Органы пограничной охраны - подразделения пограничных войск, на которые возложена охрана сухопутной и морской государственной границы Украины, осуществляют дознание по делам о нарушении государственной границы.
Капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных во время нахождения судна вне пределов территории, являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных на судне, производится соответствующими территориальными органами.
Налоговая милиция проводит дознания по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), а также по делам о сокрытии валютной выручки.
Наибольший объем работы по расследованию преступлений среди других органов дознания выполняет милиция. Ей предоставлено право производить дознание по делам о любых преступлениях, если расследование их не отнесено к компетенции иного органа дознания. Это обусловлено наличием у милиции широких полномочий для выполнения возложенных на нее задач по охране общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Аппараты милиции (уголовный розыск, ГСБЭП, охраны общественного порядка, ГАИ, паспортные подразделения) входят в состав соответствующих учреждений внутренних дел, начальником милиции считается руководитель учреждения внутренних дел. Таким образом, начальником милиции Украины является министр внутренних дел Украины, областной милиции - начальник управления внутренних дел области, городской - начальник городского Управления МВД Украины в области, районный - начальник районного отдела городского управления МВД Украины в области. Именно эти должностные лица, а не те, которые возглавляют аппараты милиции, входящие в состав учреждений внутренних дел, являются руководителями органов дознания.
Милиция, особенно районного и городского звена, наиболее приближена к населению. Поэтому сотрудники милиции, как правило, первыми обнаруживают преступления и принимают меры к их раскрытию. При этом возникает необходимость производства следственных действий для выявления и закрепления следов преступления, обнаружения и задержания лиц, его совершивших, этим и объясняется то, что милиция наделена правом возбуждать уголовные дела и производить следственные действия по большинству совершенных преступлений.
Органы дознания могут возбудить уголовное дело и провести следственные действия, но далеко не все из них управомочены на проведение оперативно-розыскных действий. Оперативную деятельность не осуществляют, в частности, командиры воинских частей в армии, органы пожарного надзора, капитаны морских судов.
Наряду с органами дознания в законе говорится о лице, производящем дознание. Это должностное лицо, которое непосредственно проводит расследование в форме дознания. Таким правом наделены руководители соответствующих органов. Вместе с тем они могут поручить производство дознания своим подчиненным, занимающим определенное должностное положение. Круг таких лиц, допускаемых к производству дознания, в общих чертах определяется ведомственными подзаконными актами.
В милиции к производству дознания допускаются все лица оперативно-начальствующего состава, включая участковых инспекторов милиции, имеющих специальное образование или опыт расследования преступлений. В крупных горрайорганах внутренних дел образованы отделы дознания, введены штатные должности дознавателей и старших дознавателей.
В органах Службы безопасности производство дознания может быть возложено на любое достаточно подготовленное лицо из числа оперативно-начальствующего состава.
В учреждениях исполнения наказания дознание по приказу начальника учреждения производится одним из лиц начальствующего состава, как правило, из состава оперативных служб УИН.
В органах государственного пожарного надзора производство дознания осуществляется инспекторами пожарного надзора.
Капитаны морских судов могут поручить производство дознания одному из своих помощников или другому лицу из числа начальствующего состава экипажа судна.
Лицо, производящее дознание, наделено правом самостоятельно принимать решения о производстве необходимых следственных действий и выполнять их. Однако, если дознание производится не руководителем органа, которому это поручено, решения по важнейшим процессуальным вопросам расследования, в первую очередь о направлении дела (по возбуждении, приостановлении, возобновлении и прекращении), о применении мер процессуального принуждения (задержании, приводе, обыске, наложении ареста на имущество и др.) и другим вопросам, должны быть утверждены начальником органа. Такое утверждение не требуется лишь в тех случаях, когда в законе в связи с принятием конкретного процессуального решения говорится не об органе дознания, а о лице, производящем дознание[3].
Надзор за деятельностью органов дознания и лиц, производящих дознание, осуществляет прокуратура. При этом прокурор обладает более широкими правами, чем при надзоре за следователями. В частности, при несогласии с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, о прекращении дела и др., орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, однако не приостанавливая выполнения этих указаний.
Милиция как орган дознания осуществляет работу по протокольной форме досудебной подготовке материалов[4].
Анализ и обобщение сложившейся практики подтвердили жизненность и профессиональную необходимость протокольной формы досудебной подготовки материалов. Подавляющее число преступлений, в отношении которых осуществляется такая подготовка материалов, совершаются в условиях очевидности. Проверка здесь не составляет больших затруднений, если, конечно, она начата и организована в строгом соответствии с законом.
В судебном разбирательстве по большинству таких дел остаются без изменения объем и характер обвинения, а также юридическая оценка преступления. В связи с этим приговоры, как правило, вступают в законную силу по истечению кассационного срока; лишь на небольшую часть из них приносятся кассационные жалобы или протесты.
Протокольная форма досудебной подготовки материалов включает 4-е
этапа: 1. Порядок производства; 2. Порядок направления материалов в суд;
3. Возбуждение дела в суде; 4. Рассмотрение дела в суде.
I. Порядок производства. Протокольная форма досудебной подготовки материалов осуществляется по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и сложности в расследовании. Ранее по ним, как правило, проводилось дознание либо предварительное следствие. Применение протокольной формы досудебной подготовки материалов осуществляется по 33 составам преступлений[5].
II. Порядок направления материалов в суд. По делам о преступлениях о злостном уклонении от уплаты алиментов, незаконной охоте, хулиганстве без отягчающих обстоятельств, нарушении правил административного надзора и др., органы дознания не позднее, чем в 10-дневный срок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, очевидцев и др. лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебу и др. материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде.
У правонарушителя отбирается обязательство являться по вызовам органов дознания и суда и сообщать им об изменении места жительства.
Об обстоятельствах совершенного преступления составляется протокол, к которому приобщаются все материалы, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. Протокол утверждается начальником органа дознания, после чего все материалы предъявляются правонарушителю для ознакомления, о чем делается соответствующая отметка в протоколе и удостоверяется подписью правонарушителя. С санкции прокурора или его заместителя протокол вместе с материалами направляется в суд[6].
III. Возбуждение дела в суде. Признав материалы о преступлении, достаточными для рассмотрения в судебном заседании, судья выносит постановление о возбуждении уголовного дела, предании правонарушителя суду, избирает в отношении его в необходимых случаях меру пресечения и рассматривает дело в судебном заседании либо возвращает материалы для производства предварительного следствия, а при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, отказывает в возбуждении уголовного дела.
В постановлении судьи излагается формулировка обвинения с указанием статьи уголовного закона, по которому лицо предано суду.
Постановление судьи вручается подсудимому не позднее, чем за трое суток до дня рассмотрения дела в суде (ст.430 УПК Украины).
IV. Рассмотрение дела в суде. Дело о преступлении подлежит рассмотрению в суде не позднее, чем в десятидневный срок с момента поступления материала в суд. При рассмотрении таких дел суд вправе возвратить их для производства предварительного следствия, если возникает необходимость выяснения существенных дополнительных обстоятельств, которые не могут быть установлены в судебном заседании[7].
Проведение дознания по уголовным делам и протокольной форме досудебной подготовки материалов в системе МВД Украины возлагается на органы дознания, в т.ч. на штатные подразделения дознания горрайлинорганов внутренних дел.
Руководство штатными подразделениями дознания возлагается на заместителя министра, начальников ГУМВД Украины в Крыму, г. Киеве и Киевской области, УМВД в областях, г. Севастополе, а также на транспорте и на начальников горрайлинорганов внутренних дел.
Штатные подразделения дознания возглавляют начальник отдела дознания МВД Украины, начальники отделов (отделений) дознания ГУМВД, УМВД, а также начальники отделов, отделений, старшие групп дознания горрайлинорганов внутренних дел.
В состав штатных подразделений дознания входят: отдел дознания МВД, отдел (отделение) дознания ГУМВД, УМВД, отделы, отделения, группы дознания горрайлинорганов внутренних дел, а также органов внутренних дел на закрытых объектах.
Задачи штатных подразделений дознания.
1. Во взаимодействии с работниками других служб оперативно реагировать на заявления и сообщения о совершении преступления, принимать эффективные меры по установлению лиц, их совершивших, собирание и закрепление доказательств их вины.
2. Всестороннее, полное и объективное расследование уголовных дел и подготовка материалов протокольных производств при неукоснительном соблюдении действующего законодательства, чтобы по каждому уголовному делу или протокольному производству были приняты обоснованные и законные решения.
3. Контроль за расследованием уголовных дел и по протокольной форме досудебной подготовки материалов работниками иных служб ОВД и оказание им методической помощи в этой работе.
4. В пределах компетенции, предусмотренной законом, применять соответствующие меры по прекращению нарушений прав граждан и интересов государства.
5. Обеспечение возмещения убытков физическим и юридическим лицам, которые причинены им преступлением.
6. Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и применение, через соответствующие органы мер по их устранению.
7. Восстановление чести и прав граждан, пострадавших от незаконного задержания или привлечения их к уголовной ответственности.
Принципы деятельности штатных подразделений дознания.
Дознание проводится на принципах: справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом независимо от социального, национального и расового происхождения, материального, служебного либо иного положения, вероисповедания и политических взглядов.