Разделение властей в российском обществе

Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия Счётной палаты состоит из Председателя (назначаемого Государственной Думой), его заместителя (назначаемого Советом Федерации) и двенадцати аудиторов (назначаемых палатами Федерального Собрания на паритетной основе). Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу. Аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Органы финансового контроля субъектов РФ, аналогичные Счётной палате РФ, создаются субъектами РФ самостоятельно, они обычно именуются контрольно-счётными палатами и подотчётны представительным органам субъектов РФ.


10.4. Уполномоченные по правам человека (омбудсманы).


Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный содействует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию прав, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, развитию международного сотрудничества и правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод (правозащитные функции в различной мере осуществляют Президент РФ, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, суды, органы прокуратуры, многие исполнительные органы). Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, на решения, действия, бездействие государственных органов (за исключением законодательных органов), органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в административном или судебном порядке, но не согласен с решениями, принятым по жалобе, а также самостоятельно принимает меры по защите прав лиц, не способных самостоятельно защищать свои права, а также в случаях массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан. Уполномоченный может проводить совместно или с другими должностными лицами проверки, направляет обращения в суд, в прокуратуру, в другие компетентные органы, направляет заключения, предложения и рекомендации, опубликовывает ежегодные доклады. Он вправе беспрепятственно посещать государственные органы и различные негосударственные организации, запрашивать информацию и материалы.

Уполномоченный назначается Государственной Думой. "Назначение омбудсмана парламентом - общее правило (хотя оно и знает некоторые исключения) в мировой практике".[29] Однако Уполномоченный по правам человека в РФ при осуществлении своих полномочий независим и никому не подотчётен. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом. Уполномоченный не является должностным лицом Федерального Собрания, а его рабочий аппарат - его структурным подразделением. Уполномоченный имеет большую степень независимости, чем Счётная палата РФ. В субъектах РФ в соответствии с их законодательством также может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека.

Что касается места Уполномоченного в системе разделения властей, то, как констатируют В.В.Бойцова и Л.В.Бойцова, "вопрос о месте омбудсмана в системе разделения властей ещё не стал предметом рассмотрения в юридической науке и остаётся открытым"[30]. И всё же рискну провести некоторую аналогию. Дело в том, что функция Уполномоченного имеет сходство с одним из направлений прокурорского надзора - надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Сходны и многие полномочия Уполномоченного и прокуроров, например, по рассмотрению жалоб, по проведению проверок, по обращению в суд, хотя компетенция и государственно-властные полномочия Уполномоченного значительно уже компетенции прокуратуры и государственно-властных полномочий прокуроров. Некоторое дублирование функций и полномочий в данном случае вполне корректно. Рассматривая жалобы граждан на нарушения их прав и свобод, закреплённых в Конституции РФ, в международных договорах РФ, в федеральных законах, Уполномоченный тем самым выявляет их нарушения и способствует их устранению и тем самым вовлекается в осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства. Поэтому Уполномоченного, на мой взгляд, можно отнести вместе с прокуратурой и Счётной палатой к проблематичной "контрольно-надзорной власти".



11. Местное самоуправление в системе публичной власти.


Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление является одной из форм реализации народом принадлежащей ему власти и составляет одну из основ конституционного строя РФ, оно осуществляется путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения и наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований своей компетенцией (в том числе властными полномочиями) в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления могут законами наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств, реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Структура органов местного самоуправления устанавливается населением самостоятельно. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" позволяет устанавливать самые различные структуры органов местного самоуправления. Эти структуры могут напоминать систему органов государственной власти, возможно даже перенесение "системы сдержек и противовесов" на муниципальный уровень. Уставы муниципальных образований принимаются представительными органами местного самоуправления или на местном референдуме и подлежат государственной регистрации. Обязательным является наличие представительного органа, состоящего из избираемых гражданами депутатов. Наиболее важные вопросы местного значения отнесены законодательством к исключительной компетенции представительного органа. Во многих муниципальных образованиях действуют главы муниципальных образований, избираемые жителями муниципальных образований, реже - представительными органами из своего состава. Уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены и иные органы и должностные лица местного самоуправления, в том числе выборные. Осуществление местного самоуправления, формирование органов и назначение органов местного самоуправления государственными органами и должностными лицами не допускается.

Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением за утрату доверия, а перед государством - за нарушение Конституции РФ и законов. Представительный орган местного самоуправления может быть распущен федеральным законом или законом субъекта РФ, а глава муниципального образования - отрешён от должности в случае принятия незаконных правовых актов при наличии судебного решения.


12. Общественные объединения, средства массовой информации.


Зачастую выдвигаются и тезисы о существовании иных "властей" - партийной, профсоюзной, информационной. Очевидно, имеет место неправомерное смешение политической системы общества и публичной власти. Во-первых, как уже отмечалось выше, согласно Конституции РФ вся власть (а речь идёт о публичной, политической власти) принадлежит народу, который осуществляет её непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления, и существование иных субъектов политической власти противоречило бы Конституции. А во-вторых, принцип разделения властей всё-таки относится к государственной власти. Конечно, возможно и осуществление государственной власти в единении с какой-либо политической партией и даже с церковью (история знает такие примеры), но только не в современном демократическом государстве.

Не могут быть субъектом публичной власти политические партии и политические движения. Это было бы несовместимо с принципами народовластия, политического многообразия, многопартийности. Если в советский период государственности Коммунистическая партия руководила государством, а партийный аппарат фактически сросся с государственным, то для постсоветской России характерна слабость политических партий. Ни Коммунистическая партия, ни праволиберальные партии и движения, ни центристские "партии власти" не могут рассчитывать на поддержку большинства избирателей, последние предпочитают голосовать за конкретных кандидатов, чаще всего беспартийных. Роль политических партий в формировании исполнительной власти невелика. В настоящее время предпринимаются меры по усилению политических партий. На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, который устанавливает достаточно жёсткие требования к политическим партиям (фиксированное членство, региональные отделения в большинстве субъектов РФ), а также государственный контроль и бюджетное финансирование. Согласно законопроекту федеральные политические партии должны стать единственным видом общественных объединений, обладающим правом самостоятельного выдвижения кандидатов в представительные органы и на выборные должности (в настоящее время выдвигать кандидатов могут также политические движения и региональные политические организации). Однако законопроект не ограничивает возможность выдвижения независимых кандидатов непосредственно избирателями[31].

Представители средств массовой информации (СМИ) с упорством, достойным лучшего применения, называют себя "четвёртой властью". Оставим на время вопрос о том, сколько "ветвей власти" функционирует в современном российском государстве. Дело в том, что СМИ не осуществляют функций власти и не обладают властными полномочиями. Некоторые государственные СМИ осуществляют обязательное официальное опубликование законов и других правовых актов, принятых государственными органами, однако официальное опубликование осуществляется государственными СМИ от имени государственных органов. Другое дело, что они являются неотъемлемой составляющей политической системы общества, в демократическом государстве они являются гарантом идеологического и политического многообразия. Средства массовой информации информируют общество, в том числе и о деятельности государственных органов. Распространяя информацию, СМИ неизбежно оказывают влияние на общественное мнение (в том числе и на позицию при голосовании), на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Не приходится говорить об организационной независимости СМИ, так как государственные СМИ находятся в ведении государственных органов, а негосударственные СМИ подконтрольны различным коммерческим и некоммерческим организациям. Характерно, что если государственное телевидение сосредоточено в ведении исполнительной власти, то печатные органы имеются практически у всех высших государственных органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты