Преступления в сфере экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности

Оглавление

Введение 2

Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности. 3

Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности. 5

Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической

деятельности 9

Преступления в денежно-кредитной деятельности 20

Практическое задание. 28

Заключение 30

Литература 31

Введение

Реформирование народного хозяйства России без создания адекватного

механизма контроля и защиты от противоправных посягательств создало

благоприятные условия для роста экономической преступности. В результате в

период перехода к рынку экономическая преступность в России стала более

организованной и профессиональной. Резкое сокращение сфер легальной

интеллектуальной деятельности в результате длительного сжатия

государственного финансирования повысило интеллектуальный уровень

противоправной деятельности, расширило сферу криминального применения

современной техники и технологий. Интересы криминальной среды активно

устремляются прежде всего в сферу экономики, где возникли и сохраняются

практически неограниченные возможности для быстрого обогащения,

безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономической

реформы. При этом значительная часть преступных посягательств экономической

направленности не имеет непосредственных потерпевших - физических лиц и

потому выявляется с трудом.

Только учтенный ущерб от преступлений и административных

правонарушений в сфере экономики составил в 1996 году почти 8 трлн. рублей

- около 0, 3% ВВП. По мнению специалистов, до 70% доходов, полученных

незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской

деятельности, увеличивая тем самым объемы теневого и криминального

предпринимательства.

По имеющимся оценкам специалистов Совета безопасности Российской

Федерации, в 1996 году доля "теневого" сектора составляла: в торговле -

63%, в сельском хозяйстве - 48%, в промышленности - 11%, в транспорте и

связи - 9%. Госкомстат оценивал долю "теневой" экономики в ВВП в 1996 году

в 23%, в 1997 - уже в 25%. Таким образом, легальный сектор экономики,

образующий налогооблагаемую базу, постепенно сужается.

Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает

инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет

значительной части доходов, обостряет все существующие экономические

проблемы и таким образом становится фактором мощного противодействия

происходящим в России преобразованиям. Уже сегодня можно сделать вывод о

том, что экономическая преступность близка к выходу на уровень, угрожающий

национальной безопасности России.

Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности.

Нормы об уголовной ответственности за преступления в сфере

экономической деятельности сосредоточены в главе 22 УК. Они направлены на

защиту законной предпринимательской деятельности, охрану естественной

государственной монополии на товарно-денежную систему, изделия, драгоценные

металлы, права потребителей товаров и услуг, защиту таможенных и налоговых

отношений, установленных в Российской Федерации.

С учётом коренных изменений общественных отношений в сфере

экономической деятельности, существенного расширения возможностей

предпринимательства и форм собственности при переходе к рыночным отношениям

серьезные изменения претерпела именно эта глава (в УК РСФСР 1960г. - часть

составов относилась к главе хозяйственных преступлений).

Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные

отношения, возникающие в сфере экономической деятельности - производства,

распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Непосредственным объектом могут выступать конкретные общественные

отношения, связанные с определённой сферой экономики, конкретным

экономическим отношением.

Объективная сторона большинства рассматриваемых преступлений в

сфере экономической деятельности заключается в совершении их путём действий

(например, понуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения).

Часть преступлений может совершаться путём бездействия (например, злостное

уклонение от погашения кредиторской задолженности).

Составы, имеющие материальную конструкцию, предполагают

обязательную взаимосвязанность деяния, общественно опасных последствий

и причинной связи между ними (например, незаконная банковская

деятельность). Формальные составы предполагают для правовой оценки лишь

установления факта общественно опасного деяния (например,

воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).

Субъектом преступлений в сфере экономической деятельности

могут быть физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъекты некоторых преступлений имеют признаки специального субъекта

-должностного лица (например, регистрация незаконных сделок с землёй).

Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности

предполагает умышленную форму вины, либо может иметь две формы вины.

В зависимости от непосредственного объекта все преступления

можно разделить на три группы:

а)посягающие на законную предпринимательскую деятельности (статьи 169,

170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177,

178,180,182,183,184,185,187,195,196,197,200 УК);

б)посягающие на государственную монополию в сфере экономической

деятельности (статьи 181, 186, 190, 191, 192, 193 УК);

в)таможенные и налоговые (статьи 188, 189, 198, 199 УК).

Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности.

Появление и развитие различных форм предпринимательской деятельности —

характерная черта преобразований, происходящих в нашем обществе. Экономика

реально начинает базироваться на различных формах собственности. Возникли

многочисленные коммерческие и иные (некоммерческие) организации, аппарат

которых не участвует в государственном управлении, но многие служащие

аппарата этих организаций наделены управленческими полномочиями в

структурах и, злоупотребляя данными полномочиями, они подчас способны

причинить серьезный вред правам и законным интересам граждан, интересам

организаций, в которых они работают или других организаций, общественным и

государственным интересам. Это обстоятельство определило появление в новом

Уголовном Кодексе России главы о преступлениях против интересов службы в

коммерческих и иных организациях.

Интересно, что преступления такого рода были известны еще русскому

"Уложению о наказаниях уголовных и исправительных" 1885 года и "Уголовному

уложению" 1903 года. Ответственность за аналогичные деяния предусматривает

и современное уголовное законодательство многих зарубежных стран.

Деяния, предусмотренные ст.ст. 201 и 204 УК 1996г., по своей

объективной стороне весьма сходны с деяниями, предусмотренными

соответственно cm. 285 УК "Злоупотребление должностными полномочиями" и

ст.ст. 290, 291 УК "Получение взятки", "Дача взятки". Поэтому остановимся

лишь на специфике составов, предусмотренных в главе о преступлениях против

интересов службы в коммерческих и иных организациях. Прежде всего выделим

некоторые вопросы, относящиеся к субъекту злоупотребления

полномочиями и коммерческого подкупа. Он определяется как "лицо,

выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации".

Представляется, что понятие управленческих функций как видно из примечания

к ст. 201 УК, охватывает в качестве родового такие же функции, которые

присущи должностному лицу (организационно-распорядительные или

административно-хозяйственные), в государственном и муниципальном секторе.

Заслуживает пристального внимания ещё одно положение, содержащееся в

примечании к рассматриваемой статье: она распространяется на все

"коммерческие организации, независимо от формы собственности". Эта

формулировка -поскольку понятие "организация" здесь употребляется не в

традиционном смысле, как часть перечня "предприятие, учреждение,

организация", а как родовое, обобщённое обозначение.

Из положений ст.ст. 201 и 204 УК усматривается, что объектом

соответствующих составов преступлений являются интересы службы в

коммерческих организациях, независимо от формы собственности, а равно в

некоммерческих (негосударственных и немуниципальных) организациях, т.е.

общественных, благотворительных и т.п., в которых извлечение прибыли, если

оно имеет место, является средством обеспечения основной деятельности, а не

самоцелью. Представляется, вместе с тем, что трактовка объекта как

"интересов службы" есть непосредственная интерпретация комплекса

общественных отношений, связанных с поддержанием баланса законных интересов

владельцев и служащих коммерческих или некоммерческих организаций, их

клиентов, вкладчиков и кредиторов с интересами общества. Иными словами,

видовой и родовой объекты рассматриваемых преступлений находятся в сфере

общественных отношений, реализующих конституционные основы

предпринимательской, иной коммерческой экономической деятельности либо в

сфере реализации конституционных основ общественной, благотворительной и

т.п. негосударственной (немуниципальной) деятельности, в том числе

использующей предпринимательство в качестве вспомогательного направления.

Формулировки ст. 201 УК "Злоупотребление полномочиями" имеют некоторые

отличия от ст. 285 УК "Злоупотребление должностными полномочиями".

Последняя статья говорит о корыстной или личной заинтересованности в

использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки

интересам службы. Статья же 201 УК говорит о действиях вопреки законным

интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или

других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Эти расхождения носят в

основном редакционный характер, связанный с различием служебного статуса.

Но цель нанесения вреда другим лицам выделена лишь в ст. 201 УК.

Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.

Злоупотребление полномочиями управленцев коммерческой или иной организации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты