Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

религиозных учений, и во-вторых, как учение критикующее религию.

Одним из первых источников информации о развитии Древней Индии являлась

ведичная литература, источники которой накапливались в течение 9 столетий.

Веды традиционно делились на определенные группы текстов:

1. древнейшая часть - 4 группы

1.Ригведа (гимны)

2.Яджур-веда (жертвенные формы)

3.Само-веда (напевы)

4.Атхарвоведа (заклинания)

2.Брахманы – ???руководство ведичного ритуала (толкование их

сокровенного смысла)

3.Аранъяки – тексты спекулятивного характера, преимущественно для

отшельников

4.Упанидшаны (сидение около) трактаты религиозно-философского характера

Отношение к ведам определило их классификацию, выделяют:

ортодоксальные – брахманские, которые сформулированы на тексте вед

Ниманса и Веданта и образованы на независимом опыте и размышлениях и

шраманские – Санкъя, Йога и Вайшешика.

неортодоксальные – отвергали авторитет Вед (Чарвака, Джайнизм,

Буддизм). Существовали параллельно. Приоритет отдавался то одному, то

другому.

Согласно воззрениям вед мир представлял собой огромную вселенную,

которой много млн. лет. Согласно философскому воззрению главным в ведах

считался закон воздаяния (карма) - сумма совершенных всяким живым существом

поступков, в узком смысле влияние поступков на характер настоящего и

последующего существования человека. Закон воздаяния предполагает

постоянное включение всего живого в кругооборот перерождений, где каждое

предыдущее детерминирует последующее, в зависимости от того, как человек

желает определить будущее. Бога, как личности не существуют, не существует

человека ограниченного пространством и временем. Т.О. ведичная литература

пытается божественно предопределить идеи естественного, космического и

нравственного миропорядка. Веданта убеждена в высшем авторитете только Вед,

содержание которых рассматривается как откровение или источник истинных

знаний. Веды существовали до начала мира, возникли из дыхания брахмана. Бог

признается как творец, который развивает учение о Брахмане. Брахман –

безликое, абсолютное начало мира, высшая объективная реальность, вне

которой нет ничего. Брахманом созданы все миры, сам он не имеет ни времени,

ни пространства, ни причинно-следственных отношений.

Учения

Ниманса – первоначальная система правил, помогающая понимать Веды,

первый текст – трактат Джаймини. Согласно учению высший авторитет –

сверхчувственная универсальная субстанция, которая существует вечно и

является абсолютной. В отличие от веданты, в учении нимансы верили в

истинность всех форм познания и выступали против тезиса об иллюзорном

восприятии единичных предметов и их свойств.

Санкхъя – (число, перечисление), строится как аналитическое

перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до

всего многообразия мира объектов. Капилла (7 век д.н.э.) - признанный

авторитет вед, но считал бытие Бога недоказуемым и строит знания на основе

независимого опыта и размышления.

Йога – (соединение, участие, созерцание), упоминается в Ведах.

Основатель Патан Джайли (2 век д.н.э.), разделяют аналогич. санкхъя, но

требует поклонения Брахману-Богу, понимаемому как абсолютный дух, вечный,

всепроницающий, всезнающий, не подверженный ни страданиям и несчастьям,

правящий миром. Главное содержание – разработка космического пути через

тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа

от деятельности чувств, духа, ума, тела.

Локаята – в основе скептическое отношения к догмам Брахма и догматам

религии вообще. Существенной они считают то, что воспринимается органами

чувств, отрицают и Бога, и душу, и ад, и рай.

Чарвака – Цель жизни – забота о благополучном существовании. Более

позднее развитие, отвергающее существование Бога, абсолюта и души и закона

кармы. Истина – то, что воспринимается непосредственно. Признает

существование только мира и единственной реальностью считает материю,

которая состоит из 4 элементов: земли, воды, огня, воздуха. ЖИЗНЬ И

СОЗНАНИЕ - ФУНКЦИИ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Одновременно чарвака подчеркивает

выдвинутый еще локаятой принцип свабхавы, индивидуальной природы каждой

вещи. Особенностью чарваки является сосредоточенность на разработке

этической концепции. Чарвака видит в понятиях добра и зла иллюзию,

созданную человеческим воображением. Согласно ее учению, реальны только

страдания и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-

либо аскетических ограничений, налагаемых религиозными правилами, чарвака

утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия - получение

наслаждения. Причем то, что оно может быть сопряжено со страданием, не

должно останавливать стремление к его достижению. Последовательный гедонизм

делает эту школу уникальным явлением в истории индийской мысли.

ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,

основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание

основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная

редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия). По учению

вайшешики, все существующее включается в шесть категорий - СУБСТАНЦИЮ,

КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ, ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ПРИСУЩЕЕ. Субстанция выражает

сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода, свет,

воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами

(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют

весь существующий мир.

Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой

первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -

санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.

Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.

Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом вступают

в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный

мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно

воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и

управляется всеобщим моральным законом (дхарма).

Ньяя – правило, рассуждение. Основатель Готано (Гаутамо). В центре

методы правильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие,

вывод, сравнение, доказательство. Познание, основанное на этих источниках

достоверно. Недостоверное познание опирается на память, сравнение, ошибку,

гипотетический документ. Впервые учение о Боге как создающем, сохраняющем и

разрушающем.

Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка:

материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя,

дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Они верят, что

духовная сущность может управлять материальной и контролировать её. Человек

верит, что есть добро и зло и к чему отнести то, что встречается в жизни.

Считают, что мир упорядочен, космос вечен, никогда не был создан и не может

быть уничтожен, упорядоченность мира исходит из науки о душе. Душа,

освобожденая от кармы поднимается выше и достигает предельной границы,

среди покоя и блаженства. Т.о. философия Древней Индии характеризуется

умозрительностью, слабой связью с наукой и сосредоточена на специфически

понимаемой проблеме значения.

35. Основы трансцендентальной философии И. Канта: от теоретического к

практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания,

Родоначальником немецкого идеализма являлся Кант, который считал, что

предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе

вещей, природы, мира, человека, а исследование с одной стороны,

познавательной деятельности личности, с другой - установление законов

познания и его границ. Поэтому свою философию он назвал трансцендентальной

в отличие от рационализма 17 века. Кроме того, он употребил в своей

философии термины "критика", "критика чистого разума", "критика

практического разума", которые представили критический период его

творческой деятельности, и сущность его "критической философии".

В докритический период Кант обосновал свою космогоническую гипотезу

происхождения и структуры солнечной системы. Предпосылкой критической

философии стало его учение о вещах в себе и явлениях, существующих

независимо от нашего сознания.

Цель этой философии - критически осмыслить предшествующую философию и

противопоставить ей критический подход при оценке возможностей и

способностей человека.

Предметом философии Кант делает специфику познающего субъекта, который

определяет способ познания и контролирует предмет знания. Он различает

субъективное и объективное в познающем субъекте, ставит вопрос о

всеобщности субъекта. Кроме того, он выделяет в субъекте 2 уровня:

- эмпирический (опытный),

- трансцендентальный (по ту сторону опыта).

К эмпирии он относит индивидуально психологические особенности

человека.

К трансцендентальному - надиндивидуальное в человеке, как

представителе рода человека

Т.о. Кант достоверность научного познания конкретизирует в 3-х частных

проблемах:

* как возможна математика,

* физика (естествознание),

* метафизика

В первых двух частях (математика, физика) он не сомневается, а

метафизику он отрицает в качестве научного познания.

Достоверное знание - объективное знание, которое отождествляется со

всеобщностью, но объективность знания обуславливается структурой

трансцендентального субъекта, его над индивидуальными качествами и

свойствами. Кроме того, познающему субъекту присущи врожденные формы

подхода к действительности, которые из нее выводятся. Пространство и время

субъективные формы чувственности человека.

Чистый разум - не опирается на опыт, практический рассудок – опыт, в

основу берет доопытные формы чувственности. Реализация деятельности

осуществляется с помощью рассудка, под которым он понимал мышление,

оперирующее понятиями и категориями.

Т.о. по Канту не предмет источник знаний о нем, а формы рассудка

конструируют предмет. Они согласуются с нашими знаниями о нем. Мы можем

познать то, что сами создали. Понятия и категории, которыми оперируют люди,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты