Суд присяжных: особенности судопроизводства

24 октября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Постановление «О концепции судебной реформы в РСФСР», в п. 3 которого отмечалось, что в качестве важнейшего направления судебной реформы в России следует рассматривать «признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом»[34].

16 июля 1993 г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»[35] возродил в России суд присяжных. Рассмотрение дел присяжными вводилось лишь в областных (краевых) судах, к подсудности которых по первой инстанции относятся дела о наиболее тяжких преступлениях (квалифицированные убийство и изнасилование, хищения в особо крупных размерах, преступления против безопасности государства и др.) и только в девяти регионах, которые выразили согласие на введение новой формы судопроизводства (Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской и Ростовской областях, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях)[36].

В Конституции РФ[37], принятой 12 декабря 1993 г., суду присяжных отведено место важнейшей гарантии прав и свобод человека, в том числе и права на жизнь, так как именно возможность выбора этой формы судопроизводства законодатель называет обязательным условием применения самой жесткой меры наказания - смертной казни. Так же как и ранее действовавшая конституционная норма, ст. 20 Конституции РФ[38] гарантирует право каждого обвиняемого на рассмотрение дела судом присяжных в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Подход Конституции РФ[39] к производству в суде присяжных как объекту права обвиняемого не мог не вызвать вопроса о конституционности положений федерального законодательства о постепенности введения этой формы судопроизводства.

В тех регионах, где суд присяжных не был введен, суды продолжали рассматривать дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в обычных составах, не предоставляя подсудимому права на рассмотрение дела в суде присяжных. Нередко такие разбирательства заканчивались вынесением смертных приговоров. Вскоре несколько осужденных к смертной казни, лишенных права на рассмотрение дела с участием присяжных, обратились в Конституционный Суд РФ с просьбой проверить конституционность Постановления Верховного Совета от 16 июля 1993 г.

С такой же просьбой обратился и Московский городской суд.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. прежде всего отметил, что «право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации[40], должно быть обеспечено на равных основаниях и в равной степени всем обвиняемым независимо от места совершения преступления, установленной федеральным законом территориальной и иной подсудности таких дел и прочих подобного рода обстоятельств»[41].

На этом основании Конституционный Суд постановил, что положение п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. далее не может служить основанием для отказа обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом установлено наказание в виде смертной казни, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей. В связи с этим Федеральному Собранию надлежит незамедлительно внести в законодательство изменения, обеспечивающие на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, возможность реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей[42].

Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[43] установил постепенное введение суда присяжных на всей территории России.

20 августа 2004 г. принят Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[44]. В нем указаны суды, рассматривающие дела с участием присяжных заседателей, и требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели, порядок и сроки исполнения гражданами обязанностей присяжных заседателей, гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей.

Таким образом, предоставленное Конституцией РФ[45] и законом право обвиняемым на рассмотрение их дел судом с участием присяжных заседателей явилось достаточно востребованным. В период действия вышеуказанного Закона в девяти регионах России более 30% обвиняемых воспользовались данным им правом.

Одной из проблем суда с участием присяжных заседателей явилось затянувшееся его поэтапное введение на всей территории Российской Федерации, что создавало конституционное неравенство граждан, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений против жизни, за которые возможно назначение исключительной меры наказания - смертной казни. Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-П признано недопустимым назначение наказания в виде смертной казни до введения соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом предусмотрена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом присяжных[46]. Одновременно было предложено Федеральному Собранию незамедлительно внести в законодательство соответствующие изменения.

Эти положения нашли отражение при принятии нового УПК РФ[47], с введением которого суд с участием присяжных заседателей должен был начать                                                                                                                      действовать на всей территории Российской Федерации с 1 января 2003 г. Однако Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[48] было установлено поэтапное введение в действие ч. 2 п. 2 ст. 30 УПК РФ[49] о рассмотрении уголовных дел судом в составе судьи и коллегии из 12 присяжных заседателей - с 1 января 2003 г. в перечисленных в этом Законе 70 регионах, с 1 июля 2003 г. - еще в 14 регионах, с 1 января 2004 г. - в 4 регионах и с 1 января 2007 г. в последнем регионе - в Чеченской Республике[50].

Редакция раздела ХII УПК РФ[51], определяющего особенности производства в суде с участием присяжных заседателей, составлена с учетом раздела Х УПК РСФСР[52], а также судебной практики[53].



1.2 Англо-американская модель судопроизводства в суде присяжных


Суды присяжных (jury) возникли в Англии в средние века. Позднее рецепция английских правовых институтов перенесла данную модель судопроизводства в Америку, где она приобрела определенные самобытные черты, отличающие ее от английского оригинала. Вместе с тем наличие множества сходных признаков, характерных как для английского, так и для американского судопроизводства, позволяет говорить о существовании англо-американской модели судопроизводства в суде присяжных.

Первоначально присяжными становились свидетели преступления, обычно соседи. К XV веку суды присяжных стали основной формой осуществления правосудия. В качестве присяжных стали приглашать посторонних людей, которые должны были принимать решения на основании показаний в суде, а не собственных наблюдений.

Суд состоит из двух коллегий: коронных судей и присяжных заседателей (от 6 до 12 человек). Согласно англосаксонской доктрине первые решают вопросы права, а вторые – вопросы факта[54].

Вопрос о количественном составе коллегии присяжных заседателей вызывает особый интерес применительно к тем системам уголовного процесса, где число «народных вершителей правосудия» отклоняется от традиционных 12.

В настоящее время в США такой количественный состав сохраняется для рассмотрения уголовных дел в федеральных судах, что является требованием Конституции.

Однако в судах штатов количество присяжных заседателей в каждом конкретном деле регулируется уголовно-процессуальным законодательством того или иного штата. Представляется, что основанием для уменьшения количественного состава жюри, рассматривающего уголовные дела в судах штатов, послужило решение, принятое по делу «Williams v. Florida» (1970), в котором Верховный суд США признал соответствующим конституции закон штата Флорида, предусматривающий состав коллегии из шести присяжных заседателей по делам о преступлениях, не наказуемых смертной казнью, заключив при этом, что состав жюри из двенадцати человек - это не более, чем «историческая случайность»[55].

Следует отметить, что анализ статистики выносимых судами штата Флорида вердиктов показал, что они в целом не отличаются от вердиктов, выносимых судами других штатов (в составе 12 присяжных).

Однако как показывают результаты некоторых социально-психологических исследований, маленькая группа более «эффективна» в вынесении как обвинительных, так и оправдательных вердиктов. Так, в США в 70-х гг. XX века Аланом Джелфаном и Гербертом Соломоном было проведено исследование, основанное на эмпирическом обобщении с использованием сложных моделей вероятности. Результаты исследования показали, что «сокращение количественного состава коллегии от 12 до 6 присяжных увеличивает вероятность того, что состав жюри «ошибочно» оправдает виновного, более чем вдвое: от 6,15% до 13,95%; вероятность осуждения невиновного также увеличивается почти наполовину: от 2,21% до 3,25%». Наоборот, коллегия, состоящая из двенадцати присяжных заседателей, действует менее решительно, затрачивает больше времени на принятие решения, так как часто колеблется даже в очевидных случаях[56].

Итак, в США коллегии присяжных заседателей в судах штатов различаются по количественному составу.

Так, в соответствии с Конституцией штата Висконсин, а также параграфом 972.02 Свода законов штата Висконсин дела как о тяжких, так и незначительных преступлениях рассматриваются коллегией из двенадцати присяжных заседателей[57].

Тот же количественный состав жюри предусмотрен в Правилах уголовного судопроизводства штата Теннесси (24е) и Правилах уголовного судопроизводства штата Вермонт (23в)[58].

Но в некоторых американских судах в составе коллегии может быть шесть или восемь человек. В уголовных судах штата Вайоминг, например, коллегию обычно образуют шесть присяжных заседателей. По данным 1996 года, в 33 штатах коллегии численностью менее 12 присяжных заседателей рассматривали некоторые категории уголовных дел[59].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты