Великобритания во внешней политике Монголии: особенности сотрудничества и перспективы развития , студентка)

Великобритания во внешней политике Монголии: особенности сотрудничества и перспективы развития , студентка)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ






КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТИКИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ






ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РЕГИОНОВЕДЕНИЮ


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ МОНГОЛИИ: ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ







Студентки 4-го курса

факультета МО

ТУМЭН Ц.



Научный руководитель:

д.э.н., проф. КАПИТОНОВА Н.К.










МОСКВА – 2003


СОДЕРЖАНИЕ






ВВЕДЕНИЕ.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   3

ГЛАВА 1.  ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

МОНГОЛИИ В КОНЦЕ 80-х – 90-х гг. ХХ в.   .   .   .   .   .   .6


1.                Международное сотрудничество Монголии в условиях перехода к рыночным отношениям.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  6

2.                Научно-теоретические концепции и практика.   .   .   .   .   .  . 8

3.      Монголия в системе международных отношений

в Азиатско-Тихоокеанском регионе.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   15


ГЛАВА 2.  ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА

МОНГОЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ.   .   .   .   .   .   .20

1.                Установление дипломатических отношений.   .   .   .   .   .   . 20

2.                Активизация политических и деловых связей в 90-е гг.   .  . 21

3.                Торгово-экономическое сотрудничество

Монголии и Великобритании.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  22

4.      Проблема привлечения британских инвестиций

и кредитов в экономику Монголии.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   33


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.   .   .   .   .   .   .   .   .  36


ПРИЛОЖЕНИЯ.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  40                         
ВВЕДЕНИЕ.


В современном мире трудно отыскать хотя бы одно государство, которое в той или иной форме, на том или ином уровне не было бы задействовано в сложнейшую систему международных отношений.

Не является исключением и Монголия. В последние годы имевшаяся договорно-правовая база внешней связи Монголии подвергалась существенной корректировке исходя из естественной необходимости ее адаптации как к современным международным политическим и экономическим условиям, так и к реальным потребностям и возможностям Монголии.

Благодаря открытой внешней политике, Монголия резко расширила географию своих международных отношений: до начала 90-х гг. она поддерживала связи с 90 странами, ныне же насчитывается около 140. Торгово-экономические связи осуществляется более чем с 70 странами мира. При этом соблюдается принцип равноправия в отношениях с любой страной. Таким образом, меняется окружающий мир, меняется роль Монголии в этом мире.

Изменения происходят и во внешней политике других государств по отношению к Монголии. В новых условиях, страны рассматривают Монголию в качестве “моста” между Азией и Европой и начали отказываться от характеристики ее как буферного государства.

Сегодня, когда идет процесс переосмысления истории, есть резон обратиться к современному положению Монголии в международных отношениях, что даст возможность, не повторяя ошибок прошлого выработать пути сотрудничества Монголии со всеми странами мира на основе новой модели развития.

Актуальность данной темы вытекает из потребностей разработки новой  политики, регулирующей торгово-экономические, политические, научно-культурные и прочие связи Монголии, в том числе с Великобританией.

Таким образом, объектом исследования в данной работе является  внешняя политика Монголии в контексте современного состояния монгольско-британских отношений и перспективы их дальнейшего сотрудничества.

Целью итоговой работы является сравнительный анализ внешней политики Монголии с переходом к новой общественной модели развития, к рыночной системе хозяйствования; политика проводимая Монголией по отношению к Великобритании и определение перспективы дальнейшего развития англо-монгольских отношений.

Для достижения указанных целей диссертант поставил перед собой следующие задачи:

-    определить роль и место Монголии в системе международных отношений;

-    показать процесс становления и развития взаимоотношений Монголии и Великобритании, торгово-экономическое, политическое, культурное сотрудничество двух стран.

-    на основе анализа монголо-британских торгово-экономических связей определить место и роль Великобритании в экономической жизни Монголии.

Автор стремился по возможности максимально объективно и непредвзято исследовать комплекс проблем, связанных с характером и динамикой взаимоотношений двух наших стран на протяжении 12 лет (1990-2002 гг.).

Хронологические рамки – 1990-2002гг. Выбор нижней рамки итоговой работы обусловлен преобразованием, ликвидацией старой социалистической модели развития, переходом к новой модели, основанной на рыночных отношениях и демократических принципах в Монголии, что дает возможность провести анализ предыдущего периода истории отношений Монголии и Великобритании с ее современным состоянием.

Выбор верхней границы – 2002 г. – связан со стремлением автора довести исследование насколько это возможно до наших дней.

В работе использованы сравнительно-исторический, проблемно-аналитический, экономико-статистический, социологический и другие методы исследования.

Источниковую базу итоговой работы составил широкий круг разнообразных источников преимущественно на монгольском,  английском и русском языках, доступных автору. Условно их можно разделить на следующие основные группы:

1) Материалы и документы, опубликованные в сборниках дорговоров, соглашений и конвенций, заключенных между Монголией с иностранными государствами. Опубликованные на монгольском языке материалы и документы, законодательные акты, указы, а так же Основной Закон Монголии – Конституция (Монгол Улсын Ундсэн Хууль).

2) Достоверную основу изучения истории и современного состояния взаимоотношений между нашими странами составляет периодическая печать, как на монгольском, так и на английском языках. Для исследуемого периода ценными источниками являются периодическое издание “Международные Отношения”, которое стало издаваться с 1996 года. Исключительно интересную информацию содержит центральная и местная периодическая печать Монголии: газеты “Унэн” (“Правда”), “Засгийн газрын мэдээ” (“Правительственный вестник”), “Ардын эрх” (“Народное параво”), “Ил товчоо” (“Гласность”), “Ардчилал” (“Демократия”) и др., журналы “Ундэсний эдийн засаг” (“Национальная экономика”), “Цаг уе” (“Время”) и др.

3) Отдельные цифры и материалы, необходимы для анализа были опубликованы в официальных статистических ежегодниках, а так же в материалах, публикуемых центральными статистическими органами Монголии.

4) Исключительно важным источником для изучения истории взаимоотношений между Монголией и Великобританией являются издаваемые Торговым представительством Монголии и Великобритании бюллетени экономической и деловой информаии.

Данная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных литератур и приложении.



ГЛАВА 1.  ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ МОНГОЛИИ В КОНЦЕ 80-х – 90-х гг. ХХ.


1.      Международное сотрудничество Монголии в условиях перехода к рыночным отношениям.


В конце 80-х гг. XX в. рухнула система социализма, а вместе с ней канула в прошлое биполярная структура мирового сообщества. В мире произошли кардинальные изменения, наступило время новых взаимоотношений между странами, и не только бывшими противниками, но и бывшими соратниками. На всем постсоциалистическом пространстве, в том числе и в Монголии, начался процесс реформирования, перехода к рыночным отношениям, смены модели общественного развития.

На внешнеполитической арене Монголия старается эффективно взаимодействовать со своими соседями, в первую очередь с Россией, а также с Западом, включая США и Японию. Поиски нового места в связи с изменением геополитической картины мира являются актуальной проблемой для Монголии, так как её судьба сильно зависит от внешней международной среды.

Новый мировой порядок, на наш взгляд, может определяться следующими силами: США, Евросоюз, Китай, Япония, Россия, Индия, а также великим множеством средних и малых стран. Одним словом, в мире огромную роль будут играть великие евразийские государства, где преобладают позиции Китая, России, а также  Японии.  В то же время международные отношения впервые обретут истинно глобальный характер. На поверхность всплывет целый ряд проблем, таких, как распространение ядерных технологий, проблемы окружающей среды, демографического взрыва и экономической взаимозависимости, решением которых можно будет заниматься только в мировом масштабе. Интересы России, Китая, Японии в недалеком прошлом соперничали в Монголии, и этими интересами в основном определялась динамика развития её внешнего окружения в последние триста лет.

Как государство, находящееся между двумя великими державами, Монголия может избежать прошлых ошибок и гарантировать свою экономическую стабильность путем установления и расширения всесторонних связей, как со своими близкими соседями, так и с международным сообществом, включая США, Японию и Западную Европу. В этом смысле вступление Монголии в 1991 г. в МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и 1997 г. в ВТО имело определяющее значение для её дальнейшей интеграции в мировую экономику.

Стали все отчетливее вырисовываться контуры новой внешней политики Монголии, освобожденной от идеологических догм и односторонней ориентации на северного соседа. Конечно, эта ориентация определяется многими существенными причинами. Верховенство национального интереса, многосторонность и открытость определяют лицо монгольской дипломатии, её активных усилий, направленных на заполнение вакуума, образовавшегося после фактического ухода северного соседа из Монголии, почти единственного в прошлом кредитора и торгового партнера.

Тем не менее, макроэкономическое регулирование в Монголии проводилось под контролем международных финансово-экономических организаций и стран-доноров, таких, как Азиатский банк развития, Мировой банк, США, Япония и ФРГ. Причем предоставление кредитов со стороны этих организаций и стран обусловливалось выполнением Монголией ряда их рекомендаций по урегулированию перехода к рыночным отношениям.

В условиях перехода к рыночным отношениям Монголия осуществляла открытую внешнеэкономическую политику. Была проведена поэтапная либерализация внешней торговли, сокращены до минимума лицензирование и квотирование, значительно снижены импортные пошлины практически на все виды оборудования, запасные части и другие товары.

Но политика открытости внешнему миру имеет целью формирование и предоставление благоприятных условий, стимулирующих приток в страну иностранного капитала, передового зарубежного оборудования и технологий, современных методов управления в сферах производства и сервиса. Экспорт в КНР, США, Россию, Южную Корею, Австралию, Великобританию, Италию, Японию составляет 98% общего экспорта Монголии. Соответственно 90% общего импорта Монголии приходится на следующие страны: Российскую Федерацию, КНР, Южную Корею, Японию, Германию, США, Сингапур, Австралию (см. Приложение 3). На долю ГОК “Эрдэнэт” в 1999г. приходится 60% общего экспорта, 35% ВВП Монголии[1], причем медный концентрат большей частью экспортировался в КНР, Россию, Южную Корею, Японию и Казахстан (95,6%), а молибден (83,7%) – в Китай, США, Россию, Швейцарию[2].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты