Ретроспективный взгляд на Сталинскую Конституцию

Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР, избираемый ее населением на 4 года. Он является единственным органом законодательной власти на своем уровне, осуществляет и ряд руководящих полномочий.

Таким образом, по Конституции СССР 1936 г. ни один другой орган, кроме Верховных Советов всех уровней, не имеет законодательных прав. Некоторые могут издавать указы, содержащие новые правовые нормы и даже вносить изменения в действующие законы, но без утверждения на сессии Верховного Совета они не будут иметь силу закона. В частности Президиум Верховного Совета СССР, который состоит из председателя, 11 его заместителей по числу союзных республик, секретаря и 24 членов, является скорее органом исполнительной власти, выполняющим организационные функции. Его полномочия прописаны в ст. 49. Он имеет право издавать указы, содержащие правовые нормы, но не законы. Если указ направлен на изменение закона, то он должен быть утвержден Верховным Советом.[24] Президиум в своей деятельности подотчетен Верховному Совету СССР, но сохраняет свои полномочия даже после его роспуска, до избрания нового Верховного Совета для его созыва.

Исполнительная власть в СССР в соответствии со статьями 56 и 64 Основного закона принадлежит непосредственно Правительству СССР в лице Совета Народных Комиссаров СССР, которое образуется Верховным Советом СССР. Этот орган имеет высшие исполнительные полномочия, как, например, руководство отраслями государственного управления (ст. 72), непосредственно осуществляет исполнение Конституции на всей территории государства. Правительство возглавляет Председатель Совета Народных СССР. СНК СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен. Его важнейшие функции включают осуществление общего руководства в области сношений с иностранными государствами, объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских Народных комиссариатов СССР и др. Его постановления и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории СССР. Правительство имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров Союзных республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР. Общесоюзные Народные Комиссариаты могут заниматься как непосредственным управлением определенной отраслью народного хозяйства, так и передавать часть полномочий назначаемым ими органам.

Все Народные Комиссариаты СССР являются общесоюзными или союзно-республиканскими. Исходя из ст. 79 Конституции, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союзной республики является Совет Народных Комиссаров Союзной республики во главе с председателем. Этот орган ответственен и подотчетен Верховному Совету Союзной республики. СНК республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР, проверяет их реализацию. Непосредственное руководство отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики, осуществляют Народные Комиссары Союзной республики, которые издают приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики. Народные Комиссариаты Союзной республики являются союзно-республиканскими или республиканскими. Первая группа имеет двойное подчинение, а вторая в своей деятельности непосредственно подчинена СНК Союзной республики.

На уровне Автономной республики ее Верховный Совет образует Совет Народных Комиссаров АССР.

Органами исполнительной власти краевого, областного и более низкого уровня являются Советы депутатов трудящихся, которые избираются населением этих административно-территориальных единиц сроком на 2 года. Они руководят деятельностью подчиненных органов управления, обеспечивают охрану порядка, соблюдение законов и прав граждан, устанавливают местный бюджет и др. Непосредственно исполнительные и распорядительные функции осуществляют избираемые Советами депутатов трудящихся соответствующего уровня исполнительные комитеты во главе с председателем. В небольших поселениях исполнительными и распорядительными функциями обладают председатель и секретарь.

Таким образом, система исполнительных органов имеет разветвленную и относительно четко прописанную структуру. При отсутствии необходимости осуществлять законодательные полномочия, многие органы приобрели эффективность в своей деятельности, став более оперативными.[25]

Для успешной реализации своих полномочий органы государственной власти должны опираться на систему правосудия и соответствующие организации по надзору за исполнением законов и соблюдением правовых принципов.

В соответствии со ст. 104 Конституции 1936 г., высшим судебным органом является Верховный Суд СССР, который, как и специальные суды, избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Он является контрольной инстанцией и осуществляет надзор за деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.

Верховные Суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик, автономных областей и окружные суды избираются Советами соответствующего уровня на 5 лет. Народные судьи избираются гражданами соответствующего района прямым тайным голосованием на срок в 3 года.

Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме предусмотренных законом случаев, а разбирательство дел является открытым, с предоставлением обвиняемому права на защиту. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области. Правосудие гарантируется принципом независимости судей и их подчиненности только закону, что закреплено в ст. 112. Законодательством о судоустройстве и судопроизводстве ведают высшие органы власти и государственного управления СССР. Согласно ст. 52, депутат Верховного Совета СССР подлежит привлечению к суду только в особом порядке.

Прокуратура СССР осуществляет высший надзор за исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР. Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР на 7 лет. Он в свою очередь назначает республиканских, краевых, областных прокуроров и прокуроров автономных республик и автономных областей на 5 лет; утверждает в должности назначаемых прокурорами союзных республик республиканских, краевых и областных прокуроров. В осуществлении своих функций органы прокуратуры подчиняются только Прокурору СССР.

Исходя из ст. 127, гражданин СССР может быть подвергнут аресту только по постановлению суда или с санкции прокурора. Это положение укрепило принцип неприкосновенности личности и законности, давая гражданам уверенность в своей защищенности от чиновничьего произвола.

 

2.4 Права и обязанности граждан


Новый Основной закон серьезно расширял общедемократические права граждан. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности в статье 127. К прежнему набору традиционных прав и свобод, как свобода совести (ст. 124), слова, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 125), и пр., добавляются новые, как, например, право на труд (ст. 118), на отдых (ст. 119), на бесплатное образование (ст. 121).[26] В ст. 120 говорится о социальных гарантиях: праве на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и при потере трудоспособности. Либерализация законодательства коснулась и религиозной сферы. Согласно ст. 124, провозглашается свобода отправления религиозных культов и антирелигиозной пропаганды. К новым правам советского государства относятся неприкосновенность жилища и переписки населения (ст. 128). Все граждане СССР равны в правах независимо от расы и национальности во всех сферах жизни (ст. 123), а статья 122 провозглашает равенство по половому признаку, так как женщина получает одинаковые права с мужчиной. Одна из важнейших статей Конституции – статья 126 провозглашает право объединения в общественные организации. Не отголоском замысла мировой революции, но желанием высшего руководства СССР повысить свое влияние в качестве борца против угнетения является ст. 129, которая дает право убежища иностранцам, преследуемым за политическую деятельность в области национально-освободительной борьбы и защиты интересов трудящихся. Убежище предоставляется и ученым, так как стране еще не хватало квалифицированных специалистов в некоторых областях науки и техники. Ряд прав, относящихся скорее к сфере права собственности, указан в первой главе Основного закона. К их числу относятся право личного пользования небольшим участком земли, которое имеется у каждого колхозного двора, право личной собственности на подсобное хозяйство на приусадебном участке, так как крестьяне всегда хотели иметь хоть и не много, но личной земли, продуктивный скот и птицу, мелкий сельскохозяйственный инвентарь (ст. 7). А право частной собственности допускается лишь в одном случае в статье 9, при обязательном соблюдении двух условий: собственность должна быть мелкой, и в ее основе должен лежать личный труд, а не эксплуатация чужого труда.[27] Личная собственность упоминается и в ст. 10, распространяясь на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства обихода, личного потребления и удобства. Статья 10 повествует о существовании права наследования личной собственности граждан. Конституция в статье 123 гарантирует защиту всех прописанных в ней прав по закону от всяческих ограничений, ущемлений и неверного истолкования. Но само понятие неверной трактовки положений Основного закона остается нераскрытым. Возможно, данное положение было еще одним стимулом чиновничьего произвола, неограниченности полномочий правительства по отношению к простым гражданам. Но, пусть даже и формально, все права имеют прописанные в Конституции обоснования и гарантии их реализации и обеспечения.

Не менее важными является и исполнение обязанностей гражданина, наиболее значимые из которых тоже четко прописаны в Основном законе. К ним относятся соблюдение Конституции и дисциплины труда, исполнение законов и общественного долга, уважение правил социалистического общежития (ст. 130), защита Отечества (ст. 133); гражданин обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность (ст. 131). В СССР существует всеобщая воинская обязанность (ст. 132). Несоблюдение обязанностей тоже считается противозаконным даянием, так как зачастую приводит к нарушению прав граждан. В соответствии со ст. 131 врагами народа являются лица, которые покушаются на общественную, социалистическую собственность. По всей строгости закона карается измена родине в виде нарушения присяги, перехода на сторону врага, нанесения ущерба военной мощи государства, а так же шпионаж (ст. 133).

Таким образом, В основном законе СССР 1936 г. были задекларированы практически все основные права, которые желал бы иметь гражданин демократического государства. Но каждый человек, обладающий привилегиями, хотел бы пользоваться ими. К сожалению, Конституция не смогла предоставить гражданам СССР полноценного механизма реализации правовых принципов.


2.5 Избирательная система


Новая Конституция СССР сохранила и развила принцип выборности всех органов власти – и местных, и высших. В Основном законе СССР 1936 года впервые в истории советских конституций выделяется отдельная глава «Избирательная система». Декларация о построении социализма позволила внести два важнейших изменения в избирательную систему: перейти от многоступенчатых выборов к прямым и отменить ограничения классового характера, вернувшись к принципу всеобщих выборов. Кроме того, голоса избирателей стали равными, каждый гражданин имеет один голос.[28] Исходя из ст. 137, женщины пользуются правом избирать и быть избранными на равнее с мужчинами. Граждане, которые находятся на службе в Красной Армии, так же могут участвовать в выборах в качестве избирателя или избираемого. Но трудно объяснить, почему в социалистическом обществе были введены тайные выборы. В то время считалось, что тайна голосования в капиталистическом обществе должна защищать эксплуатируемых от террора эксплуататоров. Значит и в советском обществе существовала необходимость защиты свободы волеизъявления граждан от произвола бюрократии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты