Уголовная ответственность за организацию и участие в незаконном вооруженном формировании

Подавляющее большинство участников незаконных вооруженных формирований - лица мужского пола. В основном это молодые люди (средний возраст - 27,5 лет), с низким образовательным уровнем (во многих случаях отсутствует даже полное среднее образование), как правило, нигде не работающие. Соответственно, их участие в преступных структурах детерминировано желанием заработать деньги для себя и своей семьи; многие члены незаконных вооруженных формирований - это лица женатые и имеющие на иждивении детей. Еще один элемент социально-демографической характеристики участников незаконных вооруженных формирований - это национальность. Обратим внимание на тот факт, что в подавляющем большинстве случаев ими являются лица чеченской национальности.

В настоящее время для всей российской преступности характерно преобладание корыстной мотивации. Не является исключением и рассматриваемый вид преступности. Практика показывает, что члены незаконных вооруженных формирований - это, как правило, одновременно и участники преступлений террористического характера, каждое из которых хорошо оплачивается организаторами и руководителями. Это позволяет сделать вывод о преобладании корыстно-преступного типа личности преступника.

Между тем корыстные соображения лишь внешне выглядят единственными мотивами указанной категории преступников. Зачастую под ними, пусть и на бессознательном уровне, проявляются и другие, не менее сильные побуждения, что детерминирует осуществление тяжких и особо тяжких преступных посягательств.

Характеризуя личность преступника - участника незаконного вооруженного формирования, можно выделить и социально-деформированный тип. Он характеризуется резко отрицательным отношением к социально-политическому устройству современного российского общества и его институтам, устойчивостью и убежденностью в своих идеях, иногда доходящих до фанатизма.

Среди данной категории преступников встречаются лица с устойчивыми антисоциальными установками, уже имевшие криминальный опыт (ранее судимые, амнистированные).

Опыт контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе показал, что участникам незаконных вооруженных формирований свойственны такие криминологически значимые черты, как исключительная жестокость, доведенный до абсурда фанатизм, ненависть к своим врагам (иноверцам), пренебрежение всеми правовыми и социальными нормами (отсутствие страха перед наказанием, осознанное или бессознательное стремление к смерти). Так, по свидетельству командующего войсками Северо-Кавказского округа МВД РФ М.И. Лабунца, во время проведения крупномасштабной специальной операции в с. Комсомольское Урус-Мартановского района Чеченской Республики участники незаконного вооруженного формирования под руководством Руслана Гелаева оказывали ожесточенное сопротивление федеральным силам. С первых же дней войсковой операции по громкой связи, несколько раз в день боевикам предлагали сдаваться, но никто из них добровольно не сдавался. Тех же боевиков, которых захватили в плен, приходилось просто «выкуривать» из подвалов и других убежищ. Они предпринимали не менее 10 попыток прорваться из окружения, на одних только минных полях их полегло около 200 человек (всего в процессе данной антитеррористической операции было уничтожено более 1000 боевиков). Когда боевиков брали в плен, они до последнего сопротивлялись и кричали «Аллах акбар!»[13].

Женщин - участников, и тем более организаторов, незаконных вооруженных формирований - значительно меньше. Но функциональная значимость «представительниц слабого пола» довольно часто бывает нисколько не меньше, чем мужчин. Достаточно вспомнить хотя бы «черных вдов» (родственниц погибших боевиков, мстящих за смерть своих близких), о которых в последнее время нередко упоминается в средствах массовой информации. Основное их предназначение - стать шахидами, ценой собственной жизни совершить самоподрыв при акте терроризма.

Организаторы и руководители незаконных вооруженных формирований, как правило, - лица, более старшего по сравнению с другими участниками возраста. Большинство из них имеют высшее образование и в свое время проходили службу в органах внутренних дел, армии и даже были руководителями среднего и высшего звена[14]. За спиной многих - активное участие в боевых действиях, вооруженных конфликтах. Специфические мотивы и цели заставили многих лидеров незаконных вооруженных формирований (например, Шамиля Басаева) самостоятельно изучать теорию военного дела. Среди них много одиозных и даже харизматичных личностей. В силу своих внутренних способностей или возможностей своего статуса организатор оказывает определяющее воздействие на субъектов преступной деятельности, устанавливает общие внутригрупповые нормы поведения, создает условия обязательного подчинения групповой дисциплине и выполнения приказов, обеспечивает взаимную согласованность и целеустремленность действий участников при осуществлении преступных посягательств.

При определении мер по предупреждению организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем, в первую очередь, необходимо обратить внимание на важность комплексного подхода к решению проблем противодействия рассматриваемому виду преступности и другим преступлениям террористического характера и экстремистской направленности. Основу такого противодействия должна составлять активная и наступательная работа правоохранительных органов. Жизненно важно наносить удары по террористам первыми.

Работа правоохранительных органов должна стать более целенаправленной и скоординированной по следующим основным направлениям:

1. Перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей незаконных вооруженных формирований.

2. Проведение единой информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным течениям.

3. Создание сети информационных источников, обеспечивающих
получение достоверной информации о местонахождении и передвижении каждого лидера незаконных вооруженных формирований.

Нужно учитывать зависимость боевиков, участников незаконных вооруженных формирований от поддержки местного населения. В связи с этим одной из главных задач является нейтрализация психологического давления боевиков на местных жителей, завоевание со стороны последних одобрения действий федеральных сил, налаживание взаимоотношений с местными органами власти. Следует практиковать организованное участие при проведении операций по ликвидации незаконных вооруженных формирований отрядов ополчения из числа местного населения.

Должна быть развернута работа по нанесению морально-психологического урона членам террористических группировок, созданию в их среде панических настроений, подрыва авторитета их лидеров.

Специальной профилактической мерой по предупреждению рассматриваемого преступления является борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Очевидно, что возможность относительно легкого приобретения оружия в настоящее время выступает условием, детерминирующим совершение ряда тяжких преступлений, в том числе террористического характера и экстремистской направленности. К конкретным мероприятиям по борьбе с незаконным оборотом оружия могут быть отнесены: пресечение хищений оружия на военных складах, механических заводах и т. д.; ужесточение дисциплины в войсковых частях в связи с хранением огнестрельного оружия и боеприпасов к нему и др.

Как известно, среди участников незаконных вооруженных формирований, функционирующих в настоящий момент в Северо-Кавказском регионе, значительное число наемников, прибывших из других государств. Поэтому важнейшим направлением предупреждения организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем являются меры по противодействию незаконной миграции.

В свете рассматриваемых проблем нельзя не затронуть вопрос о противодействии распространению религиозного экстремизма и запрете деятельности экстремистских организаций. Ранее на примере распространения ваххабизма уже была обозначена опасность ситуации, когда фанатично настроенные субъекты, основываясь на вероучительных догмах, пытаются влиять на процесс общественного развития. Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные неверными, так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. При этом практика исламских радикалов заключается в активных действиях по выделению из состава Российской Федерации Северо-Кавказского региона и созданию в нем «эмиратов» в составе, так называемого, «Великого исламского халифата» любыми методами, в том числе и военными. В этом отношении необходимо вести решительную борьбу с проникновением в общество чуждых для большинства российских граждан, в том числе и мусульман, экстремистских религиозных вероучений. Наряду с этим нужно совершенствовать механизм по выявлению и запрету на территории Российской Федерации деятельности экстремистских и террористических организаций, что уже находит свое отражение в современной законодательной и правоприменительной практике. Это, действительно, приоритетная задача уголовной политики на современном этапе.


ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 208 УК РФ


2.1 Объект преступления (ст.208 УК РФ)


Объектом преступного деяния, описанного в ст. 208 УК, выступает общественная безопасность, т.е. безопасность неопределенно большого числа членов общества. Деяние это выражается в создании вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно в руководстве таким формированием (ч. 1 ст. 208 УК).

В русском языке применительно к содержанию указанного состава преступления под формированием, объединением, отрядом и дружиной понимаются вновь организованная воинская часть, организация (общество), специальная войсковая группа, ополченская воинская часть[15]. Исходя из смысла названий, использованных в диспозиции ч. 1 ст. 208 УК, придания законодателем словосочетанию "вооруженное формирование" обобщающего значения, можно заключить, что формирование (как и "иная группа") - это воинская часть или близкая к ней по своим основным параметрам (количеству членов, вооруженности, дисциплине и подготовленности к ведению боевых операций) вооруженная организация. К ним могут быть отнесены, в частности, разного толка социал - экстремистские отряды, вооруженные организации партий, общественных движений, коммерческих структур и т.д.

Формирование можно назвать как угодно (частью Вооруженных Сил России, пограничных или внутренних войск, отделом милиции, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Департамента налоговой полиции либо подразделением судебных приставов и т.д.), но если при этом нарушаются основы организации вооруженных формирований или кардинальные принципы их деятельности[16], считать таковое законным нельзя.

Так, по Закону от 25 декабря 1996 г. Президент Российской Федерации не только осуществляет руководство внутренними войсками, утверждает состав, численность и структуру внутренних войск, принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск, но и назначает военнослужащих внутренних войск на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, увольняет с военной службы высших офицеров (ст. 9 Закона). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий участвуют в рассмотрении предложений Министра внутренних дел России по формированию воинских частей, создают внутренним войскам условия для их деятельности в соответствии с законодательством, привлекают в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий с немедленным уведомлением об этом Министра внутренних дел Российской Федерации (ст. 12 Закона). Непосредственное руководство внутренними войсками осуществляет Министр внутренних дел России, отвечающий за правомерность выполнения возложенных на них задач (ст. 31 Закона), а управление - Главнокомандующий внутренними войсками (ст. 32 Закона).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты