Региональные конфликты - Югославский конфликт

Региональные конфликты - Югославский конфликт

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДИСТОРИЯ ЮГОСЛАВСКОГО КРИЗИСА:

 1.1. ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ;

1.2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА;

1.3. РАДИКАЛИЗАЦИЯ СЕПАРИТСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КОСОВО.

ГЛАВА 2. ПЕРЕРАСТАНИЕ КРИЗИСА В «ВОЙНУ НА БАЛКАНАХ».

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЮГОСЛАВСКОГО КРИЗИСА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что Югославия является той территорией в Европе, с которой начинаются самые серьезные и масштабные европейские конфликты, по меньшей мере, именно так обстояло дело в XX веке. Балканы — это тот узел, в котором сходятся интересы всех главных европейских геополитических блоков, и именно поэтому судьба балканских народов символизирует собой судьбу всех европейских народов. Югославия — это Европа в миниатюре. Среди населяющих ее народов можно найти точные аналоги крупнейших континентальных сил.

Региональные конфликты в мире не прекращаются на протяжении всей истории человечества. Социальная, национальная и конфессиональная неоднородность общества нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, обострение всех противоречий.

В зависимости от субъектов конфликта они подразделяются на внутренние и внешние (или международные). Принципы урегулирования конфликтов зависят от его статуса и формы (внутренний или внешний, мирный или вооруженный конфликт). Согласно сложившейся международной практике внутренний конфликт требует применения принципа невмешательства, межгосударственный конфликт — воздержания от применения и угрозы силы, национально-освободительное движение — требует применения принципа равноправия и самоопределения народа[1]. Если народ борется за самоопределение, то попытка подавить его силой рассматривается как агрессия. Жертва агрессии имеет право на ответное применение силы.

В зависимости от сферы действия конфликты подразделяются на социально - экономические (по поводу средств жизнеобеспечения, доступа к благам общества и т.д.), политические (по поводу распределения власти), национально-этнические, религиозные и т.д. Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты — конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Опыт СССР, Югославии и Чехословакии свидетельствует, что фиксирование за этносом-меньшинством определенной территории, как правило, чревато отделением этой территории. Но одновременно обладание этой территории для этноса-меньшинства является не просто частью проблемы обладания недвижимостью, а как доступ к получению государственной власти, залогом ее будущего развития.

Сербы представляют на Балканах Православную Россию. Хорваты и словенцы — Среднюю Европу (т.е. Германию, Австрию, Пруссию и т.д.). Мусульманские албанцы и боснийцы — остатки Османской Империи, а значит, Турцию и даже исламский мир в целом. И, наконец, македонцы являются сербо-болгарским этносом, который являет собой символ Великой Православной Югославии (основанной на объединении Сербии и Болгарии)[2]. Значительную роль в региональных конфликтах играет проблема национального самоопределения тех или иных национальных общностей. Югославский кризис возник из такой проблемы. Проблема национального самоопределения играла значительную роль, но, кроме того, имелось еще много других наслоений.

Актуальность темы заключается в том, что в мире существует сотни таких конфликтов в различных странах: Англия – Северная Ирландия, Франция – Корсика, Испания – баски, Турция – курды, Греция — Турция — Кипр. Россия на огромной своей территории сталкивается с теми же проблемами: Кавказ, Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д. Более того, все постсоветское пространство наполнено этими конфликтами: Грузия – Абхазия, Молдова – Приднестровье, Армения — Азербайджан – Нагорный Карабах, Таджикистан – Узбекистан – Афганистан и др.

Объектом исследования является региональный конфликт как таковой, современные его разновидности и цели, которые он преследует. Существует несколько причин, побуждающих людей разных национальностей поднимать вопросы автономии и сепаратизма: расовые, национальные и религиозные различия с глубокими историческими корнями, на которые накладываются экономические причины и социальное неравенство. Не все проблемы этого ряда удается разрешить мирным путем. Ярчайший пример тому - Югославский кризис. Очередной виток Югославского кризиса – Косовский конфликт не только привлек внимание всего мира, но и вовлек в него мировое сообщество, обострив многие противоречия. Возникновение очередного балканского конфликта и тем более его активизация являются тревожным делом.

Предметом изучения является региональный конфликт, в частности Югославский, его влияние на политику ведущих стран мира, а также меры направленные на борьбу с этим явлением.

Цель работы заключается в изучении региональных конфликтов, истории возникновения и перерастания кризиса в войну. В соответствии с этим определенны следующие задачи работы:

v Раскрыть понятия региональный конфликт и его историю.

v Рассмотреть основной региональный конфликт в Югославии.

v Выявить политические и идеологические предпосылки возникновения региональных конфликтов.

v Рассмотреть сепаратистское движение в Косово.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Предыстория Югославского кризиса

1.1. Древняя история

Балканские страны имеют очень сложный национальный состав. Проблемы государств этого региона во многом и связаны с его чрезвычайной национальной пестротой.

Проблема Косово и Метохии - один из примеров крайней сложности территориально- национальных конфликтов. И сербы, и албанцы, живущие на этой территории, считают эту землю своей.

Автономный край Косово находится в юго-западной части Сербии и граничит с Македонией, Албанией и Черногорией. Полное название края Косово и Метохия (Космет), поскольку кроме обширного равнинного Косова поля его территория включает и Метохию - гористую местность на западе от Печа до Призрена.

Название Косово впервые упоминается в XII веке как регион, заселенный славянами - сербами. В Космете с ранних средних веков проживает гомогенное сербское население. Космет в этническом отношении сербская земля. Это подтверждается на основе исторических документов (хартии сербских владельцев), в частности на основе их антропонимийских (анализ личных имен), а также и топономастических исследований. Старые топонимы Косово и Метохия происходят от сербского слова "кос", что в буквальном смысле означает "поле птицы кос", и "метох", что значит "церковное имение"[3].

Эта территория имеет огромное значение для сербской истории - она была центром сербского государства и для сербов имеет такое же значение, как Иерусалим для евреев или Киев для украинцев. Фактически район Косова поля и Метохии - это колыбель сербской государственности.

Не существует исторических данных, свидетельствующих о том, что албанцы населяли эту территорию в средние века. В тот период это были кочевые группы скотоводов, преимущественно римско-католического вероисповедания, составляющие около 2% от общего населения западной части области. Албанцы пришли сюда вслед за турками, а перевесили сербов на демографических весах уже в нашем веке. В настоящий момент лишь каждый десятый житель Косово – серб. Необходимо понять, почему сербы стали меньшинством в Косово. После того как турки вырезали местное население нескольких близких провинций, косовские сербы несколькими волнами переселились на пустующие плодородные земли к северу от Дуная – сегодняшняя сербская область Воеводина.

Для правильного понимания событий на Балканах 90-х годов XX столетия необходимо учитывать исторический аспект развития этого региона, а именно: миграцию населения, завоевания отдельных территорий и т.п.

В югославской и албанской исторической науке ведутся споры о происхождении албанцев и об их исконных землях в ранней албанской истории. Первое упоминание албанцев относится к XI в. Один из источников говорит об “Арбаноне”, который находился в гористой области, в центре современной Албании. Директор Исторического института Сербской академии наук С.Терзич считает, что географические области Косово и Метохия никогда не находились в составе какого-либо албанского государства, а с XII в. входили в средневековое Сербское государство и с тех пор в европейской науке известны как исторические области Сербии, что в XIV в. “южная граница сербского средневекового государства проходила по реке Мат в современной Албании”[4]. В среднике века, до турецкого завоевания, это были территории, наиболее сильные в культурном отношении в Сербском государстве, что подтверждают существующие там и ныне 1300 монастырей, церквей и других памятников сербской православной культуры. Само название “Косово”, которому сегодня придается особое значение исторического и этнического целого, выделяющегося из всего сербского этнического пространства, связано, прежде всего, со старым географическим понятием Косово-поле. Так называлась равнина около рек Ситница и Лаб, окруженная со всех сторон горами. Только в конце XIX в. это понятие начинает расширяться в результате названия турецкой административной области Косовский вилайет. Метохия – область в Южной Сербии, где в XIV в. большинство земель принадлежало церкви. Названия этих областей произошли от сербских слов “кос” – “дрозд” и “метох” - “церковное имение”. Первые турецкие переписи из 1455 и 1485 гг., опубликованные в Сараево и Тиране, упоминают населенные пункты со староалбанскими названиями только на периферии Метохии. Почти вся топонимика здесь – сербского, т.е. славянского, происхождения. Из 280 сёл в Метохии и Алтины (охватывает часть нынешней Албании) только 30 населенных пунктов имеют названия староалбанского происхождения. Многие источники показывают, что в первые десятилетия турецкой власти в этой части Сербии в преобладающем большинстве жили православные сербы, и такое состояние продлилось до конца XVII века.

Расцвет косовской архитектуры и искусства, пришедшийся на начало ХIV века, был прерван вторжениями турецких войск, продвигавших границы своей империи все дальше на север Балкан. В 1371 году сербские войска были разбиты на реке Марице, и турки продвинулись к коренным областям соперничавшей с ними Сербии. В 1389 году на Косовом поле произошла знаменитая битва между турецкими войсками султана Мурада I и сербским ополчением князя Лазаря, в которое входили албанские отряды из подвластных Сербии земель[5]. Сербы проиграли битву и вынуждены были признать вассальную зависимость от Османской империи. Косово после этой битвы стало символом сербского сопротивления турецкому завоеванию, символом сербского героизма. Это нашло отражение в эпосе, литературе, искусстве и занимает особое место в сербском коллективном сознании. На территории Косово находится огромное количество памятников сербской культуры – православные церкви и монастыри.

Южные сербские земли, включая Косово и Метохию, попали под прямое иго и очень быстро пришли в запустение. Сокращение православного населения в исконных районах его проживания стало важным следствием турецких завоеваний. Турецкие правители заселяли опустошенные юго-западные районы Старой Сербии мусульманским населением, преимущественно турками и албанцами из горных областей Албании. Туркам удалось закрепить многочисленное мусульманское население в важных со стратегической точки зрения районах Вардарской Македонии, Косово, Метохии, Санджака и Боснии. Этот мусульманский коридор как бы делил надвое область расселения сербов и черногорцев. Спасаясь от массовых злодеяний турецкого войска и албанских чет, часть сербов покидала родные места, другие же принимали ислам, что приводило к их постепенной исламизации. Стоян Новакович, посланник Сербии в Константинополе, писал в 1898 г. министру иностранных дел Турции о злодеяниях албанцев над христианским населением сербской народности, которые преследовали цель “тот народ истребить в тех краях”: “Арбанасы, хорошо вооруженные и почти уверенные, что не будут наказаны, дали полную свободу своим набегам, поскольку их фанатизму и их необузданной ненависти ничего не стоит на пути. Убийства и грабежи случаются каждый день… Число беженцев, которые переходят границу, чтобы спасти свои жизни, огромно, и оно растет каждый день. По данным Королевского правительства, за короткое время, только за несколько месяцев прошлого лета и зимы в санджаках Приштинском, Ново-Пазарском, Печском и Призренском было совершено более 400 преступлений – убийств, поджогов, разбойных нападений, осквернений храмов, насилий, захватов, грабежей”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты