Медиа-империя Владимира Гусинского

Вещание поначалу велось в диапазоне средних волн, а также тематическом диапазоне, рассчитанном на людей, которые интересуются деловой информацией. В 1994 году «Деловая волна» перешла в FM-диапазон, то есть стала доступней и удобней для широкой публики. Как следствие, стало увеличиваться число поклонников радиостанции.

Популярность «Деловой волны» постоянно росла и в конце 90-х радиостанция была приобретена группой «Медиа-Мост»

            «Спорт-FM» вышедшее в эфир 1 сентября 1999, являлось единственным специализированным спортивным радио в России. Оно сразу обошло своего основного конкурента «Радио-Спорт». Проработав год, «Спорт-FM» на церемонии вручения Национальной премии имени Попова было названо «лучшим спортивным радио».

Но безусловно самой главной, известной и авторитетной была радиостанция «Эхо Москвы». Доверие у слушателей «Эхо» завоевало уже давно. 9 августа 1990 года оно было зарегистрировано и уже в конце месяца состоялся первый эфир. В том же году был организован радиомост с «Голосом Америки» (участвовали мэр Нью-Йорка Диккинс и вице-мэр Москвы Юрий Лужков). Известность «Эхо Москвы» приобрело после освещения событий в Вильнюсе.

В ночь на 13 января 1991 г. Была получена информация, что советские войска начали в городе активные действия. Собралось рабочее совещание, принявшее решение включить передатчик раньше времени. Весь день в прямом эфире по телефону передавалась информация из Литвы, в то время как государственные радиостанции молчали о событиях в Вильнюсе. Это стало первым серьезным шагом не пути к информационному радио.

Спустя некоторое время в 1992-93 годах был осуществлен переход на концепцию профессионального разговорного радиовещания.  В 1996 г. было введено непрерывное информационное вещание в качестве основы программной политики.

В 1998г. «Эхо Москвы» вошло в холдинг «Медиа-Мост». Кроме того, что эта радиостанция одна из крупнейших в России, она была привлекательна в финансовом отношении также за счет количества рекламы. «Эхо Москвы» сохраняло высокий авторитет и по праву считалась одной из наиболее информированных радиостанций в России, что делало «Эхо» мощным политическим оружием. Хотя на протяжении отношений между «Медиа-МОСТом» и радиостанцией, последней удавалось сохранить независимость. 

1.4

НТВ безусловно являлось главным проектом «Медиа-МОСТа», наиболее выгодным как с политической, так и с коммерческой точки зрения.

Телекомпания НТВ начала свое вещание 10 октября 1993 года на петербургском   5-м канале телевидения. Вещание началось с выпуска информационно-аналитической программы «Итоги» Евгения Киселева. 23 ноября 1993 года президент России Борис Ельцин подписывает указ о трансляции программ НТВ по восьмому московскому частотному каналу (4-я программа).

17 января 1994 года в 18:00 НТВ впервые выходит в эфир на 4-м общероссийском канале. На НТВ это событие отмечают как день рождения телекомпании.

C начала июня 1996 года в состав акционеров телекомпании НТВ входит РАО "Газпром".

11 ноября 1996 года НТВ начинает вещание на 4-м канале в полном объеме с раннего утра до поздней ночи. 1 января 1997 года началось вещание для русскоязычного населения Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.

В декабре 1997 года телекомпания НТВ вошла в созданное в рамках ЗАО «Медиа-Мост» ЗАО «НТВ-Холдинг».

По данным на 2001г. на НТВ работало около 1200 человек.

Телекомпания НТВ имела статус общефедерального канала. Сигнал НТВ охватывал практически всю Россию, Белоруссию, Украину, Казахстан, Азербайджан и страны Балтии. С 1999 года программы НТВ можно стало смотреть в США. А ежедневное вещание НТВ составляло около 20 часов.

С сентября 1998 года НТВ первой из российских телекомпаний перешла на систему автоматизированного вещания. Это многоканальная система, в которой все орбиты контролируются единой компьютерной программой, позволяющей при существующей временной разнице, к примеру, жителям Дальнего Востока и Сибири, несмотря на десятичасовую разницу во времени, смотреть программы НТВ в удобное для них время. НТВ создало свою собственную корреспондентскую сеть в стране и мире. В сентябре 1995 года был открыт корпункт в Берлине, в январе того же года - в Вашингтоне, позднее - в Лондоне, Тель-Авиве, Париже и Риге. Компания имела корреспондентские пункты по всей России – в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Кемерове, Ставрополе, Сыктывкаре и Владивостоке, а также в странах СНГ и Балтии. Кроме этого, НТВ получало материалы от корреспондентов из 74 российских городов. Аудитория НТВ насчитывала около 110 миллионов человек. (2001г.)

Среди зрителей НТВ:

до 16 лет - 6%

от 16 до 39 - 27%

от 40 до 54 - 28%

от 55 и старше - 38%.

Профессионализм, талант, соответствие имиджу канала и рейтинг были заявлены как основные критерии при создании новых проектов. В результате сформировалось понимание того, что НТВ - это не только новости, но и передачи "Глас народа", "Путешествие натуралиста", "Без рецепта", "Большие родители", "Независимое расследование", "Полундра", "Интересное кино", "Служба спасения", "В нашу гавань заходили корабли".

На 2001г. на канале:

информация занимает 26%

кино - 37%

программы - 25%

реклама - 9-11%

межпрограммное пространство - 3%.


22 июня 2000 года был создан общественный совет НТВ, который возглавил Михаил Горбачев. В состав совета вошли известные политики, общественные деятели, представители науки и культуры.

2 апреля 2001 года на собрании журналистского коллектива НТВ генеральный директор ОАО «Телекомпания НТВ» Евгений Киселев был избран главным редактором телекомпании. Тогда же состоялся Совет директоров НТВ. На нем был утвержден устав редакции телекомпании в качестве электронного СМИ. Устав определял порядок выборов главного редактора. В соответствии с этим документом на общем собрании журналистского коллектива главным редактором был избран Киселев. Принципиальным в данной ситуации является то, что главного редактора телекомпании избирают журналисты, а не акционеры.

1.5

 Наряду с телекомпанией НТВ,  в «НТВ-холдинг» входил ряд компаний.

«НТВ-Интернейшенл» -  дочерняя компания, создана с целью вещания НТВ за рубежом.

«НТВ-кино»   занималась закупками кино для всех телекомпаний холдинга

 «НТВ-профит» - продюсерская и кино-видео-производящая компания

«НТВ-дизайн» - занималась оформлением программ всех телекомпаний

холдинга

Еще один крупный коммерческий проект холдинга - система непосредственного спутникового вещания "НТВ-плюс", которая начала действовать в конце 1996-го.  В декабре 1998 года с американского мыса Канаверел был запущен первый российский частный спутник "Бонум1", который позволил принимать 24 телеканала.

Вопреки прогнозам после финансового кризиса, расширялась региональная сеть ТНТ, являвшаяся последним проектом "Мост-Медиа" в области эфирного телевещания. В июле 1999 года потенциальная аудитория ТНТ составляла около 53 миллионов зрителей. Именно телесеть ТНТ впервые в России на практике осваивала мультимедийные технологии и проводила эксперимент по "слиянию" ТВ и Интернета с помощью интерактивного телевидения WebChoiceTV для регионального зрителя. Телесеть была  ориентирована на интересы регионального зрителя и содержала в основном развлекательные программы. Предложив части региональных компаний более выгодные условия, чем другие московские каналы, ТНТ удалось одним рывком оказаться в числе лидеров на российском региональном рынке. В результате экспансии ТНТ сильный удар был нанесен по сетям СТС и Ren-ТВ/НВС.

Выше перечисленные СМИ являлись основными в составе «Медиа-МОСТа», хотя это не полный список принадлежащих холдингу компаний. Кроме того, существовали проекты, которые медиа-группа Гусинского только субсидировала - «Общая газета», «Новая газета». Также не берется во внимание заграничная собственность «МОСТа» (вообще официальные лица "Медиа-Моста" заявляли об "интернациональных" интересах холдинга не однажды), например в 1998г. Гусинский приобрел контрольный пакет акций второй по тиражу израильской газеты "Маарив".

1.6

Своим примером Гусинский доказал возможность создания информационной "империи" на основах централизации. Выделение в отдельный холдинг всех медиа-проектов позволило обеспечить полную управляемость как коммерческой стороной дела, так и политической "начинкой" изданий. Не случайно в информационной записке "О положении в СМИ", выдержки из которой со ссылкой на аналитические службы "Белого дома" опубликовали "Московские новости" (N38, 21-28 сент. 1997г.), сделан вывод о "практически полном" влиянии холдинга "Медиа-МОСТ" на подконтрольные издания.

Основным конкурентом «МОСТа» являлся холдинг Березовского. Группы обоих магнатов были названы «империями», но между ними есть значительное отличие, состоящее в мотивации. Для Гусинского, как и для Мердока, участие в политических интригах было важно потому, что оно позволяло развивать в первую очередь медиа-бизнес (политические интриги Березовского, как правило, были ориентированы на бизнес в других отраслях экономики). Если с властью можно было заключить сделку, используя при этом в качестве инструмента СМИ, то Гусинский шел на это, но только при условии, что это приблизит его к цели - господству на медиа-рынке России и затем - глобальной экспансии.

Для Березовского медиа-бизнес являлся средством. Его интересовали другие экономические сферы. А через собственные средства массовой информации можно было влиять на ситуацию, продвигать свои интересы. Для Бориса Березовского успех СМИ на рынке влияния имел огромное значение, так как являлся фундаментом прежде всего его политической и деловой карьеры.

Гусинский же понял, что медиа-бизнес ценен сам по себе. СМИ также являются сектором экономики и должны самоокупаться и приносить доход.  Это было пока еще плохо понятно для страны жившей почти 70 лет при тоталитарном режиме, где журналистике отводилась совершенно определенная роль, а газеты, радиостанции и телевидение целиком принадлежали государству. Но нельзя было не замечать как быстро развивается эта сфера. На пороге 21 века потребность населения в информации была высока и продолжала расти, что являлось верным залогом успеха. Вот почему в конце 90х Владимир Гусинский полностью переходит в медиа-бизнес.


Глава3

Медиа-Мост на политической арене

1.1
            Информационные достижения МОСТа были бы невозможны без наличия у него связей в высших эшелонах власти. В 1987 г. началось тесное сотрудничество Владимира Гусинского с Юрием Лужковым, который в то время занимая пост заместителя председателя Мосгорисполкома, отвечал за развитие кооперации в Москве. Молодой, энергичный предприниматель, привлек внимание будущего мэра. Совместное предприятие "МОСТ" было создано в 1989г. На базе этой компании в 1989 г. возник и акционерный коммерческий "МОСТ-банк", президентом которого также стал Гусинский. А в 1992 г. уже был образован холдинг АО группа "МОСТ", в котором объединились 42 предприятия, подконтрольных Гусинскому.
Благодаря "особым" отношениям с московскими властями "МОСТ" успешно внедрился в строительный бизнес,   а также занялся производством стройматериалов,  операциями      с

недвижимостью и т.д. Как указывалось в СМИ, группе "МОСТ" доставалась самая престижная московская недвижимость, которая оценивалась по остаточной стоимости. Так, в 1992 г. "МОСТу" были переданы на правах собственности 7 зданий общей площадью 70 298 кв. м. Это позволило группе активно заняться риэлторской деятельностью.

В то время МОСТ-банк активно развивался, поскольку Владимир Гусинский находился в хороших отношениях с министром финансов Борисом Федоровым. Он сделал банк Гусинского уполномоченным банком правительства РФ и агентом по продаже "золотых" сертификатов Минфина. Тогда же "МОСТ" получил и триллионный кредит госкомпании "Росвооружение", одного из своих клиентов. В это же время Гусинский обращает внимание на журналистику. Создается газета «Сегодня», по словам Михаила Леонтьева (первого заместителя главного редактора)  как "газета влияния", прибыли от нее не предполагалось. Насколько известно, Гусинский относился к такому подходу довольно критически. Хорошо понимая ценность "влияния", он хотел вкладывать деньги в средства массовой информации и для получения прибыли. И, обильно финансируя "Сегодня", стал создавать другие СМИ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты