Регионология 30 вопросов
p> Белоруссия связывают Р с Европой.
До 1993г. политика России была неопределенной. В 1993г. утверждаются основные положения внешнеполитической концепции России, где сделан акцент на поддержании целостности постсоветского пространства. Было объявлено, что налаживание устойчивых связей со странами БЗ является главным содержанием российской политики. Главными целями и задачами России по отношению к БЗ:
1. Цель по отношению к государствам СНГ— от экон. и полит. интеграции - до объединенного государства, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе. Основные задачи - обеспечить стабильность во всех ее измерениях (полит., экон., гуманитарной); оказывать и правовое содействие становлению стран СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику по отношению к России.
2. Цель по отношению к остальному БЗ (Балтия) — формирование системы дружественных полит. и экон. отношений.
Попытки усиления американского влияния на БЗ, а также исламского экстремизма затрагивают интересы безопасности России, В последние годы разработана концепция государственных интересов. При этом к числу приоритетных целей относят: национальную безопасность, связанную с обороной страны и соответствующими дипломатическими действиями; экономические интересы, связанные с укреплением позиций на мировом рынке и защитой внутреннего рынка. Интересы Р в БЗ обеспечивались триадой — военные базы, охрана внешних границ, миротворчество. С большей частью ближнего зарубежья отношения строились в рамках СНГ и Договора о коллективной безопасности
(подписан 6 странами Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан,
Туркмения). Военное сотрудничество крепнет только с Арменией, Беларусью и
Таджикистаном. На территориях ряда государств с их согласия остались военные базы и российские войска в составе миротворческих сил СНГ. На территории БЗ продолжаются миротворческие операции в Приднестровье, Южной
Осетии, Таджикистане, Грузии (в зоне абхазского конфликта). Сегодня российское присутствие сокращается по всем трем направлениям — идет сокращение военного присутствия в Грузии, Приднестровье (согласно международных договоренностей) и сокращение пограничных войск из-за экономических трудностей. Сегодня можно говорить о сокращение присутствия
(экономического, политического, военного, культурного) в отдаляющихся от Р государствах БЗ, за исключением Белоруссии, Армении, Таджикистана. У каждого государства свои цели и интересы в политики, зачастую они противоречат интересам Р. Хотя все новые государства — являются республиками с переходной экономикой, но методы политики различны (от наиболее демократических режимов в Балтии до авторитарных в Азии).
Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия идут примерно одним путем - к авторитарно-клановой власти, держа дистанцию от Москвы. Страны Балтии,
Украина, Молдова, Грузия и Азербайджан связывают свои планы на будущее с
Европейским союзом и НАТО. Государства БЗ маневрирует между стремлением приобщиться к европейской экономической цивилизации и объективно существующей экономической интеграцией с СНГ и Россией. Россия разделяет стремление стран БЗ войти в мировое сообщество, но протестует против продвижения НАТО к своим границам. Существуют тенденции интеграции — создан союз Белоруссии и России. Белоруссия по существу остается единственным последовательным союзником России. Различие в интересах стран БЗ выливались в претензии по поводу территориальных споров, неурегулированности правовых вопросов, проблемы русскоязычного населения, по экономическим проблемам
(сокращения подачи газа, условий оплаты, стоимости и пути перекачки по чужой территории и по поводу поставок оружия конфликтующим сторонам, раздела Каспийского моря, пути перекачки нефти и т.д.). На современной ситуации не может не сказываться экономическое и политическое состояние
России, ее слабость в возможности решения экономических и политических проблем. Из-за невозможности реализации северного варианта нефтепровода,
Азербайджан, Турция и Грузия подписали пакет соглашений по экспортному трубопроводу Баку- Тбилиси- Джейхан, тот южный вариант, который поддерживали США. И хотя нет уверенности, что он будет реализован к 2005г
(остается нерешенная проблема статуса Каспия), но политический проигрыш
Москвы налицо - этот договор закрепляет влияние США. Фактически Россия отстранена от транспортировки каспийской нефти (российская ветка трубопровода Баку- Новороссийск проходит по мятежной Чечне). Кроме того
Туркмения, Азербайджан, Грузия и Турция подписали соглашение о строительства ТрансКаспийского газопровода для транспортировки в Турцию туркменского газа с участием американских фирм. Он явно направлен против российско-турецкого проекта "Голубой поток". Азербайджан и Грузия становятся стратегическими партнерами США. Это многими воспринимается как продолжение политики США по вытеснению России.

3.Россия и Украина.

Интересы Р и У взаимопереплетены в силу их теснейшего взаимодействия на общем геополитическом пространстве в прошлом, настоящем и, несомненно, в будущем. Украина маневрирует между стремлением приобщиться к европейской экономической цивилизации и объективно существующей экономической интеграцией с СНГ и Россией. В Киеве существует три группы формирования российской политики Украины. Первая - это прозападники. Вторая - лидеры коммунистов, декларирующие политический союз с Россией по примеру
Белоруссии, и третья - это политики, которые занимают центристскую позицию, те, которые понимают, что в силу геополитического положения Украины откровенно западная или восточная ориентация приведет к политической изоляции и экономической стагнации страны. Существует план индивидуального сотрудничества НАТО и Украины. В то же время Украину как экономического партнера на Западе никто не ждет (гораздо лучше реализуются планы экономического сотрудничества с арабскими странами, пример поставка танков
Пакистан). Поэтому связи с Россией и СНГ остаются перспективными и есть надежда, что если не это поколение политиков, то следующее, несомненно, объединит интересы обеих наших стран. Развитие событий продемонстрировало, что попытки Украины резко сменить геополитический курс, обзавестись новыми партнерами и союзниками в лице ЕС и НАТО оказались не вполне состоятельными. Украине еще предстоит серьезно постоять за свое место, свои интересы в зоне Черного моря. Наряду с налаживанием экономического партнерства в этом регионе разворачивается серьезная геополитическая борьба за влияние, ресурсы, межрегиональные транзитные марш руты. И в этом плане
Турция, например, вовсе не заинтересована в усилении роли Украины. Попытки выдавливания России, российского Черноморского флота из Крыма безусловно оставляют Украину один на один с весьма сложными проблемами и на полуострове, и в Черноморском бассейне. Так, северо-восточный сектор
Черного моря, его шельфовая зона, в том числе прилегающие к Крыму акватории, богаты не только рыбными ресурсами, но и потенциально очень перспективны в отношении нефти и газа. Поэтому сегодня даже украинские радикалы не требуют, как это было совсем недавно, ухода Москвы и российского флота из Севастополя. Как видится, в последнее время несколько смещаются акценты в отношении Украины и Запада. Главная причина этого -
Москва отнюдь не горит желанием восстанавливать советскую империю, в том числе с участием Украины. После принятия в НАТО новых членов и определения главных кандидатов на вхождение в расширенный Европейский Союз неизбежно наступит период "переваривания". Очевидно, что Украина пока осталась за бортом этих процессов. В лучшем случае ей могут предложить роль главного элемента в геополитической прокладке между Россией и Большой Европой или роль альтернативного России ядра СНГ. Впрочем, она и раньше рассматривалась
Западом в первую очередь как карта в политических играх с Кремлем. Вряд ли успешными были бы попытки Киева играть особую роль на постсоветском пространстве, для этого объективно у Украины нет ни экономических возможностей, ни достаточного авторитета в том числе и военной мощи.
Длительный период отношения Р и У оставались прохладными, что связано с разделом Черноморского флота, военных баз, Крымом, неурегулированностью вопросов внешней торговли. Дипломатическим прорывом в отношениях Москвы и
Киева было подписание Договора о дружбе и сотрудничестве При всех недостатках этот документ расчистил многие завалы на пути строительства нового партнерства между Россией и Украиной с учетом существующих реалий.
Россия - ведущий экономический партнер Украины, украинские товары ликвидны именно в первую очередь на рынках России и других стран СНГ, но не на
Западе. Только при участии России возможна реальная перестройка ВПК
Украины, его самореализация на мировых рынках оружия и высоких технологий.
Надежды на масштабное участие западных фирм в конверсии украинского ВПК также пока оказались несостоятельными. На Украине практически нет альтернативы и российским энергоносителям. Финансово-экономический кризис в
Восточной Азии резко сократил возможности реструктуризации украинского хозяйства с помощью "политизированной" государственной и межгосударственной экономической помощи со стороны Запада. В целом Украине придется действовать в соответствии с геополитическими реалиями, а а это в первую очередь - активная политика на российском векторе, в области экономики и в иных сферах, включая налаживание военного взаимодействия в Черноморском бассейне. По оценкам, от налаживания и поддержания взаимных интеграционных связей в России зависит 30-35% объема национального производства промышленной продукции (от уровня 1990 г.). Украина в случае разрыва таких связей может потерять 80-85% объема промышленного производства. Но тем не менее товарооборот с Россией сократился. По сути российско-украинское сотрудничество не имеет больших успехов, хотя декларируются приверженность двухстороннему сотрудничеству. Украина находится в экономической зависимости от России. Между Украиной и Р остаются неурегулированными вопросы международной торговли. Отношения России с Украиной отличаются нестабильностью. Состоялась встреча в конце года президентов. Много претензий к Украине со стороны правительства России по поводу оплаты газа и его несанкционированного завышенного расходования, в конце 99г. Россия заявила о прекращении экспортных поставок нефти и электроэнергии. Украина на стамбульском саммите ОБСЕ стремилась занять гибкую позицию по отношению к России и Западу, например Украина заявляет по поводу Чечни, что поддерживают борьбу с террористами, но против того, что жертвами этой борьбы становится гражданское население. Для Украины "болевыми точками" исламского воздействия оказываются прежде всего Крым и южные области.
Турция является главным экономическим спонсором возвращения крымских татар из различных регионов бывшего СССР на "историческую родину". Хорошо известно, что крымско-татарские радикалы с 1991 года являются наиболее последовательными и открытыми союзниками чеченских сепаратистов, оказывая им все виды поддержки, включая лечение боевиков в санаториях Южного берега, подготовку и отправку в Чечню добровольцев, сбор средств и переправку собственной и турецкой "гуманитарной помощи" в Грозный. Знаменательно, что одновременно на южной и юго-восточной Украине отмечается взрывной рост мусульманского населения и открытие множества исламских культурных центров и мечетей, а в Киеве, в среде правых и правоцентристских националистических организаций, уже давно сложилось сильное происламское лобби.

4.Росия и Белоруссия.
Между Россией и Белоруссией сложились наиболее тесные отношения среди постсоветских государств. Белоруссия всегда ориентировалась на Р, она не стремилась ни в НАТО ни в ЕС. Белоруссия последовательно поддерживает политику Р на всех уровнях, всех международных саммитах и в ООН.
Интеграционные процессы (несмотря на сопротивление оппозиции в Белоруссии и негативного отношения части международной общественности продолжаются.
Белоруссия в современных условиях остается единственным государством, которое разрушает Черноморско-Балтийский санитарный кордон, формирующийся вокруг России. Две части этого кордона образуют прибалтийские страны
(Литва, Латвия и Эстония) и страны ГУАУМ оказались разорваны в самом центре. Территория Белоруссии является единственным геостратегическим коридором для выхода Р в Европу. Россия и Белоруссия подписали в конце 99г
Договора о создании Союзного государства, и только приступают к созданию
Союзного государства. Это может значительно изменить геополитическую расстановку сил, насколько живучим и дееспособным будет новое государство покажет будущее. Объединение происходит "на добровольной и равноправной основе", подписана интеграционная программа, в которой прописаны механизмы и формы единого экономического пространства России и Белоруссии. Итак, высшим органом СГ стал Высший государственный совет (ВГС), в который входят главы государств, представители правительств и парламентов. ВГС будет заниматься важнейшими вопросами развития СГ, он образует в пределах своей компетенции органы СГ, будет утверждать бюджет, международные договоры, одобренные парламентом, а также заслушивать ежегодный отчет председателя
Совмина о реализации принятых решений. Что касается председателя ВГС, то на основании ротации этот пост будет занимать один из глав государств- участников, "если государства-участники не договорились об ином". Как представительный и законодательный орган учреждается парламент СГ, состоящий из Палаты Союза и Палаты представителей. В первую, работающую на постоянной основе, войдут депутации, делегируемые парламентами РФ и
Белоруссии (по 36 человек). Во вторую - 75 российских депутатов и 28 белорусских. Они избираются на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. (До назначения выборов и эта палата формируется путем делегирования.) Парламент принимает основы законодательства и иные законы
СГ, проект бюджета и заслушивает полугодовые отчеты о его исполнении, утверждает отчет Счетной палаты, ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени СГ. Исполнительным органом СГ является Совет министров, в который входят председатель, госсекретарь, главы правительств и МИД, министры экономики и финансов, а также руководители отраслевых и функциональных органов управления СГ. Председатель Совмина - премьер РФ или
Белоруссии - также на ротационной основе назначается ВГС. Совмин должен разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития
Парламент по представлению Совмина назначает на шесть лет 11 членов Счетной палаты из граждан СГ. Однако в состав Счетной палаты. Обеспечить единообразное толкование и применение договора и нормативно-правовых актов
СГ призван Суд СГ, состоящий из 9 судей, назначаемых парламентом сроком на шесть лет.
Сближение государств обусловлено рядом причин:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты