Трастовые компании на финансовом рынке Украины

Особо следует отметить одну из разновидностей инвестиционного траста. Дело в том, что с 1992 г. в Украине постепенно (хотя довольно медленно и под сильным воздействием экономического «тормоза») развивается венчурный бизнес. Странное, мало кому знакомое словосочетание в переводе с английского обозначает получение прибыли от вложений в риско­ванное дело или начинание. Это альтернативный источник финансирования новых и перспективных про­ектов или даже целых сфер бизнеса. Так, несколько лет назад на Западе немалые средства вкладывались в развитие международной компьютерной сети Internet, а также и мобильную связь. Несколько десятков про­ектов было профинансировано и в Украине отечест­венным венчурным фондом «Украина». Особенность венчурного капитала состоит в направленности его только в частный сектор экономики.

Однако в последнее время «венчурная» волна силь­но спала, в том числе в Украине. Это связано прежде всего с огромным риском, ведь средства вкладывают­ся в проекты или начатые дела, а потому неизвестно, получит ли инвестируемый проект широкое распрост­ранение, будут ли пользоваться спросом результаты начинаний. К этому необходимо добавить экономиче­скую кому нашей страны, выбраться из которой для нее представляется крайне затруднительным из-за на­логовых стрессов.

Тем не менее владелец венчурного капитала может значительно снизить упомянутый риск, передав эти средства в доверительную собственность адвокатской компании, ведь кроме осуществления профессиональ­ного управления переданным имуществом такой дове­рительный собственник прощупывает почву, узнает перспективность и экономическую выгодность инвес­тируемого проекта (начатого дела). Такую возмож­ность адвокатская компания имеет благодаря ст. 6 За­кона об адвокатуре, согласно которой адвокат при осуществлении профессиональной деятельности впра­ве получать письменные заключения специалистов по вопросам, требующим специальных знаний. То есть адвокатская компания может заказать соответствую­щим лицам научную или научно-техническую экспер­тизу проекта (начатого дела), в который будет вкла­дываться доверительное имущество. Подобная экс­пертиза является деятельностью, цель которой - ис­следование, проверка, анализ и оценка научно-техни­ческого уровня объектов экспертизы и подготовка обоснованных выводов для принятия решений относи­тельно таких объектов (ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О научной   и   научно-технической   экспертизе»   от 10.02.95 г. №51/У5-ВР (Закон о научной экспертизе). Основными задачами такой деятельности являются объективное, комплексное исследование объектов экспертизы, проверка соответствия объектов экспер­тизы требованиям и нормам действующего законодательства, а также подготовка научно-обоснованных заключений (п. п. 2, 3 и 7 ст. 2 Закона о научной экс­пертизе). Экспертизу могут проводить:

§           органы исполнительной власти в пределах своей компетенции;

§           предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, временные творческие коллек­тивы, осуществляющие научную и научно-техничес­кую деятельность, специализированные экспертные организации;

§           отдельные эксперты, группы экспертов и эксперт­ные советы (ч. 6 ст. 4 Закона о научной экспертизе).

Положительное заключение эксперта дает повод надеяться на вложение адвокатской компанией трас­тового имущества в объект экспертизы с наимень­шим риском.

Основания для возникновения трастовых отношений

Что же является основанием для возникновения трастовых отношений между учредителем и адвокат­ской компанией? Или, иными словами, чем подтверж­даются полномочия последней как доверительного собственника?

Таким документом, казалось бы, могли служить: ад­вокатский договор (контракт) — для адвокатской ком­пании и генеральная (общая) доверенность на совер­шение различных юридически значимых действий в течение определенного времени - для адвоката как доверенного лица, оказывающего трастовые услуги от имени упомянутого объединения, членом или сотруд­ником которого он является.

Но ведь адвокатский договор (контракт) - это со­глашение, согласно с которым одна сторона - адво­катское объединение - принимает на себя поручение другой стороны - клиента (или его представителя) - о предоставлении клиенту юридической помощи обус­ловленного им вида в интересах клиента на условиях, предусмотренных соглашением, а другая сторона - клиент (или его представитель) - обязуется уплатить гонорар за действия адвоката по оказанию правовой помощи, а также в случае необходимости — фактиче­ские расходы, связанные с выполнением соглашения (ст. 4 Правил адвокатской этики, утвержденных Выс­шей квалификационной комиссией адвокатуры при КМУ 1.10.99 г.). Договоры же в соответствии с наци­ональным законодательством и обычаями делового оборота относятся к разряду конфиденциальной ин­формации. А соблюдение принципа конфиденциаль­ности, предусмотренного ч. 1 ст. 4 Закона об адвока­туре, суть необходимое и самое важное условие дове­рительных отношений между аднокатом и клиентом, без которых невозможно надлежащее оказание пра­вовой помощи (п. 1 ст. 9 Правил адвокатской этики).

Что же касается генеральной (общей) доверенности, заверенной нотариально или выдавшим ее юридичес­ким лицом (впрочем, это относится и к адвокатскому контракту), то она подтверждает лишь представитель­ские полномочия адвоката, которые, как было пока­зано выше, значительно уже полномочий доверитель­ного собственника.

В «классическом» трасте, являющемся в контексте действующего законодательства Украины более вы­годным для его сторон, роль правоустанавливающего документа, некоего «паспорта» адвокатской компа­нии как доверительного собственника, играет согла­шение, подписанное учредителем траста, и выражаю­щее его одностороннее волеизъявление.

Проект такого соглашения лучше всего разрабатывать самой адвокатской компании, поскольку оно должно учитывать специфику предоставляемых объе­динением услуг. В данном документе рекомендуется предусматривать следующие положения:

а)  вид «адвокатского» траста;

б) состав и стоимость передаваемого в доверитель­ную собственность имущества;

в)  лицо, являющееся бенефициарием;

г)  обязанности доверительного собственника;

д)  компенсация затрат, связанных с управлением трастовым имуществом;

е)  вознаграждение,   выплачиваемое   адвокатской компании за оказание ею трастовых услуг;

ж)  ответственность доверительного собственника за невыполнение или ненадлежащее выполнение им сво­их обязанностей (распоряжение трастовым имуществом в своих интересах вопреки воле учредителя либо интересам бенефициария, гибель имущества по вине доверительного собственника и т.д.).

Ответственность адвокатской компании устанавли­вается в пределах реальной стоимости переданного ей в доверительную собственность имущества, максимальный размер которого определяется самим объе­динением.

Полномочия же адвоката как доверенного лица, на­значаемого адвокатской компанией по своему усмот­рению или по выбору учредителя, подтверждаются доверенностью, выдаваемой ему объединением, чле­ном или сотрудником которого он является.

Оффшорный бизнес

Трастовые операции были и остаются важным компо­нентом оффшорного бизнеса, коль скоро учреждение, регистрация и обслуживание оффшорных компаний не возможны без доверительных отношений между реаль­ными владельцами и номинальными учредителями и ди­ректорами этих компаний. Не секрет, что вo многих оффшорных юрисдикциях с помощью трастовой декла­рации уже давно оформляют и регламентируют отноше­ния между реальными и номинальными директорами этих компаний. В последние годы четко проявились на­мерения местной администрации оффшорных центров закрепить регистрацию и обслуживание оффшорных компаний за местными трастовыми компаниями, что рез­ко расширяет сферу применения трастовых операций в оффшорном бизнесе. Самое же главное заключается в том, что многие оффшорные центры специальными зако­нодательными актами предоставили многочисленные льготы для международных трастов.

По законодательству международными трастами считаются соглашения между нерезидентами страны регистрации траста относительно распоряжения до­верительной собственностью нерезидентного проис­хождения в интересах нерезидентов страны регистра­ции международного траста.

Доверительная собственность международного траста в оффшорных центрах освобождена от уплаты всех ме­стных налогов. Срок действия международного трастового соглашения устанавливают практически сами участ­ники соглашения, и, например, для благотворительных фондов он достигает 100 лет. В местном регистре фикси­руется только факт заключения международного трасто­вого соглашения без упоминания заинтересованных лиц и конкретных деталей траста. Международный траст легко перерегистрировать в другой юрисдикции. Единст­венный налог - гербовый сбор за регистрацию междуна­родного трастового соглашения - составляет в разных юрисдикциях от $500 до $1000. Возможность вывода ак­тивов высокого налогообложения в одних странах в доверительное управление и распоряжение в «налоговых гаванях» через заключение международных трастовых соглашений стимулировала рост трастовых операций в оффшорных центрах.

Оффшорные трастовые операции широко осуществ­ляются в таких юрисдикциях, как о. Мэн, о. Гернси, о. Джерси, Багамы, Лихтенштейн, Бермуды, Каймановы острова, Гонконг, Гибралтар, Панама, Монако, Вануа­ту, Кипр и Мальта. В этих «налоговых гаванях» меж­дународные трасты регулируются специальными зако­нодательными актами, что повышает доверие учредите­лей международных трастов к этим центрам. Не менее важно и то, что в них работают высококвалифициро­ванные специалисты с солидной репутацией, которые за приличное вознаграждение выполняют функции до­веренных лиц международных трастов. Это важное преимущество, если учитывать, что успех любого трас­тового, а тем более международного соглашения во многом зависит от профессионализма и ответственнос­ти доверенных лиц. Их услуги оплачиваются по дого­воренности, и размер гонораров зависит от стоимости доверительной собственности и сложности выполняе­мых ими функций.

По сложившейся традиции и сегодня основными сфе­рами оффшорного бизнеса остаются банковские, страхо­вые, внешнеторговые и фрахтовые операции. Однако в последние годы оборот международных трастовых услуг растет быстро, поскольку во многих государствах нало­ги на имущество и прирост капитала остаются высокими, и многие состоятельные люди, отходя от личного учас­тия в формировании и управлении своими активами, предпочитают хранить их в «налоговых гаванях» под за­щитой международных трастовых соглашений.

Кроме того, впечатляющий разрыв в уровне налогооб­ложения между неоффшорными и оффшорными юрисдикциями стал основанием для концентрации инвестици­онных ресурсов именно в оффшорных центрах, специа­лизирующихся на международных трастовых операциях. Сегодня международный траст для украинских пред­принимателей, может быть, мало интересен, но завтра потребность в надежном, рациональном и дистанцион­ном управлении их активами за рубежом будет осознана со всей практической повелительностью. Толчком к это­му может послужить Указ Президента Украины №90/2000-рп и другие нормативные документы, прямо или опосредованно отягощающие участие офф­шорных компаний в приватизации и управлении (в т. ч. купли-продажи) какими-либо активами в Украине. Поэтому трастовая структура позволит сотрудничать с профессиональными структурами (финансовыми управляющими фондами, банками) и при этом учитывать интересы бенефициарных владельцев (см. схему).









Заключение

Траст — один из наиболее тонких и универсальных организационно-юридических инструментов управления. На трасте основаны некоторые важные инструменты корпоративного планирования и многие виды финансовых услуг. Трастовая компания может выступать акционером в холдинговых структурах.

С помощью правильно созданного траста бизнесмен может решить немало важных задач. Однако ошибки в построении трастовой структуры могут обойтись очень дорого.

С

реди украинских предпринимателей траст как инст­румент доверительных имущественных отношений котируется ниже некуда, и для такой оценки есть свои веские причины.

Между тем в рыночной экономике траст давно пользу­ется почетом и уважением деловых кругов.

Основные преимущества траста:

·         При корректном, заблаговременном планировании траст способен защитить переданное в него имущество, от обращения гражданско-правового или уголовно-исполнительного взыскания.

·         Траст позволяет решить задачу создания легальной схемы контроля над активами при сохранении конфиденциальности и отсутствии необходимости для российского гражданина лично выступать собственником, управляющим или бенефициаром активов.

·         Активы траста во многих центрах освобождены от уплаты местных налогов.

·         Активы передаются под профессиональное управление, что может повысить эффективность их использования.

·         Траст обеспечивает больше гибкости и конфиденциальности, чем завещание, позволяет сохранить контроль над активами и уверенность в наследовании их указанными им лицами в случае смерти или недееспособности.

В некоторых странах трастовые компании оказывают такой спектр финансовых услуг своим клиентам, что их вполне можно сравнивать с банковскими учреждениями. Например, они сами кредитуют под залог имущества, ведут реестр акционеров и владельцев облигаций, занимаются финансовым лизингом и т.д.

И в заключение...

Доверяйте свое имущество адвокатам! Это удобно, надежно, эффективно и выгодно!









 








Использованная литература:


1.        Владимир Гаркуша. Оптимизация налогообложения. Траст – это вполне серьезно! Финансовая консультация. 2000 - № 17-20. с. 38-39

2.        Адександр Шипка, Алексей Руденко, Наталья Черная, Наталья Крук. Трасты в Украине. Доверяйте адвокатам! Финансовая консультация. 2001 - № 18. с. 6-17

3.        Версаль Н. І. Фінансове посередництво в Україні? Теоретичні та практичні аспекти. Фінанси України. 2005 - №9. с. 99-108

4.        Одинцова Т.М. Аналіз діяльності фінансових посередників. Фінанси України. 2001 - №3. с. 86-98

5.        Арістова А.М. Аналіз діяльності небанківських фінансових установ. Фінанси України. 2004 - №12. с. 77-82

6.        Декрет Кабинета Министров Украины «О доверительных обществах» от 17.03.93 г. №23-93

7.        Положение о хол­динговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации, утвержденное Указом Президента Украины от 11.05.94 №224/94

8.        Положение о финансово-промышленных группах, утвержденное Указом Пре­зидента Украины от 27.01.95 №85/95























































































































































































































Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты