

Другие признаки правового государства, так же характеризуют это

государственное образование как обеспечивающее, даже обслуживающее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты