Статус президента Приднестровской Молдавской Республики

Решение об отрешении Президента Приднестровской Молдавской Республики от должности принимает Верховный Совет. Однако отрешение Президента от должности на основании предъявленного обвинения не означает привлечения его к уголовной ответственности.

Нельзя не заметить, что процедура отрешения Президента Приднестровской Молдавской Республики от должности весьма своеобразна и достаточно сложна. Существуют даже предположения, что Президента в рамках имеющейся на сегодняшний день процедуры вообще невозможно отрешить от должности. Таким образом, эта сложность не позволяет парламенту превратить ее в орудие политической борьбы и угрожать Президенту отстранением от должности по чисто политическим мотивам.

По классификации, принятой в науке конституционного права, в Приднестровской Молдавской Республики существует модель

Таким образом получается, что итак не самая удачная модель президентской республики, сложившись в Приднестровской Молдавской Республики с учетом собственной специфики страны, говорит о том, что прерогативы основных институтов государственной власти в ПМР до сих пор не сбалансированы. И это накладывает отпечаток на всю публичную жизнь страны, поскольку предопределяет существо политической системы, а последняя непосредственно влияет как на векторы развития, так и на качество отношений.

Сконструированная на основе Конституции 1995 года политическая система именно в силу не до конца сбалансированных полномочий между институтами власти объективно ведет к тенденции безоппонентного режима.

Как видится, не одна лишь Конституция «виновата» в складывающейся ситуации. Здесь действуют разнообразные факторы: идейная недосказанность на старте приднестровских преобразований, обусловившая мировоззренческую «кашу»; патерналистские стереотипы; отсутствие системного реформирования государственного аппарата; несправедливость распределения национального богатства; разочарование в новых институтах, с которыми большая часть общества связывает все негативные проявления жизни, и многое другое. Но роль Конституции как раз и должна заключаться в минимизации негативных факторов, сопутствующих переходному периоду. Прежде всего, она должна содействовать созданию системы публичной политической конкуренции. А вот этот-то потенциал в ней, как оказалось, не заложен.

Длительное время считалось, что приднестровская Конституция не мешает созданию конкурентной политической среды. Однако в реальности в ней есть такие положения, которые препятствуют созданию системы «качающегося маятника» (оппозиционная сила становится правящей и наоборот, но при этом не меняется политический режим). В числе таких положений следует отметить: ничем не обусловленное право Президента отправлять Кабинет министров в отставку; определение главой государства основных направлений внутренней и внешней политики; возможность отмены им постановлений и распоряжений Кабинета министров в случае их противоречия Указам Президента.

Фактически на сегодняшний день сложился так называемый институт президента - «хозяина», «гаранта», поскольку Кабинет министров, как таковой, самостоятельностью не обладает. Причем, наличие такого института обоснованно, но при соблюдении определенных условий. Так, зона политической ответственности президента может находиться только в области сохранения и укрепления основ государственности в рамках конституционного строя, ответственного лидерства в чрезвычайных ситуациях, разрешения конституционных тупиков, политический арбитраж.

Для этой роли не стоит «скупиться» на предоставление полномочий президенту и только в этой роли может быть оправдана беспартийность главы государства. Иными словами, если сохранять президентскую модель, то придется более сбалансировано определить функции и полномочия институтов власти.

 

2.3 Военные полномочия Президента ПМР


Как указывалось в 2 ст. 70, Президент в установленном Конституцией ПМР порядке принимает меры по охране суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, ее независимости и государственной целостности. В этом ему помогает Совет Обороны, который он формирует и возглавляет. Статус Совета Обороны определяется законом. В настоящее время действует закон «О безопасности» от 22 октября 1992 года № СЗМЗ 92-4, согласно которому этот орган осуществляет подготовку решений в области обеспечения безопасности. Решения Совета Обороны оформляются указами Президента.

Совет Обороны рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Приднестровской Молдавской Республики в данной области, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. В состав Совета входят персонально Министр обороны, Министр внутренних дел, Министр юстиции, Председатели палат

Федерального Собрания, а также другие лица, непосредственно обеспечивающие безопасность нашего государства.

Президент самостоятельно назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики. Это его право вытекает из того, что в силу ч. 1 ст. 71 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Приднестровской Молдавской Республики, где, как и во всех армиях мира, действует принцип единоначалия. Соединение полномочий президента и верховного главнокомандующего традиционно для многих стран. В мирное время глава государства обычно осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами, в чрезвычайных обстоятельствах - он может принять на себя непосредственное управление вооруженными силами.

Президент ПМР утверждает Военную доктрину Приднестровской Молдавской Республики.[11]

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Указом Президента ПМР «Об утверждении Военной доктрины ПМР» приняты Основные положения Военной доктрины Приднестровской Молдавской Республики. Этот документ содержит военно- политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Приднестровской Молдавской Республики. Основные положения Военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Приднестровской Молдавской Республики.

Непосредственно из конституционных норм вытекают полномочия Президента определять основные направления военной политики, вести переговоры и подписывать международные договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Более конкретно полномочия Президента определены в законе № 315-3 от 10 июля 2000г. "Об обороне". Президент Приднестровской Молдавской Республики, являясь главой государства и исполнительной власти, Главнокомандующим Вооруженными силами, принимает меры по охране суверенитета, независимости, государственной целостности Приднестровской Молдавской Республики и укреплению ее обороноспособности.

Президент Приднестровской Молдавской Республики:

а) определяет основные направления военной политики, разрабатывает концепцию национальной безопасности, военную доктрину Приднестровской Молдавской Республики и представляет их на утверждение Верховному Совету;

б)       осуществляет руководство Вооруженными силами, другими войсками, формированиями и органами;

в)       в случаях агрессии или ее непосредственной угрозы против Приднестровской Молдавской Республики, возникновения вооруженного конфликта, направленного против Приднестровской Молдавской Республики, вводит на всей территории Приднестровской Молдавской Республики или на ее части военное положение, объявляет общую или частичную мобилизацию, с незамедлительным сообщением об этом Верховному Совету, отдает приказ Главнокомандующего Вооруженными силами о ведении военных действий;

г)       вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с конституционным законом о военном положении;

д)       принимает в соответствии с законами Приднестровской Молдавской Республики решение о привлечении Вооруженных сил, других войск, формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их назначению;

е)       утверждает:

-                      планы строительства и развития Вооруженных сил и других войск, формирований и органов;

-                      План применения Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики;

Мобилизационный план Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики;

-                      Мобилизационный план Приднестровской Молдавской Республики;

-                      план перевода (мобилизационный план) на работу в условиях военного времени органов государственной власти и управления, местного самоуправления;

-                      план перевода (мобилизационный план) на работу в условиях военного времени экономики Приднестровской Молдавской Республики;

-                      планы создания запасов материальных средств государственного и мобилизационного резервов;

-                      государственную программу оперативного оборудования территории

Приднестровской Молдавской Республики в целях обороны;

-                      планы гражданской и территориальной обороны;

-                      государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

ж)      утверждает структуру и состав Вооруженных сил, других войск и формирований до отдельной части включительно, а также органов, их штатную численность;[12]

з)       утверждает единый перечень воинских и начальствующих должностей в Вооруженных силах, других войсках, формированиях и органах, подлежащих замещению высшими офицерами, устанавливает в Вооруженных силах, других войсках, формированиях и органах общее количество должностей, подлежащих замещению военнослужащими в звании полковника, присваивает высшие воинские и специальные звания, назначает военнослужащих и лиц начальствующего состава на должности, для которых штатом предусмотрены воинские или специальные звания высших офицеров, а также командиров соединений, освобождает их от воинских и начальствующих должностей, увольняет с военной и иной службы военнослужащих и лиц начальствующего состава, имеющих воинские и специальные звания высших офицеров;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты