Правовые основы защиты достоинства и деловой репутации в соответствии с законодательством РФ

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств;

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Приведем иллюстрирующий пример из практики: «Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к редакции газеты о защите деловой репутации, в котором просило суд обязать ответчика опровергнуть распространенные им сведения и взыскать с него убытки, вызванные указанными действиями.

Редакция возражала против предъявленных к ней требований со ссылкой на то, что информация, ставшая предметом спорных отношений, была дословным воспроизведением из статьи, опубликованной городской газетой.

Арбитражный суд, проверив в ходе судебного разбирательства достоверность доводов ответчика, в удовлетворении иска в части взыскания убытков отказал.

В обоснование своей позиции арбитражный суд правомерно сослался на статью 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», согласно которой редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию организации, если эти сведения являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации».[36]

Важно подчеркнуть, что перечень случаев освобождения от ответственности за распространение недостоверных порочащих сведений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Например, не может служить основанием для освобождения от ответственности ссылка представителей средств массовой информации на то обстоятельство, что публикация представляет собой рекламный материал. В силу статьи 36 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «О рекламе» одной из его целей является предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной причинить вред чести, достоинству или деловой репутации граждан. Исходя из этого, если в рекламном материале содержатся не соответствующие действительности порочащие сведения, то к ответственности на основании ст. 152 ГК РФ могут быть привлечены также граждане и организации, представившие данные сведения.

Приведем практический пример, когда ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром:

«В региональной газете была опубликована реклама, выполненная в виде сравнения двух конкретных конкурирующих на рынке моделей одного и того же товара. В качестве отличительного достоинства рекламируемой модели указывалась такая потребительская характеристика, которая является желанной для любого покупателя товаров данного вида и предопределяет его выбор. В рекламе утверждалось, что искусственное занижение цены технического обслуживания модели-конкурента неминуемо отразится на качестве его ремонта и ускорит износ товара при эксплуатации.

Организация, осуществляющая на региональном рынке продажу и обслуживание товара-конкурента, с которым сравнивался рекламируемый товар, посчитала, что указанная реклама содержит сведения, порочащие ее деловую репутацию, и обратилась в арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении ненадлежащей рекламы. К исковому заявлению прилагались документы, подтверждающие ненадлежащий характер рекламной информации и преобладание истца на соответствующем рынке.

Суд в иске отказал. При этом суд исходил из того, что упомянутая реклама не могла затронуть интересы истца, поскольку относилась не к лицам, а к товарам, распространяемым в регионе различными организациями, никого из этих организаций прямо не называла и негативных оценок товара-конкурента не использовала.

Между тем судом не было учтено, что реклама потребительских свойств и качества ремонта конкретных товаров затрагивает интересы каждого лица, известного потребителям и предпринимательским кругам на территории распространения рекламы в связи с продажей и (или) техническим обслуживанием именно этих товаров. При решении вопроса о том, могла ли спорная реклама затронуть права и интересы истца, суд не дал оценку представленным доказательствам преобладания данной организации на региональном рынке продажи и ремонта товара-конкурента.

Спорная реклама была выполнена в виде некорректного сравнения двух товаров, способного при выборе покупки ввести потребителей в заблуждение в связи с недостатком у них опыта и знаний. Согласно статье 6 Закона о рекламе такая реклама является недобросовестной и не допускается.

Использованный в рекламе альтернативный способ сравнения исключал наличие у товара-конкурента тех положительных качеств, которые названы у рекламируемого товара и, прежде всего, интересуют покупателя. В данном случае негативная оценка товара-конкурента по сравниваемым параметрам вытекала из формы подачи и смысла рекламной информации.

Содержание указанной рекламы сводилось к тому, что конкурирующий товар хуже рекламируемого и подвержен преждевременному износу, и она явно носила характер сведений, порочащих конкурирующий товар и лиц, причастных к его продаже и ремонту.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г.) [37] юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд (арбитражный суд) с иском о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Поскольку истец доказал факт ненадлежащей рекламы и то, что она затрагивает его интересы, апелляционная инстанция отменила принятое решение и удовлетворила исковые требования»[38].

§2. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации

защита честь достоинство правовой

Исследование вопроса о порядке рассмотрения исков данной категории следует предварить кратким анализом нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения, связанные с защитой чести, достоинства и деловой репутации.

Основополагающие начала данного правового института заложены в Конституции Российской Федерации, ст. 21 которой устанавливает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Статья 23 Конституции РФ предусматривает право каждого на защиту своей чести и доброго имени. При этом ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Признание чести и достоинства неотъемлемым правом человека, подлежащим защите со стороны государства, закрепленное в российской Конституции, полностью соответствует требованиям многочисленных международно-правовых актов, участником которых является Российская Федерация. Положения таких актов, согласно ст. 15 Конституции РФ, являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Среди международно-правовых актов, содержащих нормы о защите чести и достоинства прежде всего следует отметить Всеобщую декларацию прав человека, принятую на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 (III) от 10.12.1948 г., статья 12 которой содержит запрет на произвольные посягательства на честь и достоинство, устанавливая право каждого человека на защиту закона от таких посягательств.

Заметную роль в международно-правовом оформлении института защита чести и достоинства играет также Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950 г.). Право на защиту репутации сформулировано в виде ограничения свободы выражения мнения в п. 2 ст. 10: «Осуществление свободы выражения мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах, в том числе защиты репутации или прав других лиц.

В контексте данной проблематики необходимо также упомянуть Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.). Статья 17 данного документа устанавливает, что никто не может подвергаться произвольным и незаконным посягательствам на его честь и достоинство. Каждый человек имеет право на защиту закона от таких посягательств. При этом интересы защиты чести и достоинства личности выступают в качестве ограничения права на свободное выражение своего мнения. В статье 19 Пакта указывается, что право на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми, в т.ч. для уважения прав и репутации других лиц.

Не было обойдена внимание проблема защиты чести и достоинства в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (Минск, 26.05.1995 г.). Нормы Конвенции по данному вопросу следуют установившейся традиции формулирования этого права в качестве ограничения права на свободное выражение своего мнения. В частности п. 2 ст. 11 Конвенции устанавливает: «Поскольку пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает обязанности и ответственность, оно может быть сопряжено с формальными условиями и ограничениями, предусмотренными законом в интересах защиты прав и свобод других лиц».

Следующими в иерархии правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой чести, достоинства и деловой репутации, являются нормы Гражданского кодекса РФ, а именно ст. 150, в которой честь, доброе имя и деловая репутация упомянуты в числе прочих нематериальных благ, защищаемых законом. Статья 152 Гражданского кодекса РФ устанавливает собственно порядок осуществления защиты чести, достоинства и деловой репутации. Представляется, что эти нормы играют ключевую роль в механизме гражданско-правовых средств защиты рассматриваемых нематериальных благ.

Иные отрасли законодательство РФ также содержат положения, направленные на охрану достоинства личности. Статья 4 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" предусматривает, что проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно унижать честь и достоинство человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты