Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания

В современной юридической действительности немало споров вызывает вопрос: что следует считать интеллектуальной собственностью?

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967г. (Россия является членом этой межправительственной организации, ставшей с 17 декабря 1974г. одним из специализированных учреждений ООН), к объектам права интеллектуальной собственности относит:

1) литературные, художественные произведения и научные труды (охраняются авторским правом);

2) исполнительскую деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи (охраняются смежными с авторским правами);

3) изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения, а также пресечение недобросовестной конкуренции (охраняются патентным правом и правом промышленной собственности).

Однако закрепление международными нормами содержание «интеллектуальной собственности» совсем не означает единство взглядов в теории и следует отметить, что многие исследователи предлагают свои структурные классификации этой категории.

Так, Сергеев А.П., в одной из своих работ, приводит такую структурную группировку объектов права интеллектуальной собственности:

- литературная и художественная собственность;

- промышленная собственность;

- средства индивидуализации;

- нетрадиционные объекты[8].

К нетрадиционным объектам Сергеев А.П. относит служебную и коммерческую тайну.

Дозорцев выстраивает свою систему объектов исключительных прав:

1. Результаты творческого труда:

- с приоритетным значением существа (возможно независимое повторное создание);

- с приоритетным значением формы (авторское, исполнительское право);

2. Результаты координационной деятельности:

- с приоритетным значением;

- с приоритетным значением формы;

3. Средства индивидуализации:

- регистрируемые (товарные знаки и т.п.);

- фиксируемые без регистрации (коммерческие обозначения);

4. Нематериальные права и интересы личности[9].

Дискуссия о содержании категории «интеллектуальная собственность» идет и сейчас.

В первоначальных вариантах проекта раздела V третьей части ГК РФ  была предпринята попытка дать классификацию объектов исключительных прав, разделив их на четыре группы:

1) результаты, охраняемые в связи с их формой;

2) результаты, охраняемые в связи с их содержанием;

3) сведения;

4) средства индивидуализации.

Как было отмечено многими специалистами, при таком подходе необходимо оговорить, какие именно объекты попадут в ту или иную категорию[10], однако разработчики требуемых уточнений не давали.

Однако этот проект третей части так и не был реализован. До принятия Части IV Гражданского кодекса РФ в Гражданском Кодексе РФ так и оставалась лишь одна статья 138,  которая определяла интеллектуальную собственность как исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Современная формулировка ч. 1 статьи 1225 ГК РФ определяет интеллектуальную собственность как систему объектов, творческих результатов, исчерпывающий перечень которых указан в этой статье, включает в себя шестнадцать видов объектов, среди которых упоминаются товарные знаки и знаки обслуживания[11].

Интеллектуальная собственность включает в себя только те результаты, на которые могут быть установлены и защищены исключительные (монопольные) права. Иными словами, речь идет о строго определенной системе институтов, относящихся либо к патентоспособным и регистрируемым в особом порядке объектам промышленной собственности, либо к нерегистрируемым объектам, но охраняемым от незаконного копирования или присвоения (авторские произведения, секреты производства и др.).

Различные виды научно-технической продукции и документации, многообразные знания и сведения, содержащиеся в источниках информации, невостребованные идеи, теории, концепции, методы, способы и иные творческие результаты сами по себе не могут быть защищены исключительными (монопольными) правами, хотя они активно используются в экономическом обороте[12].

Статья 1225 ГК РФ содержит перечень объектов интеллектуальной собственности, которые можно подразделить на две категории: права на результаты интеллектуальной деятельности и права на приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг.

В свою очередь, на эти объекты возникают так называемые интеллектуальные права, которые подразделяются на исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права, предусмотренные Гражданским кодексом (право следования, право доступа и другие).

То есть, если раньше законодатель определял интеллектуальную собственность как систему исключительных прав на объекты, то сейчас под интеллектуальной собственностью понимается сама система объектов, имеющих ярко выраженную символическую составляющую, которая не позволяет рассматривать эти объекты с позиций обычных вещных и обязательственных прав[13].

В статье 1225 ГК РФ различаются типичные объекты интеллектуальной собственности как результаты интеллектуальной деятельности, творения человеческого разума и приравненные к ним средства индивидуализации, где творческий элемент хотя и присутствует, но менее заметен. Однако содержащаяся в средствах индивидуализации товаропроизводителя или самого товара информация чрезвычайно важна для рынка, для потребителя и нуждается в защите с помощью исключительных прав. К первой группе относятся предметы авторского и смежных прав и патентного права; ко второй - объекты промышленной собственности.

В настоящее время административная ответственность за нарушение патентного законодательства установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а уголовная – Уголовным кодексом РФ.

Представляется целесообразным воспроизвести легальные определения интересующих нас объектов интеллектуальной собственности. 

Согласно статье 1477, товарный знак, это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).

Согласно ч. 2 этой же статьи, правила Гражданского кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

По своей сути, товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Сфера действия национальных законов об интеллектуальной собственности ограничена территорией тех стран, в которых эти законы приняты. Но произведения интеллектуального творчества обычно распространяются и за пределами государственных границ. Чтобы способствовать такому международному распространению интеллектуальных произведений, а также обеспечить их охрану, страны присоединяются к тем или иным многосторонним соглашениям по международной охране интеллектуальной собственности либо заключают двусторонние соглашения.

Заложенная в действующем законодательстве ключевая идея авторской монополии позволяет правообладателю свободно распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом преимущественно на основе договора об отчуждении этого права либо лицензионного договора. Иными словами, правообладатель может передавать исключительное право другому лицу или выдавать разрешение (лицензию) другому лицу на такое использование[14].

В современных рыночных условиях правовые и экономические формы и способы использования автором (правообладателем) своих исключительных прав заметно расширились.

Интеллектуальная собственность сегодня широко реализуется в экономическом обороте. Она может быть вкладом в уставный капитал того или иного хозяйственного объединения, может быть объектом инвестиционной деятельности или предметом залога. Объекты интеллектуальной собственности включаются в состав приватизируемого имущества[15].

Поступившая в экономический оборот интеллектуальная собственность и производные права на нее, полученные по договору или лицензии, подчиняются общим правилам хозяйствования: они закрепляются за предприятиями и хозяйственными объединениями, находятся в составе нематериальных активов и должны переносить свою стоимость (амортизацию) на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с нормами износа и срока их полезного использования[16].

В соответствии с п. 2 ст. 150 ГК интеллектуальная собственность в качестве нематериального блага защищается в пределах, определенных ст. 12 ГК «Способы защиты гражданских прав»[17].

В период до принятия действующей Части IV Гражданского кодекса имела место дискуссия по поводу классификации объектов интеллектуальной собственности между различными теоретиками.  Как отмечал Близнец И.А., отказ от традиционного деления видов объектов интеллектуальной собственности и соответствующих им правовых институтов (авторского права, патентного права и т.д.) может привести только к ослаблению защиты правообладателей. Внесение в законодательство новых трудноопределимых понятий (форма, содержание) создаст проблемы при его применении (в ряде случаев непреодолимые). Появление новых «избыточных» категорий неизбежно повлечет усложнение правоприменительной практики, увеличение количества судебных ошибок.

Рассмотрение «способов обособления результатов интеллектуальной деятельности» уместно только в теории, в правовой доктрине, на начальных этапах обучения праву интеллектуальной собственности (для более наглядной демонстрации студентам существующих юридических реалий), но неприемлемо для законодательного закрепления[18].

Профессор В. А. Дозорцев предложил классификацию объектов исключительных прав по способам их обособления и охраны. По мнению  Близнеца И.А., это могло привести к неограниченному увеличению числа видов таких объектов. Придется обособлять результаты творческого труда, для которых приоритетное значение имеет форма или содержание; результаты координационной деятельности (продюсерские права); средства индивидуализации, охраняемые в силу регистрации или общеизвестности, и даже «нематериальные права и интересы личности», имеющие публичный характер[19]. Трудно представить, каким образом предлагаемая классификация взаимодействовала бы с реально существующим делением объектов интеллектуальной собственности на вполне определенные исторически сложившиеся виды. В итоге, общепринятая классификация все же была сохранена законодателем в Части IV Гражданского кодекса.


§ 3. Правовое регулирование товарных знаков и знаков обслуживания по действующему гражданскому законодательству

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты