Внешнеполитические ведомства Руси, России, СССР

§2.  Посольская канцелярия (1700-1717 гг.)


Наметив перенести на 1 января 1700 г. начало Нового года в России, Петр I решил с этого же времени начать и все административные преобразования, которые планировались им еще в период 1697-1699 гг. Реформу органов центрального управления необходимо было осуществлять как можно скорее, поскольку грозила возникнуть дисфункция старых учреждений (которыми Петр I все более пренебрегал, но которые никто не отменял) и новых, фактически незаконных и сугубо личных, группировавшихся вокруг персоны царя и составлявших его рабочий орган и его свиту. Лишь наличие самодержавной власти в России и решающее слово царя во всех делах государства сдерживали развитие тех практических противоречий, которые возникали между терявшими реальную власть и значение старыми Приказами как полноправными ведомствами и теми новыми структурами, которые возникали как личные кружки царя, с их мобильностью, крайне небольшим штатом компетентных людей и с постоянной поддержкой и контролем со стороны царя лично.

В первую очередь это касалось военных и внешнеполитических дел. Посольский приказ с его сложной и разветвленной структурой, включающей наблюдение не только за иностранными делами, но и за внутренними, хозяйственными, которые касались разного рода "автономных" членов Российской империи, нуждался в скорейшей реорганизации, ибо малая Посольская коллегия вокруг царя и под его управлением, фактически взявшая в свои руки наиболее важные текущие дела Посольского приказа, не могла далее функционировать как некое временное, неофициальное учреждение. Она должна была либо подчиниться Посольскому приказу и вести свои дела лишь от его имени, либо отделиться от него и даже ликвидировать его и встать на его место. Петр I пошел по менее радикальному пути: оставив за Посольским приказом ведение всех внутренних, хозяйственных и регионально-территориальных вопросов, касающихся Малороссии, Смоленщины и других имперских "молодых" территорий, он решил совершенно выделить актуальные внешнеполитические вопросы (Западная Европа, Прибалтика и Швеция, Турция, Польша) в ведение особого ведомства, назвав его Посольской канцелярией. При этом с 18 февраля 1700 г. и до июля 1709 г., т.е. до Полтавской битвы, происшедшей 27 июня - 8 июля 1709 г., новое внешнеполитиче­ское ведомство в официальных документах называлось Посольской походной Канцелярией, а с июля 1709 г. -просто Посольской Канцелярией, сохраняя это наименование вплоть до 15 декабря 1717г.

В период с 1710 г. по 1718 г. Посольская канцелярия получила не только фактически, но и формально значение главного органа внешних сношений России. Однако Посольский приказ продолжал также существовать и работать, как штат чиновников с номинальными руководителями формально до 15 декабря 1717 г., а фактически вплоть до 13 февраля 1720 г., когда все его дела окончательно были переданы и приняты в Коллегию иностранных дел. Вот почему в ряде документов указания на Посольский приказ продолжают встречаться вплоть до 1720г., наряду с указаниями на Посольскую канцелярию, как на ведомство внешних сношений.

Последняя не имела постоянного местопребывания, располагаясь не только в строящемся Петербурге, но и постоянно следуя за передвижением императора по России («Пребывает там, где его величество»)[7].

О структуре Посольской канцелярии как учреждения временного и переходного, да к тому же полуофициального сохранились крайне неясные сведения, поскольку нет документа о ее основании в виде Положения о По­сольской канцелярии. Вместе с тем известно, что она состояла из:

президента;

вице-президента;

четырех старых канцеляристов (начальников отделов);

семи молодых канцеляристов (их помощников).

Можно утверждать, что это учреждение было гибридом Посольского приказа и еще лишь намечаемых, планируемых Петром I Коллегий.


             §3.  Коллегия иностранных дел (15 декабря 1717г.-8 сентября 1802г.)

Руководство: 

Президент Коллегии - канцлер.

Вице-президент Коллегии - подканцлер (до 1725 г.), с 1725 г. - вице-канцлер.

Совет Коллегии - Коллежский совет:

1-й советник Коллегии;

2-й советник Коллегии;

асессор.

Канцелярия Коллегии в Петербурге (делилась на два департамента: Департамент по внешним сношениям и департамент счетных дел);

Московская контора Коллегии иностранных дел (до 4 ноября 1781г.);

Высшее управление Малороссией;

Управление делами калмыков и уральских казаков;

Экспедиция для управления гольштинскими – ангальтцербскими и эвернскими делами;

Контора по выдаче заграничных паспортов и видов для иностранцев на проживание в России;

Экспедиция для сношения с азиатскими народами;

Училище для обучения восточным языкам.

§4.   Министерство иностранных дел Российской империи (1802-1917гг.)


Образовано 8 сентября 1802 г. Ликвидировано 1 марта 1917г.

Создание МИД не отменило вовсе Коллегию иностран­ных дел, которая сохранялась внутри МИД со своим осо­бым главой - управляющим Коллегией еще в течение 30 лет. Однако уже в 1812 г, ее функции были изменены - она занималась исключительно вопросами дипломати­ческого церемониала - внешней, показной стороной дипслужбы, т.е. выполняла роль Протокольного управления МИД и одновременно министерства Двора.

Структура Министерства иностранных дел России фак­тически в течение всего XIX в. сохранялась стабильной, за исключением небольших частных изменений. В 1802 -1812 гг. руководство МИД было нечетким: в его дела вмешивался царь, функции министра и его зама не раз­граничивались, в период 1812-1816 гг. в МИД существова­ли параллельно три министра. Лишь с 1816 г. МИД обрел четкую структуру:

Глава МИД - министр иностранных дел в звании канцлера (высший государственный чин империи - 1-й класс), фактически второе после императора лицо в государственном управлении.

Заместитель, или помощник, министра - статс-секретарь МИД. С 1815 г. - два статс-секретаря МИД: 1-й по европейским делам, 2-й по азиатским делам. С 22 мая 1868 г. - товарищ министра иностранных дел.

Советники и чиновники особых поручений при министре и статс-секретарях (высший консультационно-исполнительный эшелон).

Совет при министре иностранных дел (с совещательными функциями).

Коллегия иностранных дел.

Центральные установления МИД, действующие в пределах империи:

Канцелярия МИД;

Департамент внутренних сношений (с 1898г. – 1-й Департамент);

Азиатский департамент. Создан в 1819г. (с 1898г. – 2-й Департамент);

Департамент хозяйственных и счетных дел (до 1869г.);

Личного состава и хозяйственных дел (с 1869г.).

В июле 1914г., накануне первой мировой войны, было утверждено новое «Положение о МИД», согласно которому департаменты внешних и внутренних сношений были реорганизованы и вместо них были созданы политиче­ские отделы МИД, основанные на строении по региональ­ному принципу, традиционному для русской внешнепо­литической службы:

1-й Политический отдел: Западная Европа, США, Канада и европейские колонии в Африке и Азии.

2-й Политический отдел: Турецкая империя и Балканские страны.

3-й Политический отдел: страны Ближнего и Среднего Востока и независимые страны Африки (Эфиопия).

4-й Политический отдел: страны Дальнего Востока (Япо­ния, Корея, Китай, Тибет, Монголия). Новая структура МИД совершенно недвусмысленно отражала чрезвычайно важное значение, которое внешняя политика России придавала двум регионам - Турции и Дальнему Востоку, особенно Японии и Китаю.

Политические отделы объединялись в Политический департамент.


§5.  МИД РОССИИ при Временном правительстве.

(1 марта 1917г. - 25 октября 1917г.)


В период от Февральской до Октябрьской револю­ции 1917г. центральный аппарат и заграничные установления МИД России практически не подверглись никаким струк­турным изменениям, кроме одного: возвращения в со­став МИД Экспедиции церемониальных дел (Протоколь­ного отдела) из ликвидированного в связи с ликвида­цией монархии Министерства Императорского Двора. Эта экспедиция вошла в состав Политического департа­мента.

Все другие изменения свелись к персональной замене министра, его товарищей (замов), царских послов и по­сланников (но не всех) при практически полном оставле­нии нетронутым центрального аппарата.

Глава III.   ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕДОМСТВА СССР и РФ.

§1. Народный комиссариат РСФСР по иностранным делам (НКИД) (1917-1922 гг.).


Образован Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917г. Начал функционировать фактически лишь с ноября (середины - конца) 1917 г. из-за не выхода на работу чиновников старого аппарата МИД России.

В течение ноября реорганизация аппарата НКИД была проведена Н.Г. Маркиным (1893-1918 гг.), матросом Балтфлота, членом РКП(б) с 1916 г., который как контролер НКИД взял на себя груз всей черновой работы по чистке и созданию режима нормальной работы НКИД, освободив Л.Д. Троцкого от этой трудной функции. Н.Г. Маркин провел и первое опубликование секретных (тайных) договоров царской России с Антантой.

Наряду с центральным аппаратом НКИД в Москве были открыты представительства уполномоченных НКИД в Петрограде, Архангельске, Ташкенте по поддержанию отношений с местными правительствами и зарубежными странами соответствующих регионов. Так, Петроград сносился с Финляндией и Эстонией, Архангельск - с Норвегией, Ташкент - с Бухарой, Хивой. В 1919 г. были открыты первые постпредства в Швейцарии и Германии, генконсульства в Берлине, Стокгольме, Вене, Иране, Афганистане, в 1920 г. в Турции, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии были открыты полпредства и торгпредства.



§2.  Народный комиссариат иностранных дел СССР (1923-1940 гг.)

(Наркоминдел СССР, НКИД СССР)


Был реорганизован из НКИД РСФСР 6 июля 1923 г. На IV сессии ЦИК СССР было утверждено Положение о НКИД СССР, заменившее прежнее Положение о НКИД союзных республик (12 ноября 1923 г.)[8].

Реорганизация НКИД РСФСР в НКИД СССР состояла не только в перестройке и расширении центрального аппарата в Москве, но и в том, что НКИД СССР с 6 июля 1923 г. брал в свое ведение руководство теми сношениями с зарубежными странами, с которыми устанавливали дипотношения союзные республики помимо РСФСР и с которыми эти республики вели дела до своего вступления в Союз ССР.

Так, УССР имела отношения с Польшей, Германией, Австрией, Италией, Чехословакией, Турцией; БССР - с Польшей, Германией; ЗСФСР - с Германией, Турцией, Ираном; Грузия - с Чехословакией.

Тем самым СССР еще до "эры признания" вступил в отношения с Германией, Польшей, Турцией, Чехослова­кией, Австрией, Италией, Ираном.

В 20-30-х гг., накануне второй мировой войны, НКИД СССР в основном сохранял вышеуказанную структуру, но в его крупных подразделениях - отделах - началось разукрупнение в связи с ростом объема работы, происхо­дившим вслед за полосой признания СССР в 1924 г.

К началу 1924 г. СССР имел дипломатические отношения с 10 государствами, с теми, с которыми непосредствен­но граничил: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Ираном, Монголией, Афганистаном, а из непограничных стран - с одной лишь Германией. За 1924 г. были установлены отношения с 12 государствами: Англией, Италией, Австрией, Швецией, Норвегией, Данией, Грецией, Францией в Европе, а из азиатских - с Китаем, Японией, Хиджазом (Аравией) и в Америке - с Мексикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты