Глобальные процессы современного развития прямо или косвенно связаны с энергоресурсами, надежный доступ к которым входит в число основных приоритетов любого государства. Поэтому любые крупные проекты по освоению запасов нефти и газа и их транспортировке могут быть как примером широкого международного сотрудничества, так и примером раздора и конфронтации.
Практически все нефте- и газодобывающие страны мира имеют в своем арсенале энергетическую дипломатию, в рамках которой государство защищает и лоббирует интересы топливно-энергетического комплекса на мировых рынках.
Особую трудность представляет проблема будущей транспортировки нефти и газа из Прикаспийского региона. Причем экономическая целесообразность и эффективность при обсуждении новых экспортных линий отходит на второй план, так как эти планы приобретают ярко выраженный политический характер. И здесь возникают серьезные разногласия между государствами и компаниями и проявляются различия их позиций, разногласия, прежде всего на межгосударственном уровне относительно предлагаемых маршрутов.
Проект по строительству основного экспортного маршрута (ОЭТ) Баку—
Тбилиси—Джейхан представляет интерес для всех стран региона, кроме России и
Ирана, поскольку с экономической точки зрения Россия лишится дополнительных
доходов от прокачки азербайджанской нефти по трубопроводу
Баку—Новороссийск, а с политической — ослабнет ее влияние в регионе.
Согласно последним договоренностям между Грузией, Азербайджаном, Турцией
и США, достигнутым в Вашингтоне в апреле 2000 г., в полную мощность эта
линия может начать работу в качестве основного трубопровода в 2004 г.
Благодаря такому дополнительному маршруту (пропускная способность 50 млн. т
нефти в год), стоимость которого оценивается от 2,4 до 3,7 млрд. дол.,
запасы нефти, обнаруженные на севере Каспийского моря в секторе Казахстана,
смогут в полной мере реализовываться на внешних рынках. Однако
осуществление такого дорогого проекта будет иметь смысл, если подтвердится
открытие дополнительных запасов нефти в Казахстане. Казахская сторона
выразила желание поставлять нефть по двум направлениям — КТК и ОЭТ. Не
исключена возможность, что в будущем Казахстан может предпочесть более
дешевый маршрут через Иран в Персидский залив, но прохладные отношения
между США и Ираном мешают реализации подобных проектов.
Самым амбициозным проектом является сооружение Транскаспийского газопровода: (Туркменистан—Азербайджан—Грузия—Турция—Западная Европа) с пропускной способностью в 32 млрд. кубометров в год, предварительная стоимость которого 2 млрд. дол. Такой маршрут очень выгоден богатому природным газом Туркменистану, который предпочел бы не полагаться только на экспортный маршрут через Россию, а продавать газ напрямую за твердую валюту на западных рынках.
Наиболее значимыми и технологически трудными представляются проекты по прокладке нефте- и газопроводов по дну Каспийского моря. В 1998 г. нефтяные гиганты "Роял Датч/Шелл", "Шеврон", "Мобил" и правительство Казахстана подписали соглашение по изучению возможностей прокладки двойной линии трубопровода для экспорта нефти и газа из Актау (морской порт на восточном казахстанском побережье Каспийского моря) до Баку (протяженность 370 миль, приблизительная стоимость 2,5—3 млрд. дол.) по дну моря с последующим подключением к маршруту Баку—Джейхан.
Главной задачей проекта является постоянная и надежная транспортировка грузов из Европы в страны Закавказья и Центральной Азии и обратно. Такой транспортный коридор позволит соединить в единое экономическое пространство обширные территории и рынки, поможет стимулировать формирование региональных центров производств и услуг.
Обладая существенным запасом энергоносителей и других полезных ископаемых и находясь в центре Евразийского материка, Прикаспийский регион в этом грандиозном по масштабу проекте полностью соответствует своему названию и является в перспективе примером развития трансконтинентальных коммуникаций.
Именно при таком развитии событий можно по праву перефразировать
известную формулу британского ученого X. Мак-киндера (1861—1947): «Тот, кто
контролирует "транспортные маршруты" в Евразии (по его мнению, Евразия —
"ось мировой политики") тот контролирует "хартленд" (сердце мира), а кто
контролирует "хартленд", тот контролирует судьбу мира».
Проблемы и сложности на пути к международному сотрудничеству
Не случайно США, Турция, Иран, Япония, Китай и другие страны проявляют
повышенный интерес к созданию энергетических транспортных коридоров в
Прикаспийском регионе и стремятся получить контроль над ними (путем
коммерческого участия своих компаний, предоставления кредитов,
политического давления). Однако Грузия, Азербайджан, Казахстан,
Туркменистан являются наиболее заинтересованными странами в создании этого
и других возможных маршрутов, которые пролягут по их территории. Даже
Россия, потеряв полноправный доступ в эти регионы мира, предлагает
альтернативный вариант "Шелкового пути" по российской территории. На
сегодняшний момент два прикаспийских государства — Казахстан и Азербайджан
— наиболее активно вовлечены в международную -региональную кооперацию (как
по значительному объему запасов, реальной добычи, так и наличию наиболее
перспективных маршрутов транспортировки нефти и газа) и выступают основными
игроками на Прикаспийском геоэкономическом поле.
Казахстан с полным правом может претендовать на роль перекрестка транспортных путей благодаря своему геополитическому положению и нахождению в центре Евразии.
Азербайджан не только обладает огромными топливно-энергетическими ресурсами, но и, находясь на стыке Европы и Азии, имеет транзитные возможности.
Несомненно, что сотрудничество разных стран в этих и других совместных проектах и программах является необходимым условием включения новых независимых государств в мировые хозяйственные связи, создает предпосылки для стабильного и устойчивого развития их экономик, благотворно влияет на решение межгосударственных и внутренних проблем. С другой стороны, межгосударственное сотрудничество и транснациональная кооперация в этих регионах по мировым меркам только набирает обороты и к тому же за неполные десять лет после распада СССР возникли трудности и проблемы, от решения которых будут зависеть успешность и стабильность сотрудничества.
Во-первых, с возникновением новых независимых государств в этих регионах
изменилась прежняя расстановка геополитических сил в Закавказье и
Центральной Азии. С точки зрения России это так называемые страны "ближнего
зарубежья", бывшие республики единого государства СССР, являющиеся сегодня
членами СНГ и имеющие общие исторические связи с Россией. Для Запада (в
первую очередь для США) — это новые независимые государства, самостоятельно
определяющие свой внешнеполитический курс, ход и темп экономических реформ.
Различные подходы к терминологии определяются различиями национальных
интересов России и США относительно этих стран.
Во-вторых, именно обнаружение больших запасов нефти и газа в районе
Каспийского моря и открытость экономик, новых стран этого региона для
иностранных инвестиций создают в регионе качественно новую политическую и
геоэкономическую ситуацию. Сегодня закавказские и центральноазиатские
страны не в состоянии своими средствами и с помощью своих ресурсов
модернизировать старые производственные мощности, создать новые технологии
и в полном объеме освоить свои природные богатства. Они вынуждены
обращаться за финансовой помощью, привлекать зарубежные инвестиции и
технологии. К тому же уход России/СССР из своего исторического
геополитического пространства привел к образованию там вакуума политической
и экономической силы и власти. В совокупности все эти факторы обусловливают
повышенный интерес к региону со стороны западноевропейских стран, США,
Китая, Японии, мусульманских государств Азии, которые стремятся к активному
проникновению в регион, занимая место России, которая теряет свое влияние.
И хотя Россия за последнее время активизировала деятельность по развитию
стратегического партнерства в рамках СНГ, тем не менее, идет напряженная
борьба за контроль, как над энергоносителями, так и над их
транспортировкой.
В-третьих, активная экономическая вовлеченность иностранных компаний перерастает в политическое и дипломатическое давление со стороны Запада, особенно в тех странах, которые не заявили о тесном военно-политическом сотрудничестве с ним.
С экономической точки зрения вовлеченность США и транснациональных компаний и международных финансовых институтов играет положительную роль в экономике новых республик, так как именно они выделяют основные средства на стабилизацию бюджета, на развитие внутренних производств, что благотворно сказывается на экономическом росте, увеличении занятости, притоке новых технологий и т.п.
В-четвертых, после обретения независимости оказалось, что прикаспийские
государства СНГ имеют разные стартовые экономические и политические
условия. Казахстан, Туркменистан, Азербайджан имеют выход к Каспийскому
морю, богаты энергетическими ресурсами (по предварительным оценкам,
Азербайджан обладает 36—45 млрд. баррелей нефти, 46 трлн. куб. футов газа,
Казахстан — 102—110 млрд. баррелей нефти, 141 —171 трлн куб. футов газа,
Туркменистан — 82 млрд. баррелей нефти, 257—314 трлн. куб. футов газа),
занимают при этом великолепное транзитное географическое положение.
Наконец, в-пятых, трудности для дальнейшего сотрудничества
обусловливаются отсутствием четких интересов России в этом субрегионе, ее
неучастием в самых крупных транснациональных проектах ТРАСЕКА,
Баку—Джейхан. Все это создает напряженность в двухсторонних и
многосторонних отношениях на государственном уровне и вызывает
подозрительность со стороны России, что в свою очередь ведет к дисбалансу
регионального сотрудничества.
Полноценная и взаимовыгодная кооперация возможна при участии всех
заинтересованных сторон: России, Турции, Ирана. По-видимому, в Вашингтоне
начинают понимать, что выталкивание России из крупномасштабных
экономических проектов и программ может полностью дестабилизировать
сотрудничество. Поэтому при подписании соглашения о возможном строительстве
трубопровода Баку—Джейхан с американской стороны было заявлено, что они
хотели бы видеть среди участников регионального международного
сотрудничества по освоению энергетических ресурсов Каспия не только Грузию,
Азербайджан и Турцию, но и Россию и Казахстан.
К сожалению, Россия сегодня не обладает возможностями для широкого инвестирования, которое необходимо для равноправного участия в проектах в этом регионе. Россия не в состоянии оказать финансовую помощь "ближнему зарубежью" и это является одной из основных причин, по которым она теряет свои позиции в Прикаспийском регионе и Центральной Азии. С другой стороны, с обнаружением больших дополнительных запасов нефти и газа в российском секторе Каспия открываются новые возможности и для России. Во-первых, появляется "свой экономический" интерес с последующим влиянием на геополитическую расстановку сил в регионе в качестве не только "северного соседа", но и полноправного участника всех транспортных проектов. Во- вторых, одна из причин ограниченного влияния России в Каспийском регионе состоит в том, что она обладает сравнительно небольшими резервами углеводородного сырья в Каспийском море.
Однако в результате буровых исследований российская компания "ЛУКОЙЛ"
обнаружила крупные запасы углеводородов в российском секторе Каспия,
предварительно оцениваемые в 300 млн. т. Первые сейсмические исследования
на площади 60 тыс. м2 выявили шесть перспективных структур и две
прогнозируемые. Специалисты с уверенностью говорят об открытии не просто
отдельно взятого месторождения, а об обнаружении и создании целой "новой
нефтяной провинции России на севере Каспия", где "ЛУКОЙЛ" намерен добывать
15—20 млн. т нефти в год. Однако лишь после завершения всех
исследовательских работ на испытательной скважине можно будет с полной
уверенностью определить объемы обнаруженных нефти и газа. По
предварительным прогнозам, на долю России приходится 24% ресурсов Каспия,
это почти 2 млрд. т условного топлива17.
Можно предположить, что кремлевское руководство будет последовательно
проводить более энергичный внешнеполитический курс с основой на
экономическое региональное сотрудничество. Последние события показывают
стремление РФ поддерживать интересы российского предпринимательства за
рубежом "через содействие развитию национальной экономики с включением
России в систему мирохозяйственных связей"18. Однако такое желание
ограничивается ресурсным обеспечением со стороны государства. В этой связи
приоритет отдается созданию зоны свободной торговли, реализации программ
совместного рационального использования природных богатств, созданию
совместных предприятий, поддержке деятельности российских гигантов
"ЛУКОЙЛа", "Газпрома", "ЮКОСа", "Роснефти" в международных проектах. И в
этом направлении со стороны России уже сделаны некоторые шаги.
— Создана Каспийская нефтяная компания (КНК) со штаб-квартирой в
Астрахани при участии "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа" и "Газпрома" с целью освоения
обнаруженных в российской зоне Каспийского' моря дополнительных запасов
нефти. Становящиеся на ноги российские гиганты "ЛУКОЙЛ", "Газпром", РАО ЕЭС
и некоторые другие компании сегодня стремятся принять полноценное и
полноправное участие в зарубежных проектах.
— Введен пост специального представителя России по вопросам
урегулирования статуса Каспия в ранге замминистра иностранных дел. Это
подтверждает готовность и стремление России активнее и настойчивее
участвовать во всех вопросах, связанных с освоением природных богатств
Прикаспийского региона, способствовать продвижению интересов крупных
российских компаний на мировые рынки, влиять на выбор транспортных
коридоров и маршрутов, принимать участие в их строительстве.
— Постепенно, исходя из двухсторонних отношений, российской стороной
решается проблема определения статуса Каспийского моря. Между Россией и
Казахстаном подписано Соглашение о разграничении дна северной части
Каспийского моря (1998) и Декларация о сотрудничестве на Каспийском море
(2000). Подписаны Совместное заявление РФ и Республики Азербайджан о
принципах сотрудничества на Каспийском море (2001), а также Совместное
заявление по правовому статусу Каспийского моря между Россией и Ираном
(2001).
Российская сторона выдвинула инициативы по созданию стратегического экономического центра по Каспию и совместной эксплуатации его ресурсов.
Наконец, утверждена концепция внешней политики РФ в качестве системного
документа, определяющего приоритеты внешнеполитической деятельности России.
В ней, в частности, говорится, что Россия будет добиваться выработки такого
статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам
развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона
на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга.
Краткий анализ транснационального сотрудничества в Прикаспийском регионе показал, что осуществляемые масштабные совместные проекты связаны в основном с разработкой сырьевых ресурсов и прокладкой новых маршрутов их доставки на мировые рынки. Оценочные и подтвержденные объемы запасов нефти и газа в регионе, возможные маршруты их экспорта будут влиять на развитие политических событий в этом регионе в начале XXI в. Углеводородные ресурсы в этом регионе являются очень эффективным внешнеполитическим фактором, который в значительной степени будет влиять на характер экономического международного сотрудничества в Прикаспийском регионе.
Список литературы
1.http//www.rg.ru/official/from_mid/mid/989.htm
2.Концепция внешней политики
РФ//http://ww.rg.ru/official/doc/sng/concept.shtm.
3. A national security strategy for a new century//The White House.Dec.1999
4.Митяева Е. Развитие в Каспийском регионе и интересы США//США: экономика,
политика, культура.1999.№11.
5.Эхо планеты.2000.№27.
6.Нефть России.2000.№5-6.
7.Мартынов В.А. Прогноз тенденций мирового экономического
процесса//КосмоПОЛИС:Альманах.1999
Страницы: 1, 2