Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике

«Кроме того, Турция имеет право спросить, не потому ли ее вхождение в Евросоюз проходит столь непросто, что она - мусульманское государство? Но нигде не сказано, что в Евросоюз должны входить только государства, где господствующая религия - христианство. Если ЕС не является «христианским клубом», он должен отнестись к Турции непредвзято и без двойных стандартов. Да и обязательства принято выполнять. Турция свою часть выполнила. Теперь очередь за ЕС. А он занимает теперь странную позицию - и не принимать неудобно, но и принимать тоже не хочется. Зачем тогда обещали, выдвигали требования? Может быть, думали, что Турция сама забудет, что хочет вступить в ЕС?»[199] - продолжает Эрдоан.

При этом важно отметить, что статус «вечного кандидата» позволил Турции за последние годы совершить рывок во всех основных сферах внутренней политической жизни: в экономической (реальные экономические показатели), социальной и политической (реформы). Тем не менее, в конце 2009 года Европарламент призвал Турцию к продолжению реформ, прежде всего в правоохранительной сфере, а также в сфере институтов свободы совести и слова[200], продолжить решение кипрской проблемы и курс на демократизацию конституции страны[201].

 

§2 Армянский и кипрский факторы как геополитические препятствия турецкой интеграции в ЕС


Турция продемонстрировала желание пойти навстречу ЕС и во внешнеполитических вопросах. Оставаясь одним из крупнейших партнёров США по НАТО, Турция идёт на уступки ЕС в вопросах урегулирования конфликта с Кипром [de-jure 38% территории Кипра контролируется так называемой Турецкой Республикой Северный Кипр, de facto являющейся марионеточным государством подконтрольным самой Турции] и Арменией [которая требует признать геноцид армян].

Притеснения армян в Оттоманской империи имеют длительную историю; усилились они в последней четверти XIX века, а 24 апреля 1915 года достигли пика: по приказу лидеров младотурок (Талаат-паши, Энвер-паши и Джемаль-паши) началась полномасштабная резня армян по всей Османской империи. Ещё в годы войны её осудили Российская империя, Великобританская империя, Франция (совместная резолюция 1915 года) и США (трижды), правда «геноцидом» тогда не называли – этот термин - «изобретение» польского юриста Рафаеля Лемкина, датированное 1943 годом. Всего по данным армянских историков с 1915 по 1923 годы было уничтожено до полутора миллионов армян (для сравнения: по данным от 2008 года в Армении проживало 3,23 миллионов человек).

Идеологи (турки и азербайджанцы), а также армянские пособники геноцида затем были уничтожены террористической организацией партии «Дашнакцутюн» в рамках операции «Немезис». Однако вскоре армянская независимость, а вместе с ней и армяно-турецкие отношения, приказали долго жить.

После распада СССР геополитическая ситуация на Кавказе вновь запылала огнём нестабильности. Дипломатические отношения между Турцией и Арменией установлены не были, более того – Турция стала главным союзником Азербайджана в Карабахском конфликте.

Между тем, к 2008 году стало ясно, что Европейский Союз в отношении Турции не будет делать исключения, какое было сделано для Кипра. Лицемерно продолжая пресловутую политику «двойных стандартов», ЕС открытым текстом принудил Турцию к урегулированию конфликта, иначе вопрос об интеграции будет закрыт. В итоге летом-осенью 2008 года наметилось потепление в отношениях между Турцией и Арменией. 6 сентября 2008 года президент Турции Абдуллах Гюль прибыл в Армению по приглашению своего коллеги Сержа Саргсяна. Лидеры двух стран посетили футбольный матч Армения – Турция, поэтому внезапное потепление в отношениях между двумя странами начали называть «футбольной дипломатией» (Саргсян пообещал нанести и ответный визит, на игру этих же соперников в Бурсу, если будет открыта граница или хотя бы появятся реальные предпосылки для этого)[202]. При этом, в самих государствах многие встретили эти переговоры с негодованием. Больше всех усердствуют армянские националисты, для которых подобные дипломатические игры – не более чем ошибка Саргсяна, который-де отказывается от позиции по поводу геноцида армян и, более того, едва ли не «продаёт» Карабах[203].

В Турции есть как сторонники, так и противники переговоров. Среди противников – националисты, среди сторонников достаточно широкий спектр социальных групп и отдельных личностей: в конце 2008 года в Турции появился сайт «Простите нас, армяне»[204] - свои подписи под петицией в первые 24 часа существования сайта поставили 5 тысяч человек, а к 2010 году – свыше 30. Интересно то, что даже в их обращении отсутствует термин «геноцид», заменённый на «великую катастрофу». В Турции против подписавшихся даже возбудили уголовное дело по статье 301 УК Турции – «оскорбление турецкой нации и идентичности».

10 октября 2009 года в Цюрихе министры иностранных дел Турции и Армении Ахмет Давутоглу и Эдвард Налбандян в присутствии глав МИД Франции, США, РФ и Швейцарии подписали армяно-турецкие протоколы ("Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой"[205] и "О развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой"[206]), касающиеся плана нормализации внешнеполитических отношений. Согласно документам, между странами должны быть установлены дипломатические отношения и открыта закрытая с 1993 года армяно-турецкая граница.

В начале 2010 года Конституционный суд Армении распространил заявление, в котором подтвердил соответствие этих протоколов конституции Армении, несмотря на несоответствие одному из положений преамбулы конституции, касающейся геноцида армян в 1915 году. Но кроме этого, КС Армении провозгласил предусловие - открытие государственных границ. Это вызвало негодование в МИД Турции, которое заявило, что никаких предусловий быть не может. В ответ Эдуард Шармазанов (секретарь парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении) обвинил в политике предусловий самих турок[207].

О турецких предусловиях, якобы уже принятых руководством Армении, писал и директор Центра стратегических исследований «Арарат», доктор политических наук, Армен Айвазян. Он выделил 3 таких предусловия:

1.                 создание комиссии по вопросу геноцида (которая выведет вопрос геноцида на дискуссию между турецкими и армянскими историками)

2.                 признание Арменией государственных границ Турции и отказ от причитающихся Армении территориальных, политических, международно-правовых, культурных, материально-финансовых и иных реституций и компенсаций взамен катастрофического урона, нанесенного армянскому народу посредством геноцида

3.                 турецкие компании становятся акционерами новой армянской АЭС

Кроме того, отмечает Айвазян, 23 апреля 2009 года, накануне Дня памяти жертв геноцида армян, в Швейцарии была подписана «дорожная карта», «неизвестная по своему содержанию, однако определенно антиармянская по своему воздействию»[208].

12 февраля Галуст Саакян, глава парламентской фракции Республиканской партии Армении объявил о передаче «швейцарских протоколов» в парламент Армении с оговоркой, что они не будут обсуждаться, пока их не ратифицируют в Турции. Также Саакян отметил, что «все разумные сроки ратификации в турецком парламенте уже истекли»[209]. В свою очередь, аппетит турок возрос, что называется, во время еды. Эрдоан заявил, что «ратификацию "исторических" договоренностей могло бы ускорить освобождение азербайджанских районов, контролируемых армянской стороной, имея в виду вопрос Нагорного Карабаха»[210]. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, в свою очередь, заявил, что «урегулирование нагорно-карабахского конфликта и открытие турецко-армянской границы должны идти параллельно»[211].

Наметившийся кризис в едва-едва зарождающихся отношениях между странами сразу получил «поддержку» оппозиционеров в Армении. Один из лидеров Армянского общенационального движения Ованес Игитян заявил 5 февраля 2010 года, что «футбольная дипломатия» изначально была обречена на провал» и, более того, «процесс, который должен привести к нормализации, будет иметь обратный эффект»[212]. Представители партии «Дашнакцутюн» объявили «швейцарские протоколы» антинациональными и призвали оппозицию в парламенте к сбору подписей против ратификации этих документов[213]. Оппозиционная партия «Наследие» обратила внимание на то, что при подписании данных соглашений «никто не учёл мнения народа» и что правящие круги Армении пытаются расколоть народ[214].

Настоящей катастрофой для едва зародившихся отношений между Арменией и Турцией стали и последовательные признания геноцида армян, отмеченные в резолюциях комитета по иностранным делам палаты представителей Конгресса США и парламенте Швеции. Эрдоан отреагировал неожиданно резко, предложив в ответ выселить нелегально находящихся в Турции армян (турецкий лидер говорит и 170 000 армянах в Турции, из которых нелегально там проживает до 100 000)[215].

В этой связи уместно упомянуть и о том, что вопрос с признанием геноцида армян должен быть в любом случае решён, если Турция вступит в ЕС, так как в 2006 году во Франции был принят закон, согласно которому отрицающий геноцид армян (во Франции очень сильны позиции армянской диаспоры) должен быть подвергнут штрафу в размере 45 тысяч евро или лишён свободы сроком до года. Этот закон существенно обострил и без того непростые отношения между Турцией и Францией, Гюль даже заявил накануне его принятия, что «Турция ничего не потеряет, а вот Франция потеряет Турцию»[216].

«Потерять» Турцию рискует и Швеция, парламент которой 11 марта 2010 года признал геноцид армян, ассирийцев и понтийских греков. Причём, что удивительно, сделано это было как будто специально накануне визита Эрдоана в Стокгольм, который планировался на 17 марта, но, в силу вышеуказанной причины, не состоялся. Более того, Турция даже отозвала своего посла из шведской столицы[217]. Удивительно то, что Швеция всегда была одним из главных союзников Турции в вопросе о её принятии в ЕС – во всяком случае, все парламентские партии поддерживали положительное для Турции решение «турецкого вопроса», а единственные их противники – внепарламентская «Партия демократов», известная своими расистскими идеями[218]. Председатель Христианской Социал-демократической партии Швеции Петер Вейдеруд заявил 23 марта 2010 года, что «Швеция - первопроходец в вопросе членства Турции в ЕС, и эту позицию поддерживают все политические партии страны», но «Турция должна предпринять шаги для защиты прав национальных меньшинств, развития демократии в стране. Кроме того, Турция должна взглянуть на темные страницы своей истории»[219]. 18 марта 2010 года правительство Швеции заявило, что окажет не только политическую, но и материальную поддержку Турции в её инициативе вступления в ЕС[220].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты