Управление муниципальной собственностью

выявление бесхозяйных объектов муниципальной собственности;

ведение реестра муниципальной собственности;

проведение инвентаризации земель и создания электронной карты земель;

проведение технической инвентаризации имущества;

проведение работы с арендаторами объектов муниципальной собственности;

На выполнение этих задач, конечно нужны денежные средства, но если сейчас не изыскивать способы эффективного управления, то в дальнейшем может сложиться такая ситуация, что управлять будет нечем. Подробно, о том, какие проблемы препятствуют эффективному управлению в Октябрьском муниципальном районе в следующей главе.


Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью октябрьского муниципального района

3.1 Экономическая эффективность управления муниципальной собственностью

Чтобы оценить деятельность органов местного самоуправления с точки зрения её эффективности, необходимо рассмотреть показатели, характеризующие эту деятельность.

В данной работе возьмём данные об исполнении бюджета Октябрьского муниципального района, в котором отражен такой показатель, как неналоговые поступления в местный бюджет от использования и управления муниципальной собственностью.

В 2007 году от использования и распоряжения муниципальной собственностью в бюджет Октябрьского района поступило 8 017 588 рублей, что составило 11,05% от общей массы собственных доходов бюджета;

В 2008 году планировалось поступлений в доходную часть бюджета в размере 7 162 000 рублей, фактически поступило 8 456 778 рублей, что составило 10,3% от общей массы собственных доходов бюджета.

Таким образом, если сравнить два последних года, то в процентном отношении, прослеживается уменьшение неналоговых поступлений в бюджет.

Формирование доходной части районного бюджета от использования муниципального имущества в 2008 году происходило по следующим основным направлениям: доход от сдачи в аренду объектов муниципального жилого и нежилого фонда 716217 рублей; доход от сдачи в аренду земельных участков 7 149 664 рублей; доход от продажи имущества 590 897 рублей.

То есть 85% процентов доходов в бюджет по статье "Неналоговые доходы" поступает от сдачи в аренду земельных участков и 15% процентов - от сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда и продажи имущества[41]. Если обратится, к таблице прогнозного плана использования муниципальной собственности то можно сделать вывод, что доход от сдачи в аренду земельных участков получен только на 70%, а остальная сумма осталась не взысканной, в связи с неуплатой арендной платы недобросовестными арендаторами. За прошедший год осуществлялась деятельность по упорядочению договорных отношений с арендаторами земельных участков, но в то же время, не удалось существенно снизить величину недоимки по арендной плате, возможно, это связано с несовершенством Российского законодательства, которое не предоставляет достаточных рычагов воздействия на должников. За 2008 год было подано 8 исковых заявлений, на сумму 93500 рублей, фактически была погашенная задолженность в сумме 1900 рублей[42].

Всё это вполне можно оценить как не эффективное направление использования объектов муниципальной собственности района, поскольку, с одной стороны объекты муниципальной собственности находятся в экономическом обороте, а с другой муниципальный бюджет не дополучает определённый объём финансовых поступлений, при этом, как правило, ежегодных.

Обеспечение обозначенных поступлений - задача Управления имущественных отношений, строительства и ЖКХ администрации Октябрьского муниципального района. Далее рассмотрим проблемы, которые препятствую эффективному управлению, и предложим некоторые пути решения этих проблем.


3.2 Проблемы и некоторые решения в управлении муниципальной собственностью Октябрьского муниципального района


Сумма неналоговых поступлений от арендной платы на земельные участки, и действия Управления имущественных отношений строительства и ЖКХ администрации Октябрьского муниципального района по устранению задолженности по арендным платежам, свидетельствует о не эффективности использования земельных участков.

Для частичного решения данной проблемы можно предложить следующее:

провести полную инвентаризацию договоров аренды муниципального имущества, для выявления недобросовестных арендаторов, с последующим расторжением договоров аренды;

создание районной комиссии для проведения работы по взысканию задолженности арендной платы за землю и составлению исков в суд.

Другая проблема, которая существует в Октябрьском муниципальном районе - это низкий уровень доходов от использования объектов недвижимости нежилого фонда, это связано с тем что, его количество не велико, и те объекты, которые можно предложить в аренду требуют капитального ремонта. Для использования этих объектов с целью увеличения неналоговых поступлений в местный бюджет, можно привлечь арендаторов, предложив им следующую систему стимулов:

освобождение от арендной платы в объеме 10 - 30% от сметной стоимости произведенных работ;

увеличение срока действия договора аренды в зависимости от объема произведенных работ;

возможность возмещения произведенных затрат при расторжении договора аренды.

Освобождение от арендной платы на весь период ремонта (или весь объем сметной стоимости капитальных затрат) нецелесообразно: существенны потери бюджета, арендатор теряет стимул к сокращению затрат и сроков ремонта, сметная стоимость ремонта чаще всего не соответствует его рыночной стоимости.

Теперь несколько слов в пользу применения механизма аренды и в отношении движимого имущества. Большую часть своего движимого имущества передают в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям. Последние за его использование уплачивают налог на имущество, который распределяется поровну между местным бюджетом и бюджетом субъекта федерации. Если то же имущество, тем же предприятиям, по цене, равной налогу на имущество, передать в аренду, вся арендная плата станет достоянием местного бюджета.

Наряду с увеличением доходов, такой способ отношений с муниципальными предприятиями отводит от муниципального имущества угрозу ареста и распродажи за долги.

Кроме аренды, Гражданский Кодекс Российской Федерации предоставляет собственникам (в том числе и муниципалитетам) еще немало способов управления имуществом без его отчуждения. Очень интересные результаты дает передача имущества в доверительное управление коммерческим организациям.

Серьезные перспективы может открыть совсем не освоенный механизм коммерческой концессии. Но в связи с тем, что в Октябрьском районе отсутствует такой вид имущественного комплекса, который можно было бы предать в доверительное управление или по договору концессии, данные способы управления пока не применяются.

Конечно, кроме проблемы поступления арендной платы, есть еще немало проблем в сфере управления муниципальной собственностью, которые стоят перед органами местного самоуправления в Октябрьском районе.

И одна из них, это отсутствие в Октябрьском районе в данный момент унифицированной системы учета муниципального имущества, а вследствие этого нет точного представления объектов муниципальной собственности, а потому и недостаточная финансовая самостоятельность, так как невозможно точно оценить весь налоговый потенциал муниципального района.

Поскольку в данный момент в реестр муниципальной собственности в Октябрьском районе данные вносятся не с электронных носителей, а вручную, и этот процесс занимает большое количество времени и приводит к наличию ошибок, то можно сказать, что реестр муниципальной собственности не эффективен.

Такой реестр будет эффективен, только если будет создана специальная компьютерная база, которая будет унифицирована с программой учета основных фондов в муниципальных учреждениях и предприятиях с тем, чтобы данные учета могли заноситься в базу данных муниципалитета непосредственно с электронных носителей (что упрощает процедуру и уменьшает число ошибок). Желательно подключение систем учета всех муниципальных учреждений и предприятий к единой муниципальной информационной сети.

С помощью такой системы учета легко просчитываются объемы имущества (в стоимостном выражении) закрепленного в оперативное управление за учреждениями культуры или образования, доля муниципального имущественного комплекса, закрепленного в хозяйственном ведении, доля муниципального имущества, переданного юридическим и физическим лицам на условиях договоров аренды и т.д.

Все перечисленные возможности могут стать действительностью, после приобретения данного программного продукта, по предварительным расчетам она будет стоить не менее 400 000 рублей, конечно после приобретения проблема с электронным учетом не решится в один момент, но постепенное освоение новых технологий, приведет к положительным результатам.

Следующая проблема в Октябрьском районе - это наличие бесхозяйных объектов, которая возникла следующим образом:

При составлении перечня объектов подлежащих разграничению и передаче в муниципальную собственность не были учтены некоторые объекты, в результате эти объекты не вошли в состав имущества поселений и муниципального района, и как следствие этого не были прописаны в Законе Пермского края №3388-790 от 18.12.2006г. "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района", в результате появились бесхозяйные объекты недвижимости в Октябрьском районе.

В 2007г. были сформированы дополнительные списки объектов и были внесены изменения в Закон Пермского края, но и в настоящий момент проблема бесхозяйных объектов существует.

В Октябрьском районе бесхозяйные объекты недвижимости формируются по трем причинам:

1. Собственник объекта недвижимости неизвестен.

2. Собственник известен, но не имеет правоустанавливающих документов.

3. Ранее существовавшие колхозы на территории Октябрьского района передавали в собственность граждан паи земельных участков, но в настоящий момент бремя уплаты налога на имущество этим собственникам непосильно и они отказываются от права собственности на указанные паи.

Проблему бесхозяйных объектов недвижимости могла бы решить полная инвентаризация объектов Октябрьского района, которая подразумевает следующие действия:

1. установление собственника объекта недвижимости;

2. определение функционального разрешение использования объекта недвижимости;

3. независимая оценка объекта недвижимости;

4. установление технического состояния и его статуса, если это объект недвижимости жилого или нежилого фонда;

Но решение этой проблемы накладывается на следующую не решенную проблему, это отсутствие правоустанавливающих документов, как на бесхозяйные объекты, так и на объекты муниципальной собственности,

Из этой проблемы вытекает следующая задача - это проведение технической инвентаризация объектов недвижимости.

Суть этой проблемы в том, что на территории Октябрьского района действуют органы исполнительной власти федерального уровня и уровня субъекта РФ Пермский край - Управление Федеральной регистрационной службы, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому Краю и ОГУП "Центр технической инвентаризации".

Выполняя государственные функции эти организации, фактически монополизировали процесс оформления сделок с землей и недвижимостью.

Кроме этого, осуществляя взимание значительных финансовых средств с населения, данные структуры не заинтересованы в решении задач, стоящих перед органами местного самоуправления, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, они не несут ответственности за решение вопросов местного значения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты