Избирательная кампания как форма политической деятельности

2)                связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в государстве.

Среди причин абсентеизма выделим низкий уровень политической культуры, инфантильность или же понимание собственного политического бессилия, неспособность влиять на принятие политических решений, отчуждение собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворить, высокий уровень недоверия избирателей к политическим институтам и др.

Абсентеизм является отпечатком стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них усматривает пустое и амбициозное состязание групповых и эгоистичных интересов. По мнению М. Рокара, в современном обществе, в котором влияние религии довольно ослабло, все трагичное и священное связывают с политикой. Если же она не оправдывает надежд, в ней разочаровываются, и одно из последствий этого - абсентеизм.

Соответствовать своему социальному назначению, стать подлинным инструментом свободного волеизъявления народа выборы могут лишь в том случае, если они осуществляются по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. В целом, избирательная система - это совокупность предусмотренных законом избирательных процедур, связанных с формированием органов власти. Современные демократии используют самые разнообразные избирательные системы (сегодня насчитывается около 350 их разновидностей), и каждая из них имеет определенные достоинства и недостатки. Основными типами избирательных систем являются:

·                    система абсолютного большинства или мажоритарная;

·                    система пропорционального представительства (пропорциональная);

·                    смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система;

·                    консенсусная система.

Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite - большинство) предусматривает, что выигрывает кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании. В зависимости от того, каким образом устанавливается это большинство, различают мажоритарную систему абсолютного и относительного большинства. При использовании мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства избранным считается тот кандидат, который получил более 50 процентов голосов избирателей, а при использовании мажоритарной системы относительного большинства - тот, кто опередил по числу голосов всех своих соперников. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства используется во Франции, Эквадоре, а мажоритарная избирательная система относительного большинства - в Канаде, Великобритании. Вообще эта самая древняя избирательная система используется в 76 странах мира.

Пропорциональная избирательная система предусматривает проведение выборов по партийным спискам и распределение мандатов между партиями и избирательными блоками партий пропорционально числу голосов, набранных ими. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. В отличие от мажоритарной избирательной системы, при использовании пропорциональной системы избиратель прежде всего голосует не за конкретную личность, а за определенную партию или блок партий, которые выставляют свой список кандидатов.

Исторически пропорциональная избирательная система появилась позднее мажоритарной, в начале ХХ века, и сегодня используется в 48 странах мира. Она внедрялась под лозунгами справедливости, политического равенства и уважения прав меньшинства, и часто связывается с идеей адекватного представительства всех ведущих политических сил.

Считается, что эта избирательная система является более справедливой, чем другие, потому что позволяет учитывать интересы разнообразных общественных групп, национальных меньшинств, способствует представительству разных политических сил в парламенте. В то же время чрезмерная распыленность мандатов между разными, иногда мелкими, партиями приводила к невозможности сформировать большинство в парламенте и создать правительство, а поэтому в большинстве стран, которые используют пропорциональную систему, введен своеобразный барьер, то есть минимальный процент голосов избирателей, которые должны проголосовать за список партии, чтобы кандидаты от нее могли получить депутатские мандаты. Размеры проходного процента разные: 1% в Израиле, 5% в ФРГ, Швеции, 10% в Турции. Смешанная избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Основным и наиболее простым вариантом такой системы является "линейное смешивание", в соответствии с которым часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной. Классическим примером применения смешанной избирательной системы является ФРГ, в которой 50 процентов депутатов бундестага избирается по земельным партийным спискам, а другие 50 процентов - на основе мажоритарной системы относительного большинства. Немецкий опыт заимствовали большинство посткоммунистических стран, в частности, Украина, Россия, Литва и др. Смешанная избирательная система в новых государствах постсоветского пространства надежней и объективней позволяет отразить политическую структуру общества, приводит к появлению влиятельных политических структур вместо "карманных" партий, которые не имеют популярности среди населения. В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии "зеленых" и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е - 4, за 3-е - 3, за 4-е - 2, за 5-е - 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель. Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.

Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:

1. Артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты и участвующие в избирательной кампании СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную для реализации форму. И хотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом, не только руководствуясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже партии и поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируется на свои обязательства и запросы электората.

2. Контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством - парламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс.

3. Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан. С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность.

4. Легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием.

5. Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательные платформы. Выборы - важнейший канал обратной связи между гражданами и властью. От их действенности во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы.

6. Канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы.

7. Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия.

8. Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт. В это время резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альтернативных путях их решения. Широкие слои активистов непосредственно включаются в пропагандистско-агитационную и организационную работу партий и отдельных депутатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты