Журналистика Швеции

Среднестатистический швед регулярно читает более трех журналов, что выдвигает Швецию по этому показателю на одно из первых мест в мировой статистике.

Традиционные еженедельники постепенно сдают позиции, и с конца 1960-х годов их тиражи сократи­лись примерно на 50 %. Наиболее тяжелые потери по­несли журналы для женщин, что характерно далеко не для всех стран Европы. Во Франции, например, тако­го явления не наблюдается. Позиции семейных журна­лов несколько прочнее, но и они тоже на спаде.

В настоящее время резко сокращаются тиражи журналов для мужчин, достигавшие самых высоких пока­зателей между 1965 и 1975 годами, т.е. во времена так называемой «сексуальной революции» в странах Запад­ной Европы и США.

В 1995 году выходило 10 традиционных еженедельных журналов общим тиражом 1,8 млн. экземпляров или примерно 199 экземпляров на 1 000 жителей. Са­мые большие тиражи сохраняют пять семейных еженедельных журналов. Сравнительно мало издается в Швеции экономических, политических и литературных журналов; существует достаточно устойчивая группа специализированных изданий.


Радио и телевидение

Несмотря на изменения, которые уже произошли или намечаются в настоящее время, главные позиции в радио- и телевизионном вещании по-прежнему занимают государственные каналы, финансируемые за счет абонентной платы. Существуют передающие компа­нии, отвечающие соответственно за телевидение, ра­диовещание и образовательное радио- и телевещание.

Основы вещательной политики зафиксированы в Законе о радио и Правовом соглашении между вещательными компаниями и правительством. Программы должны быть беспристрастными, объективными и ориентированными на широкий спектр вкусов. Правитель­ство не контролирует программы до их выхода в эфир. Однако Комиссия по вопросам вещания уполномоче­на выражать свое несогласие с определенными программами или рассматривать жалобы слушателей после выхода передачи в эфир, если будет определено, что она нарушает положения Закона или Соглашения.

Новый Закон о радио и телевидении вступил в силу 1 декабря 1996 года. Законодательные акты, регулирующие радиовещание, собраны в этом новом законе.


Телевидение

Телевизионное вещание появилось в Швеции в 1956 году. Второй телевизионный канал в стране был открыт довольно скоро — в 1969 году.

С осени 1991 года в Швеции действует третий наземный телевизионный канал. Этот канал ТВ-4 явля­ется отдельной организацией и финансируется из част­ных источников. До 10 % эфирного времени может ис­пользоваться для рекламы. В принципе рекламу следует передавать между отдельными программами или во время длинных перерывов в спортивных соревнованиях и других мероприятиях. Правила, регулирующие содержание программ, схожи с теми, которые действу­ют в компании "Шведское радио".


Кино и посещение кинотеатров

Посещение кинотеатров было наиболее широко распространено в середине 1950-х годов, до появления теле­видения. Среднее число посещений в год достигало тог­да примерно 80 миллионов. В середине 1990-х годов посещение кинотеатров сократилось до 16 миллионов в год.

Риксдаг (парламент) принял решение, что кинема­тограф должен получать государственную поддержку в Швеции (свыше 122 млн. шв. крон в 1994/1995 финан­совом году). Свыше 60 млн. шв. крон из этой суммы были предназначены для производства кинофильмов, а остальная часть шла на прочую деятельность, свя­занную с кинематографом. Интересно отметить, что поддержка касается и документального кинематографа. Так, шведские кинематографисты регулярно принимали участие в престижном международном кино­фестивале документальных, игровых короткометраж­ных и анимационных фильмов "Послание к Человеку" (проводится ежегодно в Санкт-Петербурге, генеральный директор — Михаил Литвяков).

Основная часть этой государственной поддержки кинематографу финансируется за счет налогов на билеты в кинотеатры, видеоиндустрию и отчислений на­циональных телевизионных каналов.


Электронные информационные системы

В Швеции активно развиваются электронные информационные системы. Широко используются элек­тронные библиотеки на компакт-дисках, компьютер­ные базы и банки данных, возможности Глобальной информационной инфраструктуры. Именно благода­ря им и, в частности, компьютерным сетям идет Пере­распределение информационных потоков.

3. Право и саморегулирование прессы

В Швеции вся деятельность государственных и коммунальных органов власти должна происходить в све­те гласности. Это очень старый принцип, который по­явился в основных законах еще в восемнадцатом веке. Положения об этом принципе гласности по-прежнему находятся в конституции, а точнее, в Законе о свободе печати. Принцип гласности должен гарантировать возможность общественного контроля.

Содержание принципа состоит в том, что все документе и вся информация, включая запаси на пленках и информацию, заложенную в компьютеры, которые находятся в распоряжении властей, должны быть доступны для всех. Гласность является основным прави­лом, секретность— исключением. Это означает, что всегда требуется поддержка закона, чтобы власть мог­ла отказать в выдаче информации или документа.

Поскольку принцип гласности заложен в Основном Законе, то он действует всегда в качестве исходного пункта, и другие законы, как и отдельные служащие, должны всегда руководствоваться этим принципом. Поскольку этот принцип входит в конституцию Шве­ции, то его отстаивают также в качестве шведского права относительно прав ЕС и Европейского Союза, (членом которого Швеция является с 1995 года: Под принцип гласности подпадает также то, что все прото­колы заседаний судов и избранных представителей, например риксдага, коммунальных уполномоченных и т.п., открыты для общественности.

Имеется много причин для того, чтобы органы власти осуществляли свою деятельность под контролем общественности. Основополагающая причина состо­ит в том, что речь идет об общих для всех делах, кото­рые касаются каждого и ведению которых все жители Швеции в качестве налогоплательщиков помогают, оплачивая расходы. Благодаря праву на контроль шве­ды получили возможность оказывать воздействие на эти по своей природе общие дела. Следовательно, прин­цип гласности имеет важное значение для демократии. Правда, есть одно исключение. Глава государства — король Швеции — формально вообще не имеет влас­ти, он даже не имеет права обнародовать свое мнение по политическим вопросам.


Правила, которые поддерживают принцип гласности

Для поддержания принципа гласности появились положения многих законов, облегчающие и гарантирующие возможность контроля. Например, все орга­ны власти обязаны вести регистр своих документов для облегчения общественного контроля. Подобный пере­чень часто называется журналом входящих и исходящих бумаг. В регистре должно присутствовать и то, что подпадает под правила секретности. Таким образом, может быть разрешено сохранять документ в тайне, но весьма редко скрывается сам факт существования, этого документа, что немаловажно.


Требования принципа гласности к органам власти

Органы власти должны быстро рассматривать запросы общественности о предоставлении документов и бан­ных. Орган власти должен так организовать свою дея­тельность, чтобы пожелания общественности Могли удовлетворяться гибким способом. Неукоснительно поддерживаются основные правила, обеспечивающие соблюдение конституционного принципа гласности.

Желание ознакомиться с доступным для общественности документом должно быть исполнено, как только служащий в органе власти окажется на рабочем мес­те. Не имеет никакого значения, если тот, кто хочет оз­накомиться с документом, приходит "не в часы приема". Поручение, которое касается принципа гласности, долж­но все же выполняться.

На запросы об официальной информации всегда необходимо отвечать прямо. Когда служащий, к которому поступает запрос, сомневается в том, можно ли выдать документ или информацию, он должен немедленно попытаться выяснить этот вопрос. Служащий не мо­жет ответить: "Я не знаю, можете ли Вы получить этот документ, я не успеваю ответить на этот вопрос сейчас же. Вы должны вновь прийти через неделю". Тот, кто потребовал ознакомить его с документом, должен по­лучить ответ в течение суток. Это простое, хорошо запоминающееся правило, которое нашло свое подтверждение в деятельности парламентского омбудсмена.

Требование о выдаче документа должно в каждом отдельном случае особо проверяться. Даже если на до­кументе стоит гриф секретности или он ранее считался секретным, орган власти должен принять решение о том, можно ли его выдавать именно в данном случае. Вероятно, что он может быть выдан на определенных условиях или после изъятия некоторых деликатных частей. Возможно, что гриф секретности был поставлен на него по привычке. Всегда должна происходить про­верка.

Общественность имеет право ознакомиться с документом на месте. Это означает, что в органах власти должно найтись место для того, кто желает сесть и в полном покое поразмышлять над материалом, кото­рый он запросил для ознакомления.

Орган власти обязан предоставить информацию устно, например по телефону. На телефонные запросы о содержании официального документа необходимо отвечать таким же способом, как если бы кто-то пришел лично, т.е. немедленно.

Орган власти обязан выдавать копии официальных документов. Представители общественности не вправе брать документы на время с собой, однако имеют право на получение копий. Это также должно проис­ходить сразу. Органы власти имеют право на получе­ние оплаты, если число копий превышает девять эк­земпляров.

Орган власти обязан пересыпать документы по почте или факсу. Просьба по телефону, телефаксу или письму о присылке копии официальных документов должна выполняться таким же способом, как и при личном посещении. Таким образом, все должно происходить быстро.

Требование об ознакомлении с одним документом или несколькими документами должно быть настолько точно определено, чтобы орган власти мог идентифициро­вать документ или документы. Как только требование точно определено, неважно, потребуется ли много вре­мени для выдачи материала; он должен быть выдан все равно. Плата за выдачу документа не взимается.

Если общественности на основе принципа гласности в требовании отказано, то должно даваться указание о праве на обжалование. Если запрошенный документ или информацию нельзя выдать, то тот, кто подал запрос, должен получить инструкции, как надо поступать, чтобы этот вопрос был изучен более основательно. Наконец, орган власти должен предоставить письменное решение с информацией, как можно обжаловать это решение.

Свобода слова и свобода информирования

В связи с тем что положения принципа гласности содержатся в Законе о свободе печати, открытость и контроль за деятельностью государственных органов являются важными предпосылками полноценной свободы печати. "Для содействия свободному обмену мне­ниями и всестороннего освещения каждый шведский гражданин должен иметь право знакомиться с офици­альными документами", — записано в Законе о свобо­де печати. Следовательно, свобода слова и гласность связаны между собой.


Свобода печати и свобода слова в средствах массовой информации

 В законодательстве Швеции и Финляндии (в Судебной книге 1734 года) декларируется, что судья обязан оправданию отдавать предпочтение перед осуждением. Это положение всегда было применимо и к прессе Швеции.

Швеция стала первой страной в мире, установившей достаточно широкую свободу печати. В 1766 году парламент принял Закон о свободе печати как составную часть конституции. Гораздо реже упоминается тот факт, что в результате государственного переворота в 1772 году свобода печати была практически ликвиди­рована. После обнародования первого закона о прессе в последние десятилетия XVIII века отмечался возврат к преследованиям и цензуре. Лишь в результате конституционной реформы 1809 года свобода печати вос­торжествовала, и следующий закон о свободе прессы был принят в 1812 году.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты