Социальная работа с лицами, отбывающими наказание

Другие университеты тоже включаются в эксперимент с высшим образованием. Например, в 2000 году Самарский филиал Современного гуманитарного института (СФГСИ) приступил к реализации уникального проекта, на основе долгосрочных договорных отношений вуза и тюрьмы, «Через дистанционное образование - борьба с криминализацией общества и движение к цивилизованному рынку труда без дополнительного бюджетного финансирования».[6,21] Студентами могут стать только те, кто преступил Закон впервые. Оплата за обучение невысокая. Обучение в гуманитарном институте проводится в очно-заочной форме по новейшим дистанционным технологиям, которые предусматривают самостоятельную активность студента. Результаты психологического тестирования показывают, что благодаря применению дистанционной технологии образования у них развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается уровень их интеллекта. Развитие таких качеств у заключенных имеет большое значение для становления их личности, характера. Ведь, как правило, основной контингент обитателей колонии -люди, не имеющие четкой социальной идентификации, и это во многом стало причиной их агрессивной настроенности по отношению к социуму, их неспособности вести нормальную жизнь, соблюдая законы и нормы цивилизованного общества. Преподаватели отмечают у заключенных энтузиазм, восприимчивость, прилежание, стремление проявить творческую активность. Они уже не мыслят себя только преступниками. Уже сейчас эти студенты имеют четкую мотивацию, в чем значительно выигрывают по сравнению со своими «свободными» сверстниками.

В перспективе, совместно с ГУИН и областным департаментом занятости филиал института планирует создать производственно-консалтинговые инкубаторы для дипломированных освобожденных, чтобы дать им навыки работы по специальности, способствовать профессиональной и социальной адаптации. Служба занятости готова помочь освобожденным из мест лишения свободы с дипломами в адаптации вместе с ГУИН (государственное управление исполнения наказаний) и СГИ: планируется предоставить выпускникам возможность организовать в колонии свое предприятие.

Пока эксперименты с высшим образованием для осужденных можно назвать незаконными, в том смысле, что они не разрешены, но и не запрещены. Никаких инструкций на этот счет нет. Но в концепции реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции уже есть несколько пунктов, касающихся высшего образования. Желающих учиться много, и в ГУИНе уверены: среди образованных осужденных будет гораздо меньше желающих вернуться в тюрьму.

Реформирование уголовно-исправительной системы осуществляется с целью гуманизации содержания осужденных, усиления защиты их прав и законных интересов. Эта система причастна к социально-трудовой адаптации освобожденных из мест лишения свободы, так как дезадаптация возникает вследствие пребывания осужденного в ее учреждениях. Только этой системе доступно повлиять на сохранение должного здоровья и профессионального статуса работника из числа осужденных, и тем самым сохранить необходимый потенциал для последующей после освобождения социально-трудовой адаптации. Органы и учреждения службы занятости решают проблему трудоустройства бывшего осужденного, основываясь на том потенциале, с которым он вышел из мест лишения свободы.

Очевидна взаимная заинтересованность этих двух систем в результатах деятельности друг друга. Позитивные результаты их совместной деятельности благоприятно сказываются на социальном благополучии как самого бывшего заключенного, так и общества. Серьезные усилия необходимо сосредоточить на совершенствовании, механизма взаимодействия учреждений УИС и федеральной службы занятости.

Основой механизма взаимодействия должна стать индивидуальная программа социально-трудовой адаптации осужденного, которая включала бы два раздела - меры до освобождения и после освобождения. Индивидуальные программы, разрабатываемые совместно службой занятости, осужденными и администрацией исправительного учреждения включают: реабилитационно-экспертную диагностику, оценку адаптационного потенциала, адаптационный прогноз и определение мероприятий, позволяющих осужденному поддерживать имеющийся социально-трудовой статус и повысить адаптационный потенциал, профессиональный статус до освобождения и мероприятия, необходимые для его социализации после освобождения, в том числе по трудовому устройству.

Механизм взаимодействия должен базироваться на следующих положениях [57,29]:

1. индивидуальный подход на основе индивидуальных программ реабилитации, включая меры медицинского и психологического характера до и после освобождения осужденного;

2. строго добровольное осуществление этих мер, начиная с момента изменения вида исправительного учреждения (для колоний- поселений — с момента поступления), но не менее чем за 6 — 12 месяцев;

3. подключение службы занятости до истечения срока лишения свободы (экспертиза профессиональных возможностей, профессиональная ориентация, профессиональное обучение профподготовка, собственные и совместные с исправительным учреждением учебные и рабочие места и т.д.);

4. совместное перспективное целевое планирование через региональные программы по организации занятости (для определения порядка финансирования) на основе индивидуальных программ.

Многое из того, что здесь перечислено уже делается в Курганской области и довольно таки успешно.

Порядок оказания помощи освобождаемым из мест лишения свободы определен уголовно- исполнительным законодательством.

Межведомственный нормативный акт - совместное указание Министерства внутренних дел и Федеральной службы занятости России, принятый 28 сентября 1992 года обязывает администрацию исправительного учреждения за шесть месяцев до освобождения осужденного начинать работу по трудовому и бытовому устройству освобождающихся. На основании письменного заявления осужденного администрация ИТУ направляет запрос в органы местного самоуправления и Федеральную службу занятости с целью подыскания жилья и работы. По получения запроса ФСЗ вводит информацию в специализированный банк данных для осуществления контроля и проведения подготовительной работы, которая заключается: в подборе приемлемых вакансий с учетом возраста, состояния здоровья, уровня квалификации и т.д.; выяснения наличия квотированных рабочих мест; возможности получить профподготовку; при необходимости, следует рассмотреть возможность трудоустройства с предоставлением жилья. В 10-тидневный срок ФСЗ уведомляет администрацию ИТУ о содействии в трудоустройстве освобождающегося гражданина. [46,5]

Особенно важна психологическая и организационная подготовка к трудовой деятельности после освобождения осужденных молодежного возраста. Правильный выбор молодыми людьми профессии и вида трудовой деятельности во многом предопределяет успешность их адаптации. В 1999-2000 г.г. из более 2 тыс. молодых людей Курганской области, готовящихся к освобождению, почти 40% не имели профессии (специальности).[40]

Эти данные говорят о необходимости проведения упреждающей профориентационной работы с освобождающимися. Примером может быть проведение занятий с осужденными. Служба занятости Курганской области в этом направлении применяет разнообразные формы индивидуальной и массовой работы: «Дни службы занятости», групповые и индивидуальные консультации, «Клуб ищущих работу», курсы «Новый старт», «Школы готовящихся к освобождению». Задачами этих занятий является дать осужденным анализ состояния современного рынка труда, предложить имеющиеся вакансии, раскрыть возможности службы занятости, рекомендации по первоначальному поиску работы, обучить элементам самопрезентации, т.е. навыкам самостоятельного поиска работы и т.д.

В 2008 году на основании решения координационного комитета содействия занятости населения от 29.05.2008 г. проводился эксперимент по опережающему профессиональному обучению в исправительных учреждениях Курганской области. Обучение проводилось с целью повышение конкурентоспособности освобожденных граждан на рынке труда. В эксперименте приняли участие службы занятости различных городов. Участниками данной программы были Департамент ФСЗН, Главное управление профессионального образования и науки администрации области и Главное управление исполнения наказаний Минюста РФ. Финансирование обучения осуществлялось на паритетной основе службой занятости и Главным управлением профессионального образования и науки. Исправительное учреждение за 6 месяцев, предшествующих освобождению, выясняло, кто нуждается в профессиональном обучении. Учащимися были молодежь, готовящаяся к освобождению, не имеющая специальности, избравшая после освобождения местом постоянного проживания Курганскую область. Обучение проводилось непосредственно на базе учреждения профессионального образования при исправительном учреждении по специальностям, которые пользуются спросом на рынке труда. Такими специальностями являются: электромонтер, электросварщик, токарь, швея, столяр, слесарь, станочник, газоэлектросварщик. В ходе эксперимента профессии получили 238 граждан, готовящихся к освобождению. Помимо обучения службами занятости на местах была проделана дополнительная работа по трудоустройству уже освобожденных выпускников. Например, в г. Копейске из 38 осужденных, освободившихся, прошедших обучение, 22 человека уже трудоустроены. [40]

Данный прогноз позволяет заранее планировать деятельность по подготовке различных учреждений области к приему данной категории граждан.

Примером подготовки к свободе может быть эксперимент, который вот уже год проводится в исправительных колониях строгого режима и общего режима Саратовской области. Здесь созданы специальные отряды по подготовке осужденных к жизни на свободе. В отряд реабилитации осужденный переводится тогда, когда до окончания срока отбытия наказания остается полгода. Начальник отряда, психолог и инспектор по трудовому и бытовому устройству — это основные люди, которые с ним работают.

Несмотря на то, что в экспериментальном отряде действует такой же порядок, что и в колонии, все-таки послаблений достаточно: смотреть телевизор по выходным можно чуть дольше обычного, в некоторых помещения разрешается носить гражданскую форму (спортивные костюмы, кроссовки). Подопечных могут возить по городу, чтобы они смотрели по сторонам, привыкали к жизни людей на гражданке и впоследствии не пугались свободы. В экспериментальный отряд часто приглашают артистов театров, эстрады, устраивают «круглые столы» с интересными людьми. Все это благотворно влияет на психику человека за колючей проволокой. В экспериментальном отряде колонии общего режима заключенных даже вывозят за территорию зоны на сельскохозяйственные работы. Саратовский эксперимент актуален тем, что пытается безболезненно осуществить переход человека из условий несвободы в гражданскую жизнь. [43,2]

Конечно, идеальной ситуацией могла бы быть та, когда в целях успешной социальной адаптации освобождающиеся могут быть за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождены из-под стражи. В этом случае им разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительного учреждения за пределами исправительной колонии. Они могут содержаться в общежитии, расположенном за пределами колонии совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Это создаст возможность существенно уменьшить правоограничения и предоставить им ряд прав, которыми не пользуются другие осужденные того же вида режима. Такие лица с разрешения администрации могут посещать те предприятия, где они предполагают работать после освобождения, иметь больше встреч с семьей, купить вещи, необходимые после освобождения, лично решать вопросы трудового, бытового, жилищного устройства, посетить центр занятости. Полусвободный режим позволит им привыкнуть к жизни среди свободных людей, что особенно важно для тех, кто отбыл длительные сроки лишения свободы. [63.441] Необходимо отметить, что в существующем Уголовно-исполнительном кодексе есть статья 97, которая закрепляет право осужденных на краткосрочный отпуск (до 7-ми суток без дороги) для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения. К сожалению, эта статья не действует. Реализация всех этих предложений крайне затруднительна поскольку это требует значительных финансовых затрат, которых у исправительных учреждений сегодня нет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты