Переезд в Москву дал Возможность Анатолию обрести полную независимость: он живёт на частной квартире снимая комнату, отцу категорически запрещает посылать ему деньги на расходы.
Вспоминая это, А.Ф.Кони писал: «Желание «стоять на собственных ногах»
и не быть никому обязанным в средствах к существованию было довольно
распространенным в годы моей молодости и проводилось некоторыми с крайней
последовательностью и без всяких уступок. Это направление захватило и меня,
и я, начиная с шестого класса гимназии, стал жить своим трудом, занимаясь
переводами, давая уроки и упорно отказываясь от той скромной помощи,
которую мне мог оказывать мой отец».(1.) Так Анатолий Фёдорович давал в
течении трёх лет уроки истории, словесности, ботаники , физики, анатомии и
физиологии дочерям штатного генерала Шлыкова, и всё это ему не мешало
успешно учиться. Его интересовало всё: содержание и значимость учебного
материала, методика лекций, а главное -философская направленность как
лекций, так и лекторов, которыми являлись Восторгающие Кони профессора
Московского университета.
Уже после смерти А.Ф.Кони академик С.Ф.Платонов писал, что «влияние
Чичерина на молодого Кони было решающим моментом в создании духовного его
склада, определившим миросозерцание Анатолия Фёдоровича и принципы его
поведения на службе и частой жизни».
Борис Николаевич Чичерин, вспоминает Кони, «читал нам обширный курс государственного права, который вошёл потом и в его «Курс государственной науки», представляющий целые ряды возвышенных страниц, с которых льётся горячая и убеждённая проповедь человечности, правосудия и безусловной справедливости».(2.)
С такой же восторженностью отзывался Кони и прочитанном Чичериным на юридическом факультете обширном курсе «Истории политических учений». Эти лекции, названные Кони «своего рода откровением общечеловеческих идей», по его словам, основательным образом знакомили студентов «с философией вообще в лице её важнейших представителей».(1.)
Особенностью Б.Н.Чечерина как учёного Кони считал то, что он неуклонно шёл своей дорогой, оказывая могучее воздействие на юные умы.
Б.Н.Чичерин был одним из лидеров либерально-западного крыла в русском общественном движении. Он резко отрицательно относился к деятельности революционных демократов. В 1858 г. Выезжая в Лондон для переговоров с А.И.Герценом по поводу изменения направления журнала «Вольная русская пропаганда». Однако попытка склонить Герцена к уступкам либерализму закончилась полным разрывом между Герценым и Чичериным. Этот разрыв стал этапом в размежевании либерализма и демократии в русской общественной мысли второй половины ХIХ в.
Как известно, Чичерин характеризовал крестьянскую реформу 1861 г. как «лучший памятник русского законодательства» , а лучшей формой государства для России считал самодержавие.
Многие из этих убеждений своего учителя Анатолий Фёдорович разделял.
Он действительно относился с большой симпатией к Б.Н.Чичерину, состоял в
дружеской переписке с ним, а после его смерти с его женой. А.Ф.Кони
посвятил памяти Чичерина четвёртое издание своих «Судебных речей».
Никиту Ивановича Крылова Кони называл «самым выдающимся профессором
на юридическом факультете», а воспоминания о нём считал ни чем
неизгладимым. Образ Крылова он неразрывно связывал с Московским
университетом и с лучшими минутами, проведёнными его стенах. Не случайно
своё первое большое произведение «Судебные речи 1868-1888.» А.Ф.Кони
посвятил его памяти. По словам Кони, студенты считали Н.И.Крылова
«профессором-поэтом»,т.к. он вносил яркую историческую окраску в изложение
догм римского права, что придавало его лекциям живность.
Курс гражданского судопроизводства читал К.П.Победоносцев - будущий обер-прокурор Святейшего синода.
А.Ф.Кони считал, что из лекций Победоносцева студенты выносили
ясное понимание задач и приёмов истинного правосудия пореформенного времени
2мог ли я тогда думать, - писал А.Ф.Кони , что через четверть века после
этого тот же Победоносцев, к которому я вынес из Университета большую
симпатию, как к своему профессору, будет мне говорить с презрением «о той
кухне, в которой готовились судебные уставы», и, сделавшись моим
влиятельным хулителем, станет жаловаться на то, что я «ставлю палки в
колёса миссионерской деятельности православного ведомства моим публичным
обер - прокурорскими заключениями по вероисповеданным преступлениям, дела
которых доходили до кассационного департамента».(1.)
Профессор В.С.Соловьев во всеоружии богословских знаний, по словам
Кони, поражал начитанностью и глубоким проникновением в многообразные и
труднодоступные источники знания. Кони разделял нравственную сторону
концепции В.С.Соловьева и высоко ценил его произведение «Оправдание Добра»,
которое, по мнению Кони, представляло собой «цельное и систематическое
изложение его взглядов на содержание и задачи нравственной философии».(1.)
Можно говорить так же о влиянии на юного Кони таких известных учёных- юристов, как А.Д.Градовский, В.Д.Спасович и др..
Студентом А.Ф.Кони часто посещал литературные вечера, на которых выступали Некрасов, Достоевский, Писемский, Майков, Анухтин и др.. Он был неизменным участником собраний Общества любителей российской словесности, где, по его словам, собиралась вся мыслящая Москва. На заседаниях этого общества Кони слушал Одоевского , Погодина; в доме М.С.Щепкина он встречался с А.Майковым и многими видными деятелями русского театра того времени.
Ещё в студенческие годы Анатолий Фёдорович Кони начинает тщательно
изучать произведения немецкого философа Иммануила Канта: «Критику
практического разума» и др.. «В зрелом возрасте Кони неоднократно ссылается
на философские концепции Канта, находя «раскаты мощной мысли» его « в всех
позднейших учениях о проявлениях человеческого духа». Кони импонирует
вытекающее из возвышенного и глубокого учения Канта» «справедливое
отношение к человеку, выражающееся в сознательном и беспристрастном
поставлении себя на его место в данном случае».(1.) Несомненно , что
высокая оценка Канта, этого, по словам Кони, «Петра Великого новейшей
философии»(2.),связана с тем, что основная категория этики Канта-
«категорический императив» служит своеобразным обоснованием равенства в
области морали, а отрицание оценки моральных достоинств человека по его
практическим делам говорит об отклонении Кантом узкоутилитарного понимания
нравственности, расчётливого практицизма и торгашеского духа буржуазного
общества».(3.)
На формирование мировоззрения студента-юриста, стремившегося и к
философским знаниям, определённое влияние оказали также произведения
позитивистов, получившие широкое распространение в России В1860-1870гг..
«Вслед за позивитивизмом «властительницею дум», - по словам А.Ф.Кони, -
сделалась пессимистическая философия Шопенгауэра и затем Гартмана».(1.)
В студенческие годы Анатолий Фёдорович общался со студентами и преподавателями не только в стенах университета аудиторий. Так из бывших петербургских студентов, переехавших учиться в Москву, образовался дружеский кружок, состоявший преимущественно из слушателей философского факультета. Членом этого кружка, был в частности, студент исторического факультета Московского университета В.О.Ключевский, который вскоре завоевал уважение своих товарищей. Диспуты в основном велись вокруг тех или иных исторических явлений применительно к российской действительности. Но это был единственный кружок в котором принимал участие А.Кони. Никаких политических целей этот кружок, конечно, не ставил, и тем не менее участие в нём оказало влияние на становление мировоззрение А.Ф.Кони.
Социально-политическая обстановка в России, конечно, не могла не
наложить свой отпечаток на сознание молодого человека. Университетские годы
Анатолия совпали с серией реформ Александра II . В итоге крестьянской
реформе 1861 г. было освобождено более 22 млн. помещичьих крестьян, но
реформа сохранила крупное землевладение и ряд других атрибутов крепостного
права. Крестьянство ответило на неё многочисленными волнениями. В 1864 г.
были объявлены Земская и Судебная реформы, 1860-1870 гг. Проведены военные
реформы. Всё это было движением по пути превращения феодальной монархии в
монархию буржуазную. Создавались более благоприятные условия для развития
капиталистических отношений и в промышленности, и в сельском хозяйстве.
Чаяния и интересы крестьян выражало революционно-демократическое
направление в общественном движении России, представленное разночинцами. В
целом прогрессивную роль играло студенчество. Оно не было единым ни по
социальному составу, ни по политическим взглядам, но настроено было
оппозиционно к правительству. Большой размах приобрело
антиправительственное движение студентов в Московском и Петербургском
университетах. В студенческой среде всё большие симпатии завоёвывала
деятельность русских революционеров демократов: Чернышевского, Огарёва,
Добролюбова и др. В России зарождалось подпольное революционное движение.
Свидетелем всего этого был студент юридического факультета
Московского университета Анатолий Кони, о котором многие годы спустя его
современник и коллега по науке и литературе академик С.Ф.Платонов скажет:
«Рождённый в 1844 г. Анатолий Фёдорович стал юношей к 1860 г. и именно в
эпоху эту созрел как личность с известным характером под влиянием всей
совокупности бытовых условий того времени, в кругу тех мыслей и чувств,
которыми направлялась идейная жизнь тех лет... Мягкий, но устойчивый и
очень определённый в своих вкусах и взглядах, впечатлительный и
восприимчивый, трудолюбивый и склонный к систематизации своих знаний, Кони
и в юности отличался широтою умственных интересов и тонкостью понимания
людей и их отношений, что он доказал блестящими характеристиками своих
профессоров, сослуживцев по судебному ведомству и многих писателей. Но он
был тем, что называлось в его пору индивидуалистом, и не годился ни для
какого-нибудь кружкового катехиза, ни для стадных выступлений в составе
увлеченной в движение толпы. Таким индивидуалистом он оставался всю свою
жизнь и постоянно держался одиночкою независимо от всяких общественных и
политических группировок. Таковою была природа Кони. Она обратилась в яркий
и красивый характер под влиянием, во-первых, той среды, в которой он
воспитывался, а во-вторых, той эпохи, в которую он начал свой жизненный
путь».(1.)
«Сын человека 40-х годов Анатолий Фёдорович стал человеком 60-х
годов, которые, по его словам, «заключали в себе всеобщую обновляющую силу»
, и это привлекало его внимание. Манифест 1861 г. об освобождении крестьян
и последовавшие за ним реформы в других областях жизни, в частности
Судебная реформа 1864 г., увлекли молодого юриста. Он воспринял великие
принципы права, справедливости и свободы, которыми были проникнуты лекции
его любимых учителей, но он не вмешивался в общественную, не всегда
легальную борьбу и сосредоточил свою энергию и способности на воплощении
новой законности и высоких принципов гуманизма в сфере его официальной
деятельности. В реформах Александра II он видел «обновляющую силу»
общественных преобразований. Они настолько увлекли его, что стали
центральной магистралью на его жизненном пути».(1.)
Диссертация Анатолия Кони
«О праве необходимой обороны».
К моменту завершения учёбы А.Кони на юридическом факультете вышли в
свет Судебные уставы 1864 г. Спустя многие годы А.Кони скажет, что по ним
«учились великому делу правосудия».(2.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8