С учетом функциональной роли юридических норм в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия. Соответственно под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и многоотраслевое значение (например, нормы, выраженные в ст. 46, 47, 48, 51, 53, 54, 123 Конституции Российской Федерации — для соответствующих институтов гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права).
Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права.
Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а вторые — «как?». Процессуальные правовые нормы — правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.
По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.
Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов:
1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;
2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;
3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;
4) рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения.
Императивные нормы — категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.
Диспозитивные нормы свойственны многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере они присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.
Поощрительные нормы — это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов. Субъекты-адресаты рекомендательных норм разнообразны, но согласно сложившейся практике российского права главным образом ими являются колхозы, другие кооперативные организации и государственные предприятия.
По субъекту правотворчества, т.е. в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.
По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.
Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, все конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Нормы ограниченного действия — это предписания, пределы приложения которых определяются пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся: нормы республиканского, краевого, областного, окружного значения; нормы, адресованные специальным субъектам (работникам определенных министерств и ведомств, работникам с определенными условиями труда); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, обстановка военного времени, стихийное бедствие и т.п.).
Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.
Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления правовых норм. Однако следует иметь в виду, что при всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.
Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества[7].
3.1 Классификация международных правовых норм
Правовая система России является подсистемой для международно-правовой системы права, поэтому в данной работе будет интересным уделить внимание также нормам международного права. Статьёй 15 Конституции Российской Федерации установлено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Международно-правовая норма[8] — это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, регулирующее межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемое юридическим механизмом охраны. Под формальной определенностью понимается отличительная черта международно-правовых норм, состоящая в особой четкости и определенности, в точности понятий и конструкций.
В своей совокупности международно-правовые нормы являются моделью международной системы. Юридическая функция норм заключается в нормативном регулировании отношений между субъектами международного права.
Как считают многие авторы, международно-правовая норма должна отвечать следующим требованиям: 1) регулировать отношения между субъектами международного права; 2) быть обязательной для субъектов этого права; 3) носить общий характер. Первое требование является общим для всех, а не только для правовых международных норм. Во втором - под обязательностью следует понимать юридическую силу, поскольку собственной обязательной силой обладают и неправовые нормы. Третье требование означает, что норма должна быть рассчитана на неопределенное число случаев, а не представлять собой индивидуальное решение. Усложнение выполняемых международным правом функций предопределяет растущее многообразие нормативного инструментария.
Классификации норм международного права весьма сложна и многопланова. Существует множество критериев, на основании которых такая классификация может быть осуществлена. Поэтому, взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно рассмотреть следующую общую классификацию норм международного права:
1)по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;
2)по юридической силе - императивные и диспозитивные;
3)по функциям в механизме международно-правового регулирования -материальные и процессуальные;
4)по способу создания и форме существования, т.е. по источнику -
обычные, договорные.
Универсальные нормы являются нормами общего международного права, обязательными для всех его субъектов. В национальном законодательстве они обычно именуются общепризнанными нормами международного права.
Универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт более развитых региональных систем и универсальной системы в целом. Существование региона выводится из обстоятельств, среди которых на первом месте стоят соглашения, заключенные образующими регион государствами. К этому добавляется, что регионы создаются государствами, объединяемыми прежде всего общими интересами, а также национальной общностью и общностью учреждений.
Доктрине и практике известна также категория партикулярных, локальных норм, под которыми понимаются международно-правовые нормы, имеющие более ограниченную сферу действия, чем универсальные.
Источником локальной международно-правовой нормы являются, как правило, двусторонние, трехсторонние и другие групповые, региональные договоры.
Одна из характерных черт современного международного права заключается в наличии в нем довольно крупного массива императивных норм, которые наделены особой юридической силой. Эти нормы определяют главные цели и основное содержание международного права, а также характер его функционирования. Императивная норма создается так же, как и иные нормы универсального международного права, т.е. путем общего согласия государств. Однако это согласие обладает спецификой. Оно касается не только содержания нормы, но и придания ей императивной силы. Последняя заключается в недопустимости отклонения от нормы даже путем двусторонних, групповых или многосторонних договоров. Противоречащий ей договор будет недействительным с самого начала. Вновь возникающая императивная норма делает недействительными противоречащие ей договоры. Первостепенную роль в создании императивных норм призваны играть общие многосторонние договоры. Однако заключение общих многосторонних договоров и особенно обеспечение их широкого принятия оказались сложным делом. Поэтому практика избрала иной путь особенно при формировании императивных норм общего характера. Сначала они облекаются в форму политических актов (резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и международных совещаний), что обеспечивает им четкость содержания, а в дальнейшем они получают признание в качестве правовых норм. Такой метод облегчает принятие новых норм, дает возможность проверить их в действии, постепенно внедрить в практику, соответствующим образом подготовить международно-правовое сознание. В этом заключена одна из причин того, что основной формой существования императивных норм является обычай. Другая, надо полагать, главная причина того, что основной формой существования императивных норм служит обычай, заключается в том, что эти нормы закрепляют исторически достигнутый уровень цивилизованности и демократии международного сообщества и потому прекращение действия содержащего их договора не может вести к их отмене, даже если речь идет об Уставе ООН.