Расследование контрабанды наркотических средств

Расследование контрабанды наркотических средств

Содержание


Введение

1. Криминалистическая характеристика контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

1.1 Понятие наркотических средств и психотропных веществ

1.2 Криминалистическая характеристика контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

2. Особенности методики расследования контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

2.1 Факторы, влияющие на формирование методики раскрытия и расследования контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

2.2 Особенности первоначального этапа расследования контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

2.3 Тактика отдельных следственных действий при расследовании контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

2.4 Последующие следственные действия при расследовании контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение


Актуальность данной работы обуславливается тем, что наркоситуация в Российской Федерации в начале XXI века продолжает сохранять тенденцию к обострению. Чему немало способствует контрабанда в Россию наркотических средств и психотропных веществ. Это подтверждается следующими фактами.

Во-первых, отмечается постоянный рост числа потребителей наркотических средств и психотропных веществ. На учете в российских органах здравоохранения к началу 2006 года их состояло более 370 тыс. человек. Средний возраст лиц, начинающих употреблять наркотики, снизился до 14 лет. Распространение использования наркотиков опиумного ряда, которые потребляются преимущественно внутривенным путем, приводит к распространению ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, других тяжелых заболеваний. Названные масштабы наркотизации страны реально угрожают здоровью нации.

Во-вторых, серьезность проблемной ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, может быть подтверждена неблагоприятной тенденцией развития преступности. Этот вид преступности имеет значительную латентность, которая может превышать количество зарегистрированных преступлений. В 2004-2006 гг. уровень преступности, связанной с наркотиками, составил 7-8% от общего числа зарегистрированных в стране преступлений. Аналогичная тенденция сохранялась и в последующие годы. Отмечается, что львиная доля выявленных преступлений приходится на деяния "низовых" курьеров, сбытчиков и т.п., хотя рынок на 90% контролируется организованным наркобизнесом.

В-третьих, тенденции организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков направлены к дальнейшему возрастанию сотрудничества и взаимодействия основных российских наркогруппировок, расширению их международных связей. Наркобизнес для российской организованной преступности является наиболее прибыльным.

Наибольший объем наркотиков доставляется на территорию России путем контрабанды из Казахстана и Средней Азии - до 54% (сказывается близость Афганистана и других азиатских производителей наркотиков), из Беларуси, Украины и Молдовы - 25%, из Грузии, Армении и Азербайджана - 15%.

Благоприятные природно-климатические условия для произрастания наркосодержащих растений в Кыргызстане, его географическое месторасположение на пересечении транзитных путей, по которым наркотические средства переправляются из региона Золотого полумесяца (Афганистан, Пакистан, Иран) в Россию, Украину, в страны Балтии, Восточной и Западной Европы, на фоне ухудшения социально-экономического положения населения Кыргызстана и недостаточной защищенности его государственных и таможенных границ способствуют росту контрабанды наркотических средств.

Несмотря на предпринимаемые организационные и законодательные меры, в России, как и в Кыргызстане продолжается неуклонный рост наркопреступности, принимающий все более угрожающие размеры.

В сложившейся ситуации особо возрастает роль следственных органов и оперативно-розыскных аппаратов, от умелой профессиональной деятельности которых по раскрытию и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств зависит в целом успех борьбы с наркопреступностью.

Основная цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения исторического опыта, теоретических исследований и эмпирического материала разработать предложения по совершенствованию методики расследования контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Эта цель опосредуется более конкретизированными задачами исследования:

рассмотрение понятия наркотических средств и психотропных веществ;

раскрытие особенностей криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств и психотропных веществ;

рассмотрение факторов, влияющих на формирование методики раскрытия и расследования контрабанды наркотических средств и психотропных веществ;

изучение основ методики раскрытия и расследования контрабанды наркотических средств и психотропных веществ;

рассмотрение этапов расследования контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Предмет исследования данной дипломной работы включает в себя криминалистическую характеристику контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, нормы права, предусматривающие уголовную за данные преступления, а также формы и методы криминалистического и оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

В процессе работы был использован большой объем учебной, научной, специальной литературы, а также законодательство Российской Федерации и Кыргызской Республики, что помогло более глубоко раскрыть особенности методики расследования контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Содержание данной работы соответствует целям, задачам анализа. Работа состоит из введения, двух глав, которые включают пять параграфов, заключения и списка использованных источников.


1. Криминалистическая характеристика контрабанды наркотических средств и психотропных веществ


1.1 Понятие наркотических средств и психотропных веществ


Наркотические средства и психотропные вещества попадают в сферу незаконного оборота в результате их нелегального производства или утечки из сферы промышленного производства на определенной стадии прохождения их по законным каналам. В дальнейшем их незаконный оборот может осуществляться в рамках одной страны или же он принимает транснациональный характер[1].

Название "наркотики" происходит от греческого "narkotikos" - приводящий в оцепенение, оглушающий. С учетом физических, фармакологических, юридических и иных признаков наркотическими средствами следует считать группу веществ, различных по природе происхождения, обладающих способностью воздействовать на центральную нервную систему (ЦНС), приводящих к состоянию особого наркотического опьянения, к привыканию и наркотической зависимости[2], перечень которых закреплен в специальных нормативных актах.

К наркотическим средствам относятся лекарственные препараты и вещества, наркотикосодержащие растения либо части таких растений, включенные Постоянным комитетом по контролю наркотиков в список наркотических средств.

Наркотические средства и психотропные вещества обладают двумя признаками. Первый признак - медицинский (биологический, фармакологический). Суть его заключается в фармакологических свойствах данных веществ, механизме, эффекте их воздействия на человеческий организм. С медицинской точки зрения наркотическими признаются одурманивающие средства. Однако, таким воздействием обладают не только наркотические средства и психотропные вещества, но и целый ряд других: этиловый спирт, никотин и т.д., пристрастие к табаку и ряд других токсикоманий. Поэтому следует обратиться к юридическому признаку.

С юридической точки зрения наркотическими средствами и психотропными веществами считаются такие одурманивающие вещества, которые признаны в качестве таковых официальными органами и взяты ими под контроль[3].

Поскольку преступления, связанные с оборотом наркотиков, имеют международный характер, понятие и перечень наркотических средств определяется, прежде всего в документах международного права. В данный момент Российская Федерация подписала и ратифицировала: Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах; Конвенцию о психотропных веществах 1971 г.; Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотррпных веществ 1988 г.

Единая конвенция 1961 г. содержит Списки I-IV, включающие в себя перечень наркотических средств, в том числе препараты, находящиеся под международным контролем. Конвенция 1971 г. - Списки I-IV, включающие перечень психотропных веществ. Наконец, Конвенция 1988 г. содержит Таблицы I и II, часто используемые при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ и потому нуждающиеся в международном контроле.

Однако государственный суверенитет предполагает, что международные обязательства выполняются путем принятия нормы национального законодательства. В Российской Федерации 8 января 1998 года принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Также, на основании совместного приказа от 7 мая 1998 года был создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России. Целью его создания является объединение усилий Министерства Внутренних дел, Государственного таможенного комитета, Федеральной службы безопасности и Федеральной пограничной службы РФ по противодействию НОНС, психотропных и сильнодействующих веществ и прекурсоров. А 11 марта 2003 года в соответствии с Указом Президента РФ №306 в целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел РФ был преобразован в Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В Кыргызской Республике Указом Президента КР от 8 апреля 1993 года была образована комиссия при Правительстве КР по контролю наркотиков (Указом Президента КР от 17 июня 2003 года на базе Государственной комиссии по контролю наркотиков было создано Агентство Кыргызской Республики по контролю наркотиков).22 мая 1998 года принят Закон КР "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах.

На территории России право признания того или иного вещества наркотическим или психотропным предоставлено Постоянному комитету по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности России. В настоящий момент на территории страны действуют три таких списка.

Перечень № 1 является сводным списком наркотических средств, отнесенных к таковым Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. и приказами соответствующих министерств России. Данный Перечень включает 240 наименований веществ синтетического и природного происхождения, в том числе лекарственных препаратов и растений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты