Кооперативная собственность
p> Улучшить положение может перевод работников на контрактную систему, повышение их квалификации в вузах, а также подбор председателей и членов правления, руководителей организаций и предприятий на контрактной основе.
Одним из условий контракта является обеспечение рентабельной работы предприятий. Руководитель, не обеспечивающий условий контракта, освобождается от занимаемой должности.
3. Неэффективная организационная структура.

Одна из причин убыточности потребительской кооперации – большое число юридических лиц – хозрасчетных организаций и предприятий в организационной структуре потребсоюзов. Если перевести хозрасчетные предприятия на единый баланс, сократятся издержки обращения на содержание руководящего аппарата, уменьшится налоговое бремя, увеличится концентрация материальных ресурсов и оборотных средств, повысится степень их маневренности.

Однако механическое сокращение числа юридических лиц в потребительском обществе или союзе не означает автоматическое повышение рентабельности.
4. Недостаточно эффективное управление финансами.

Многие причины убыточности кооперативных организаций и предприятий кроются в неэффективном управлении финансовыми ресурсами. Главная причина — несоблюдение принципа самоокупаемости, когда все расходы предприятия должны покрываться его доходами.

Бесхозяйственность и отсутствие контроля со стороны отдельных руководителей, наряду с сокращением объема хозяйственной деятельности, привели к устойчивой тенденции превышения издержек обращения над полученными доходами.

Вторая причина — ослабление контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, что привело к значительному росту кредиторской задолженности, которая в отдельных потребсоюзах превышает в 2-3 раза дебиторскую, а иногда и весь объем деятельности. Кредиторская задолженность банкам и долги бюджету влекут за собой не только рост издержек обращения по процентам, но и штрафные санкции.

Третья причина — наличие дебиторской задолженности в больших объемах.
Это прямое отвлечение финансовых ресурсов, что при недостатке собственных оборотных средств значительно снижает эффективность хозяйственно-финансовой деятельности.

Четвертая причина — выдача «не заработанной заработной платы» что, естественно, ведет к росту издержек обращения и утрате стимула у работников добиваться высоких результатов в хозяйственной деятельности.

Пятая причина — завышенная доля добавочного капитала в общей сумме собственного капитала (более 90% практически во всех обследованных потребсоюзах).

Рост добавочного капитала произошел в результате проведенной переоценки основных фондов, при которой в большинстве предприятий применялись среднегрупповые коэффициенты пересчета, разработанные
Госкомстатом РФ. Завышение стоимости основных фондов не только повлекло за собой искажения в оценке в финансового состояния предприятий, но и увеличение налогооблагаемой базы.

Шестая причина — отсутствие в отдельных потребсоюзах глубокого финансового анализа состояния хозрасчетных предприятий. Не производятся расчеты показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость предприятий, расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли. Практически отсутствует бизнес-планирование.

Седьмая причина — неиспользование в полной мере для пополнения собственных оборотных средств фонда развития потребительской кооперации, необлагаемого налогами.

Восьмая причина — неравноправные и неравновыгодные отношения с банками и пассивность многих организаций при заключении и ежегодном перезаключении кредитных договоров. Государство обязывает потребительскую кооперацию сдавать торговую выручку банкам. В сельской местности эта выручка важнейший, иногда единственный источник поступления денежных средств в банки. Повсеместно эта сумма больше, чем кредиты банков потребительской кооперации. Получается, что банки дают потребительской кооперации ее же средства в форме кредита, под проценты на порядок выше выплачиваемых за сданную выручку. В большинстве случаев банки не подсчитывают и не выплачивают организациям потребительской кооперации проценты на средний остаток средств на их счетах.

Неравновыгодные отношения выражаются и в том, что банки, жестко наказывая клиентов за просрочку платежей, сами не несут материальной ответственности за нарушение сроков оборота денег, задержку расчетов. Все это и главное — высокая стоимость кредитов, привели к сокращению спроса на них, оседанию в торговой сети наличных денег, взаимному кредитованию, закупкам товаров за наличный расчет.

Меры, которые принимают организации потребительской кооперации для укрепления своего финансового положения и повышения конкурентоспособности:

• привлечение денежных средств пайщиков — наиболее эффективный, по сравнению с другими видами кредитных ресурсов, источник пополнения оборотных средств. Однако, этот источник реален, пока кооперативная организация выполняет свои обязательства перед пайщиками;

• сокращение числа предприятий на самостоятельном балансе может уменьшить кредиторскую задолженность, поскольку значительная часть кредиторской задолженности приходится на внутрисистемные расчеты между хозрасчетными организациями и предприятиями;

• постоянная целенаправленная работа по снижению дебиторской задолженности;

• применение прогрессивных методов оплаты труда. Это — начисление заработной платы в процентах от хозрасчетного дохода, сдельно-повременная оплата труда, доплата продавцам за реализацию продукции своих предприятий, производственных и массового питания, премии за своевременное и качественное выполнение заданий;

• привлечение профессиональных оценщиков для проведения и переоценки стоимости основных фондов, особенно крупных объектов или объектов, степень износа которых велика. Это позволит сэкономить значительные средства по налогу на имущество;

• консервация основных средств, согласованная с местными органами самоуправления, также сокращает размер налога на неиспользованное имущество;

• постоянное периодическое проведение глубокого финансового анализа, расчеты показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости предприятий, расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли. Составление бизнес-планов и их выполнение. Направление нижестоящей организацией своего баланса вышестоящей с подробным анализом результатов деятельности и обоснованными конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков;

• грамотное использование фонда развития потребительской кооперации.
Пополнение оборотных средств, погашение задолженности по кредитам, сокращение использования заемных средств за счет фонда развития;

• налаживание равновыгодных отношений с банками. Заключение договоров, которые предусматривают максимально допустимый разрыв между процентами уплаченными за кредит и полученными на средний остаток средств на счетах в банках, а также равную ответственность банков и клиентов за просроченные сроки платежей и нормативные сроки оборота. Это последнее требование реально, если в кредитном договоре предусмотрены нормативные сроки денежного оборота внутри города, области (края, республики), по России и за её пределами. Использование опыта некоторых кооперативных организаций, которые за инкассацию торговой выручки не платят (как многие), а сами получают определенный процент;

• диверсификация своей деятельности. Предоставление сельскому населению бытовых, ритуальных и комиссионных услуг, например, по реализации бывших в употреблении товаров длительного пользования с одновременным предоставлением (с учетом доплаты разницы) аналогичного нового товара.
Развитие аптечной торговли;

• сотрудничество с почтой. Заключение договоров на доставку почтальонами населению товаров для продажи, что дает значительную экономию транспортных расходов.
5. Низкий уровень маркетинга.

Низкий уровень маркетинговых исследований, недостаточно эффективная работа коммерческого аппарата, закупка товаров, не всегда пользующихся спросом, привели к резкому замедлению оборачиваемости товаров во многих организациях потребительской кооперации. Разница в средней товарооборачиваемости разных потребсоюзов достигает 2-3 и более раз. В условиях конкуренции эффективность организации в значительной мере определяется опытностью и знанием рынка и активным использованием рыночной конъюнктуры. Маркетинг в потребительской кооперации должен обеспечить:

. изучение спроса на товары и услуги;

. формирование потребностей;

. проведение активной товарной политики;

. активизацию сбыта товаров и услуг;

. рекламу и стимулирование продажи товаров.

Для организации маркетинговой деятельности рекомендуется обеспечить маркетинговую подготовку кадров, включая руководителей и специалистов потребительских обществ и союзов. Целесообразно ввести должность заместителя председателя правления по маркетингу или маркетолога в районном потребительском обществе или союзе, а на уровне областного (краевого, республиканского) потребсоюза необходимо обеспечить методическое руководство маркетинговой деятельностью в кооперативных организациях, проведение исследований рынка и разработку маркетинговой стратегии для отдельных отраслей потребительской кооперации.
6. Плохое знание специалистами налогового законодательства.

В настоящее время организации потребительской кооперации выплачивают ежегодно сотни миллионов рублей по экономическим санкциям («налог на неграмотность») из-за незнания налогового законодательства и неумения противостоять некоторым незаконным притязаниям налоговых служб.

Так, в отдельных потребсоюзах налоговые инспекции включают фонд развития потребительской кооперации в налогооблагаемую базу (вычитают из издержек обращения) и штрафуют за якобы сокрытие этих средств от налогообложения.

Наиболее типична ошибка, когда облагается налогом на добавленную стоимость внутренняя переброска товаров, например, отпуск хлеба из хлебопекарни в свой магазин. Здесь имеет место двойное налогообложение. НДС начисляют и на стадии отпуска хлеба из производства и на стадии его реализации.

Излишний размер налогов выплачивается при заготовках и внутреннем использовании заготовленной продукции, при отпуске кондитерских изделий и кулинарной продукции из предприятий питания в магазины.

Чтобы не платить «налог на неграмотность» необходимо готовить специалистов по налогам и налогообложению, которые могли бы тщательно отслеживать все изменения в противоречивых, быстро меняющихся нормативных актах по налогообложению и своевременно оповещать о них и технологии их отражения в учете и отчетности руководителей потребительских обществ и их союзов. Такие специалисты, а так же аудиторы могли бы работать на внутреннем хозрасчете.

Другие факторы, влияющие на рентабельность хозяйственной деятельности потребительской кооперации

1. Управление кооперативной собственностью

Одна из причин убыточности работы организаций и предприятий потребительской кооперации в 90-х годах — злоупотребления руководителей и специалистов, присвоение ими кооперативной собственности.

2. Работа с пайщиками

Главное направление этой работы — восстановление численности пайщиков до уровня 1990 года и защита их прав. На конец 1998 года лишь меньшинство кооперативных организаций выполнили эту задачу.

Важное направление — предоставление льгот членам-пайщикам. Это:

• обучение за счет средств потребительских обществ и союзов в техникумах (колледжах) и вузах потребительской кооперации; • 10-15% скидка с продажной цены товара;

• увеличение размера скидки от роста стоимости покупок;

• расчеты наличными при закупке сельхозпродуктов, сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов у членов-пайщиков;

* предоставление пайщикам-пенсионерам три дня в году автотранспорта со скидкой 50%.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты