Женщина и политика

В 1999г. Указом Президента РФ назначена заместителем Председателя Правительства РФ. После отставки правительства Сергея Степашина в августе 1999г. - и.о. вице-премьера. 19 августа 1999г. назначена вице-премьером в правительстве Владимира Путина.

В марте 2000 года Валентина Матвиенко заявила о своем решении баллотироваться на пост губернатора Санкт-Петербурга, однако через месяц отказалась от участия в избирательной кампании. В марте 2003 года назначена полпредом президента РФ в Северо-Западный федеральный округ.

Она награждена орденами "За заслуги перед Отечеством" третьей степени, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и медалью Почетный доктор Российской военно-медицинской академии (РВМА). Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Владеет немецким и английским языками.

В 1995 году журнал Time назвал Ирину Хакамаду политиком 21 века. Эта фамилия уже давно на слуху у политических обозревателей. На парламентских выборах в 1993 году Хакамада вошла в список кандидатов в Госдуму от блока "Август", созданного на основе ПЭС и Партии конституционных демократов. Блок не собрал необходимого количества подписей, но, несмотря на это, Хакамада прошла в Думу по Каширскому избирательному округу Москвы. В парламенте первого созыва была заместителем председателя группы "Либерально-демократический союз 12 декабря" и входила в Комитет по экономической политике.

В 1995 году она стала руководителем "внепартийного политического объединения "Общее дело". На выборах "Общее дело" в Думу не прошло, но Хакамада вновь стала депутатом, выиграв в одномандатном округе. В Госдуме второго созыва была членом депутатской группы "Российские регионы" и входила в Комитет по бюджету, налогам и финансам.  В 1997 г.  президентским указом Хакамада была назначена председателем Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства, который годом позже был упразднен.

Ей предложили пост замминистра по антимонопольной политике, но она отказалась, не захотев работать с коммунистом Геннадием Ходыревым.

После учреждения блока "Союз правых сил" в августе 99-го вместе с С.Кириенко и Б.Немцовым вошла в первую тройку федерального списка. А в декабре стала депутатом Госдумы в третий раз. 31 мая 2000 года вместо Немцова, сменившего на посту главы фракции Кириенко, стала вице-спикером Госдумы. 26 мая 2001 года на учредительном съезде партии СПС вошла в состав сопредседателей.

Так же радуют и успехи Любови Слиска, которая вошла в государственную думу как член партии «Единая Россия», а теперь является первым вице-спикером Госдумы. В Думе четвертого созыва Слиска продолжает занимать эту должность. Перед избранием в Госдуму третьего созыва в 1999 году она - заместитель губернатора, заместитель председателя правительства Саратовской области.  В 1999 г. являлась постоянным представителем губернатора и правительства Саратовской области в областной думе и представительных органах местного самоуправления Саратовской области. В 1999 - 2003 гг. она - депутат Госдумы третьего созыва, первый заместитель председателя Госдумы, член фракции "Единство". В декабре 2003 года избрана депутатом Госдумы четвертого созыва от политической партии "Единая Россия".  Она награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Ещё одна яркая представительница женщин в системе власти  - Галина Карелова вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам. Активная позиция Кареловой дала новый импульс развитию системы учреждений социального обслуживания семьи, женщин и пожилых людей. Особое внимание она уделяет материальному оснащению, подготовке кадров и внедрению новых социальных технологий в реабилитационных центрах для детей-инвалидов и приютах для беспризорных и безнадзорных детей. При ней практически восстановлена система организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Вопросам социальной защиты пожилых людей, ветеранов войны, военнослужащих, уволенных в запас она уделяет самое пристальное внимание.

С 1994 г. по 2003 г. - президент Конфедерации деловых женщин России, с 1997 по 2003 гг. - заместитель Председателя межведомственной комиссии при Правительстве РФ по улучшению положения женщин. Г. Карелова активно сотрудничает с неправительственными организациями, занимающимися проблемами детей и женщин, благотворительностью. 24 апреля 2003 г. Галина Николаевна Карелова назначена заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. Она награждена медалями "За трудовую доблесть", "За доблестный труд", орденом почета.

Этот список можно долго продолжать, пополняя не менее выдающимися представительницами российской власти. И это говорит о доверии населения и к возможности перспективного управления именно женщиной-политиком. 














5.                Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин

На пороге XXI века деятельность в защиту прав женщин активизирова­лась и обрела мощный глобальный импульс. На протяжении 20 лет, прошедших после первой Конференции Объединенных Наций по положению женщин, в рамках кампании деятельности за достижение равенства между женщинами и мужчинами произошли важные изменения и имели место несомненные дости­жения: число женщин на рынке труда увеличивается небывалыми темпами, и женщины добиваются более значительной роли на всех уровнях общественной жизни.

В 70-х и 80-х годах тема равных возможностей для женщин и мужчин стала одной из доминантных в политической жизни многих стран. Важным фактором, инициирующим активность в решении женского вопроса, стало Де­сятилетие женщин ООН, объявленное на период 1976-1985 гг. под девизом: “равенство, развитие, мир”.

В сентябре 1995 г. в Пекине состоялась Четвертая Всемирная Конферен­ция по положению женщин: действия в интересах равенства, развития и мира. Конференция ставила целью установить приоритеты, которых необходимо придерживаться в 1996-2000 годах для осуществления стратегий в рамках сис­темы ООН (2).

Конструктивным событием стало также принятие Конвенции о ликвида­ции всех форм дискриминации в отношении женщин (3). Она определила в меж­дународно-правовой форме принципы и меры, направленные на обеспече­ние равных прав для всех женщин. Она призвала “...государства принять на­циональные законодательные меры, запрещающие дискриминацию женщин”, рекомендовала им “...принять временные специальные [c.582] меры, направ­ленные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, а также меры для изменения социальных и культурных моделей, способствующих сохранению дискриминации” (4).

Существенную роль сыграли “Перспективные стратегии деятельности в области улучшения положения женщин на период с 1986 по 2000 год”(5). В Стра­тегиях выдвинуты три цели – равенство, развитие и мир. При этом равен­ство рассматривается не только как правовое понятие, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей женщин участвовать в процессе развития в каче­стве активной действующей силы, непосредственно связывается с задачей все­стороннего социально-экономического развития и берется за основу для дости­жения прогресса всех обществ. В названных документах было зафиксировано стремление Мирового сообщества ликвидировать к 2000г. дискриминацию женщин. Они стимулировали в странах разработку концептуальных подходов, стратегии и тактики государственной политики, создание национальных меха­низмов, мониторингов реализации принимаемых текущих и долгосрочных про­грамм.

В 70-е и 80-е гг. были приняты законы о равенстве прав женщин и муж­чин во Франции (1993 г.), ФРГ (1980 г.), Англии (1975 г.), Австрии (1979 г.), Дании (1978 г.), Норвегии (1978 г.), Швеции (1978 г.) и т.д. Эти законы вклю­чают нормы, регламентирующие равенство возможностей при найме и уволь­нении, вознаграждении труда, профессиональной подготовке, продвижении по службе, распределении семейных обязанностей между супругами и т.д.

Характерно, что реформирование или создание вновь правовой основы улучшения положения женщин, институирование социальной феминологии имеет принципиально важное значение и неразрывно связано с созданием и разработкой технологий функционирования национальных механизмов, дейст­вием организационных структур, направленных на решение женского вопроса. В 90 странах мира существуют национальные механизмы на государственном уровне, в пяти странах их возглавляют премьер-министры. Проведенный анализ деятельности таких государственных органов позволяет сделать вывод о том, что в разных странах существуют разные подходы и типы организационных структур – министерства, комитеты по делам женщин. Но одна общая тенденция, бесспорно, при этом прослеживается: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению их равноправия, разрабатывается, и ее претворение в жизнь контролируется на государственном, а не только на обще­ственном уровне. Показательно, что организационные структуры функциони­руют как в крупных, так и в небольших государствах. Процесс их формирова­ния продолжается.

Как правило, к компетенции этих структур относятся следующие направ­ления: реализация принципа равенства полов в рамках разрабатываемых про­грамм; реагирование на конкретные случаи дискриминации; информационная деятельность по защите политических, экономических и социальных прав женщин; организация и инициирование соответствующих научных исследова­ний; изучение опыта других стран.

Для Запада в 70-80-е годы характерен процесс концептуального осмысле­ния социальной реальности, неудовлетворенность подходами к решению жен­ского вопроса, положению женщин в обществе. В этих странах предпринимают попытки к переходу от осмысления к конкретным, скоординированным, долго­срочным, этапно-обозначенным мерам по превращению принципа равенства полов в реальность жизни.

На основе принципов правового регулирования в рамках стран Европей­ского сообщества разработаны две долгосрочные программы действий по реа­лизации равных возможностей на период 1982-1985 гг., 1986-1990 гг. Вступила в силу третья программа, действующая и сейчас.

Симптоматично, что в странах многопартийной системы массовая работа среди женщин выдвигается в качестве особой задачи. Привлечение их на сто­рону партии означает для нее или победу, или поражение.

Исследование программных документов социалистов, социал-демократов в отношении женщин, механизмов их вовлечения в орбиту политической дея­тельности, в управленческие структуры своих стран свидетельствует о том, что партии в этот период гибко меняют свою тактику.

В новых условиях многие политические партии пересмотрели систему своих отношений с женской частью населения, от которой наполовину, а при определенных демографических условиях и еще больше, зависит исход выборов в органы власти.

Во французской социалистической партии действуют 20%-ная квота для женщин при выборах в партийный аппарат, 30%-ная квота – при выдвижении кандидатов в депутаты местных органов власти. Фракция СДПГ в Бундестаге имеет 16% женщин, и партия ставит перед собой задачу к середине 90-х годов увеличить эту квоту до 40%. Итальянская коммунистическая партия, насчиты­вающая в своих рядах 38% женщин, на парламентских выборах 1987 года вне­сла в списки своих кандидатов в депутаты в среднем 30% женщин, а в некото­рых округах до 50%. Таким образом, левые партии становятся одним из основ­ных каналов, по которым женщины выходят в большую политику (6).

Среди всех парламентов мира мужчины составляют 89%, женщины – 11%. Однако представительство женщин в парламентах различных стран ва­риабельно. Это определяется экономикой, уровнем развития, культурой, рели­гией и политической системой. Так, в таких странах, как США, Бразилия, Ве­ликобритания, Франция, Тунис, Кения, Индия, Япония, Таиланд и Австралия, женщины составляют до 10% парламентариев. Следующая большая группа стран – это страны, где представительство женщин в парламентах составляет от 10 до 20%. В их числе Канада, Испания, Италия, Польша, Ангола, Ирак и Новая Зеландия. В группе, состоящей из 5 стран, женщины в парламенте составляют от 20 до 30%. Это Китай, Исландия, Нидерланды, Австрия и Германия. Нако­нец, к последней группе, где 30-40% женщин в парламенте, относятся Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Куба и Гвинея (7).

Норвежская рабочая партия и Социал-демократическая партии Дании ис­пользуют квотную систему, в соответствии с которой 40% всех кандидатов партии на выборах должны быть женщины. По инициативе правительства Нор­вежской партии стортинг (парламент) в конце 80-х годов утвердил закон, кото­рый вменяет обязанность иметь в своем составе не менее 40% женщин. Среди 18 министерских постов восемь занимают женщины. В стране существует со­циальная “программа равноправия”, в аппарате правительства – упол­номоченный по соблюдению закона и реализации программы.

Важным элементом вовлечения женщин в политическую деятельность, наряду с системой организационных мер, является социальная политика, на­правленная на облегчение условий быта, воспитания детей, способствующая реальному женскому равноправию. Заботу о фактическом равенстве обоих по­лов последовательно проводят социал-демократы скандинавских стран. В Шве­ции, к примеру, создана развитая система общественной помощи семье, позво­ляющая поровну разделить семейные обязанности между обоими родителями.

Характерно, что и партии, и правительства целенаправленно осуществ­ляют политику продвижения женщин, координируя ее на межправительствен­ном уровне. Так, на конференции министров ЕС (Страсбург, 1986 г.) была, в частности, принята резолюция “О политике и стратегии достижения равенства женщин в политической жизни, их участии в процессе разработки и принятии решений”.

Как показывает анализ государственной политики стран ЕС, сегодня наи­более значительные изменения в подходах к решению проблем женщин, повы­шения их роли в делах общества связаны с процессами коллективного социаль­ного планирования для того, чтобы:

а) защитить общественные инициативы от деструктивного влияния бюрократии Совету Министров ЕС рекомендовано: обеспечить условия для справедливого распределения между женщинами и мужчинами руководящих постов во всех структурах ЕС, в частности в Евро­пейском парламенте, Секретариате ЕС;

б) гарантировать эффективность реали­зации программ действий ЕС на национальном и местном уровне через локаль­ные институты, которые могли бы обеспечить участие на равной основе жен­щин и мужчин в процессе социальной трансформации. От правительств-членов ЕС ожидают в этой области конструктивного сотрудничества;

в) обеспечить та­кие условия, чтобы политические решения и изменения были согласованы с ин­тересами всех граждан, без какой-либо дискриминации по мотивам пола.

Конференция призвала политические партии, государственные и общест­венные организации, профсоюзы и другие заинтересованные группы разрабо­тать меры позитивного характера, содействующие выдвижению, назна­чению и избранию большого числа женщин на руководящие посты, повыше­нию их роли в принятии решений на всех уровнях.

Анализ деятельности ведущих политических партий развитых стран дает основание выявить наметившуюся в последние два десятилетия общую для многих из них тенденцию – повышенное внимание к ангажированию женщин в политику. Оно проявляется не только на декларативном уровне, но и подкреп­ляется созданием специального механизма продвижения женщин в структуры принятия решений. Таким результативным инструментом для этих партий и го­сударств является система квотирования, применяемая как временная специ­альная мера. Можно сделать и следующий вывод: существовавшая в СССР сис­тема квот выдвижения женщин получила за рубежом признание и нормативный статус, как национальный, так и международный. Статья 4 (часть первая) Кон­венции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин гласит: “принятие государствами-участниками временных специальных мер, направ­ленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается, как это определяется настоящей Конвенцией, дис­криминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохра­нение неравноправных или дифференцированных стандартов; эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения”.

Расширение участия женщин в политических процессах развитых стран – существенная примета времени. Квотирование мест для женщин в партии и парламенте на Западе не относят к разряду ущемления демократии. Недемокра­тичным принято считать то общество, где женщины отстранены от участия в принятии решений.

К ранее изложенному следует добавить еще ряд факторов, которые, могли бы демпфировать, а в дальнейшем переломить нега­тивную тенденцию “вытеснения” женщин из властных структур: критическое осмысление собственного исторического и зарубежного опыта в этом направ­лении; развитие и консолидация женского движения как социальной базы, выразителя интересов женщин; осознание политическими партиями не­обходимости определенной стратегии и тактики в продвижении женщин. В бу­дущем, когда пройдет политический шок у населения, на выборах победит та партия, которая наиболее точно, социально привлекательнее сформулирует свою политику, за которую электорат – женщины в нем преобладают – отдаст свои голоса.

Важным инструментом привлечения внимания мировой общественности к положению женщин было проведение Организацией Объединенных Наций четырех всемирных конференций.
















Заключение.


За весь ХХ век в мире можно насчитать всего около 30 женщин, которые были избраны президентами или главами правительств. Но уже в конце века, например, на президентских выборах 1998 года в Исландии все кандидаты были женского пола. Исключение? Тенденция? Закономерность?

В России в системе исполнительной власти число женщин, конечно, оставляет желать лучшего, но, тем не менее, с каждым годом  их количество всё увеличивается. Например, губернатором Санкт-Петербурга на выборах 2003 г. стала женщина. Или давно укрепившаяся в системе российской исполнительной власти Ирина Хакамада, представляющая партию "Союз Правых Сил".  Можно так же упомянуть лидера движения за гражданское достоинство Эллу Памфилову, которая балатировалась на выборах в должность президента РФ в 2000г. непримиримого борца с коммунистическим движением  - Б.Э. Новодворскую, а так же Депутата Госдумы от Ямала Наталью Комарову (приложение 1).

Рядом с мужчинами и у семейного очага, и у руля государства, конечно же, должны быть женщины. Но это не самоцель, это просто нормальный принцип существования государства, где должности занимаются на основании личных качеств, способностей и профессионализма.

Начало всех кризисов (политических, социальных, экономических) - в кризисе духовном, нравственном. Поэтому первостепенный вопрос сейчас - не "кто руководит?", а "как руководит?". Как воскресить личность? А тогда - мужчины или женщины будут руководить обществом - это уже вопрос второстепенный. Если руководить им будут личности, половая принадлежность руководителей отойдет на второй план.



Список использованной литературы.

1. Амфитеатpов А.А. Женщина в общественных движениях России. СПб., 1907. Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М., 1995.

2. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С.246.

3. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. С.89.
4. Шинелева Л.Т. Путь в XXI век. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. (Пекин, 1995 г.). М., 1995.
5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 18 дек. 1979 г. (Нью-Йорк), 1980.
6. ООН. Всемирная конференция для обзора и оценки достижений “Десятилетие женщины” // ООН: равенство, развитие и мир. Найроби, Кения, 1985. А/СО/116/28.
7.  Политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.

8. Айвазова С. Женщины и политика в Западном обществе // Соц. исследования. 1999. №5

9. Бакунин М.А. Советская идеология и роль женщины // Кризис идео­логии с точки зрения советологов. Философия, социо­логия, политика. М., 2000г.

10. Баталов Э.Я. Политическое - "слишком человече­ское" // Полис. 1995. №5.

11. Биографии политических лидеров. //  информационный ресурс «Санкт-Петербург. Ру.», 6 января 2004, 21:51

12. Геннадий Литвинцев.  Слово Россия - женского рода... //Российская газета (Черноземье) 28.11.2003

13. Наталья Шергина. Стодневка Матвиенко// Российская газета, центральный выпуск.  16.10.2003.  

14. Наталья Шергина. Губернатор на шпильках// Российская газета, центральный выпуск, 16.10.2003

Приложение 1.   В Государственную думу в 2003г. избрано на 10 женщин больше, чем в предшествующую. Теперь в составе Государственной думы 45 женщин.



 

                               




                      














                                                                   


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты