Виды наказаний, связанных с ограничением свободы в российском законодательстве

В целом, лишение свободы остается одним из наиболее распространенных видов наказаний, причем не только в России и бывших республиках Советского Союза, но и в мире также. Тот вид наказания, ввиду его тяжести, должен назначаться лицам, которые представляют значительную угрозу для общества или исправление которых представляется невозможным без применения мер лишения свободы. Кроме лишения свободы на определенный судом срок, применяется также еще одно, очень суровое наказание, о котором речь пойдет ниже[15].

Пожизненное лишение свободы, будучи альтернативой смертной казни, может быть назначено за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Это наказание назначается в тех случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь (ст.57 УК РФ). Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также мужчинам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет или достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Назначение пожизненного лишения свободы является относительно новым для нашего законодательства, и было введено в 1992 году в порядке помилования при замене смертной казни. Отдельным видом наказания пожизненное лишение свободы стало после введения в действие Уголовного кодекса РФ 1997 года. Согласно ст.57 УК РФ, пожизненное лишение свободы назначается, когда суд сочтет возможным не применять к подсудимому смертную казнь, а применение наказания в виде лишения свободы на определенный срок представляется слишком мягким.

Законодатель сохраняет для лиц, которым назначен этот вид наказания, шанс выйти на свободу при условии исправления (если будет признано, что они не нуждаются в дальнейшем отбывании наказания) и отбытии не менее 25 лет лишения свободы.

Как показывает изучение практики, обстоятельствами, служащими основаниями к замене наказания в виде смертной казни на пожизненное лишение свободы, являются, в частности, отсутствие судимостей, молодой возраст, положительные характеристики, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, отсутствие отягчающих обстоятельств[16].

Содержание в дисциплинарной воинской части состоит в направлении осужденного военнослужащего в дисциплинарную воинскую часть, отличающуюся от других воинских частей специальным режимом содержания осужденных военнослужащих. Содержание осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части состоит в отбывании наказания в отдельных дисциплинарных батальонах или дисциплинарных ротах. В период содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат или матросов, носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия[17].

Содержание в дисциплинарной воинской части устанавливается только в качестве основного наказания. При назначении этого наказания в соответствии с санкцией за воинское преступление его срок устанавливается в пределах от трех месяцев до двух лет. А при замене лишения свободы, назначенного за иные преступления, содержанием в дисциплинарной воинской части его срок не может быть менее двух месяцев и более двух лет.

При совершении военнослужащими преступления против военной службы наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части назначается в том случае, если оно установлено санкцией за соответствующее воинское преступление, а также в соответствии со ст.64 УК.

Наказание в виде ограничения свободы предусмотрено в ст.44 УК РФ среди других видов наказания. Следует сразу отметить, что по сути дела под новым названием восстановлены ранее существовавшие правовые институты: условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. ст.24.2 и 53.2 УК РФ) [18].

Содержание наказания в виде ограничения свободы раскрыто в ст.53 УК РФ. Этот вид наказания может быть применен только к лицам, совершившим преступление и достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста.

Ограничение свободы назначается лицам, совершившим умышленные преступления и не имеющим судимости, на срок от одного года до трех лет. Лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - от одного года до пяти лет. Сроки наказания зависят от характера преступления и личности виновного. Согласно ч.3 ст.53 УК РФ при замене обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в соответствии со ст.47 УИК РФ в специальном учреждении, именуемом исправительным центром. Эти центры, согласно ч.5 ст.16 УИК РФ, входят в уголовно - исполнительную систему. В исправительных центрах осужденные отбывают наказание без изоляции от общества, но в условиях надзора за ними.

Ограничение свободы не назначается инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч.5 ст.53 УК РФ) [19].

Порядок исполнения (отбывания) ограничения свободы регламентируется уголовно - исполнительным законодательством РФ.

Как отмечено, место отбывания ограничения свободы - исправительный центр, который, как правило, находится в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденный проживал или был осужден. Осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного вида наказания, в соответствии с ч.2 ст.47 УИК РФ, могут быть направлены в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации.

Особое значение для практики исполнения ограничения свободы имеет ч.3 ст.47, где закреплено положение о том, что органы местного самоуправления обязаны содействовать органам, исполняющим наказание в виде ограничения свободы, в трудовом и бытовом устройстве осужденных, направленных для отбывания наказания.

Здесь же необходимо подчеркнуть, что ответственность за исполнение ограничения свободы законом возлагается на исправительные центры. Отсюда следуют функции координации, инициативы по поводу конкретных действий и мероприятий, взаимодействия исправительных центров и т.п. не только с органами местного самоуправления по вопросам трудового и бытового устройства, но и с иными субъектами, причастными к обеспечению правопорядка в местах нахождения исправительных центров и также заинтересованных в должном исполнении этого вида наказания.

Ограничение свободы применяется только как основное наказание (ч.1 ст.45 УК РФ). Орган местного самоуправления по представлению исправительного центра, согласованному с органом внутренних дел, определяет границы территории исправительного центра и устанавливает правила поведения на ней. В самих же исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка, утвержденные Минюстом России по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. В правилах акцент сделан на выполнении осужденными своих обязанностей. Ибо с момента совершения преступления и возникновения уголовной ответственности лицо, совершившее преступное действие (бездействие), претерпевает лишения личного и материального характера. Но это отнюдь не означает, что осужденный лишен всех прав, гарантированных Конституцией РФ гражданам России. Осужденные лишены свободы передвижения по своему усмотрению за пределами административного района места дислокации исправительного центра, они не могут выбирать место жительства и т.п. Но эти ограничения не означают полную изоляцию осужденного от общества[20].

Уголовно - исполнительное законодательство РФ регламентирует порядок направления осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания. В ст.48 УИК РФ предусмотрена возможность самостоятельного следования отдельных категорий осужденных к месту отбывания наказания.

Каждый осужденный, самостоятельно следующий в исправительный центр, должен иметь предписание о выезде к месту отбывания наказания. В этом документе указывается срок выезда, срок прибытия, маршрут следования до исправительного центра.

На основании ч.3 ст.48 УИК РФ осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена ограничением свободы, освобождаются из-под стражи и следуют в исправительный центр за счет государства самостоятельно. Администрация исправительного учреждения может разрешить осужденному краткосрочный выезд на срок до пяти суток без учета времени на дорогу.

Это время используется осужденным для поддержания социально полезных связей, прежде всего с семьей и родственниками, а также для подготовки к отбыванию наказания в исправительном центре УИС Минюста России. Если администрация исправительного учреждения такой отпуск после освобождения не предоставляла, то на основании п. "в" ст.50 УИК РФ администрация исправительного центра может разрешить выезд на срок до пяти суток за его пределы непосредственно после постановки осужденного на учет.

УИК РФ (ст.49) предусматривает исчисление срока ограничения свободы. При этом законодатель подчеркивает, что в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток. В то же время в срок ограничения свободы, исчисляемый со дня постановки осужденного на учет, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения и время следования под конвоем из исправительного учреждения в исправительный центр при замене неотбытой части лишения свободы ограничением свободы из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы.

Порядок отбывания ограничения свободы закреплен в ст.50 УИК РФ. Необходимо обратить внимание на то, что осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены более мягким видом наказания, и осужденные к ограничению свободы по приговору суда, как правило, не могут содержаться в одном исправительном центре[21]. Кроме того, согласно ч.5 ст.50 осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы и имеющие судимость, содержатся отдельно от иных осужденных; осужденные за преступление, совершенное в соучастии, отбывают наказание раздельно.

На основании ч.7 ст.50 осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Эти мероприятия имеют цель: обнаружить и изъять предметы и вещества, запрещенные к приобретению, хранению и использованию в исправительных центрах. В случае их обнаружения предусмотрена ответственность - вплоть до уголовной.

Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает материально-бытовое обеспечение осужденных. Статья 51 УИК РФ, в частности, предусматривает обеспечение осужденных к ограничению свободы необходимыми жилищно-бытовыми условиями. Важно подчеркнуть, что одежда, белье, обувь, питание оплачиваются осужденными за счет собственных средств, которые они зарабатывают на предприятиях и в организациях различных форм собственности (ч.1 ст.53).

Осужденным к ограничению свободы в соответствии с ч.6 ст.12 УИК гарантируется право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. Детально эти вопросы регламентируются ст.52 УИК, где говорится, в том числе, о том, что администрация исправительных центров несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты