Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ в Российской Федерации

Как же выглядит в целом, согласно имевшимся данным, масштабная обобщенная картина российской экономики, ее приватизации и акционирования по состоянию за 1998 год?

Как обстоят дела с отечественной собственностью, и прежде всего для нашего исследования, с государственной собственностью, ее приватизацией и акционерной собственностью, а также участием государства в процессах акционирования и его обладания соответствующими пакетами акций?

То есть каковы же к сегодняшнему моменту те практические результаты, которые уже дало правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ?

В целом к основным видам государственной собственности относятся:

¨  государственные унитарные предприятия и казенные предприятия;

¨  пакеты акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

¨  федеральная недвижимость;

¨  собственность России за рубежом.

В федеральной собственности по состоянию на 1 января 1996 г. находилось 4 200 пакетов акций, 29 000 государственных унитарных предприятий, 1 200 объектов недвижимости за рубежом[24].

Ныне стратегической целью Правительства России является приведение размерности государственного пакета акций в соответствие с возможностями государства по их эффективному управлению.

К числу акционерных обществ, акции которых закрепляются в федеральной собственности, должны относиться общества, попадающие в одну из трех групп:

1) работающие в сферах естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения;

2) занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и требующие реструктуризации в целях создания конкурентной среды;

3) пакеты акций которых используются для создания интегрированных образований при проведении структурной перестройки в оборонной отрасли, на транспорте и в иных отраслях экономики.

В России при формировании перечня "стратегических АО" учитывается, что закрепленные в федеральной собственности пакеты акций акционерных обществ, вошедших во вторую и третью группы, размером менее 25% не позволяют государству эффективно участвовать в работе органов управления таких акционерных обществ.

Такое участие может дать специальное право – "золотая акция", – введение которого (в соответствии со ст. 5 Закона о приватизации) возможно при принятии решения о продаже закрепленных акций. Учитывая, что эта группа включает 1 400 акционерных обществ, продажа их акций позволит существенно пополнить федеральный бюджет.

Сегодня приватизация государственной собственности по-прежнему является важным направлением институциональных реформ. К настоящему времени в стране приватизировано 126,8 тыс. предприятий. Негосударственным сектором экономики производится около 70% валового национального продукта. Этот сектор уже стал доминирующим в экономике России.

В 1999-2000 гг. значительным по объемам торгового оборота остается рынок государственных ценных бумаг, однако сегмент, занимаемый ими на российском фондовом рынке, будет постепенно уменьшаться. По нашему мнению, может увеличиться доля долгосрочных ценных бумаг. Одновременно будет упорядочен контроль за выпуском долговых ценных бумаг муниципальными и региональными органами власти.

Снижение доходности по государственным долговым обязательствам, как нам кажется, создаст предпосылки для выхода предприятий на рынок капиталов с целью привлечения инвестиционных ресурсов для модернизации основных средств и развития производства. При этом основную часть предложения на рынке корпоративных ценных бумаг будут формировать около 200 крупнейших акционерных обществ, производящих 3/4 промышленной продукции.

По имеющимся экспертным оценкам, помимо двухсот крупнейших компаний, еще около восьмисот "средних" (по российским стандартам) компаний будут иметь возможность выйти на рынок капиталов. Таким образом, общее количество российских акционерных обществ, которые будут формировать спрос на капитал через механизмы рынка ценных бумаг, к 2000 г. может достигнуть 1 000.

Вместе с тем совершенствование законодательной базы и укрепление судебной системы создадут необходимую основу для борьбы с преступностью в сфере экономики, а также коррупцией.

Для повышения эффективности проводимых работ по правовому реформированию российского общества, особенно в сфере социально-экономических отношений, должна проводиться целенаправленная и систематическая деятельность в области правового воспитания населения.

Именно поэтому хочется обратить внимание на то, что в нашем диссертационном исследовании определяющими являются не факты деятельности отдельных АО, а общая картина их деятельности. В этой связи возникает несколько вопросов.

Как же обстоят сегодня дела в основных отраслях экономики? Как сказались на ней процессы акционирования? О какой динамике и тенденциях может идти речь?

Электроэнергетика. К началу 1998 г. РАО ЕЭС России объединяла в параллельную работу 68 из 73 энергосистем. Объединенная энергосистема Востока работает изолированно от ЕЭС России. От сетей ЕЭС России осуществляется экспорт электроэнергии в Финляндию, Норвегию, Монголию и Китай. Производство электроэнергии а России в 1997 г. составило 834 млрд. кВт. ч против 1082,5 млрд. кВт. ч в 1990 г., т. е. уменьшилось на 23%.

За последние годы российская электроэнергетика претерпела радикальные преобразования за счет перехода от интегрированной, централизованно управляемой государственной системы, к полностью акционированной и частично приватизированной структуре энергетических компаний, работающих на федеральном и региональном уровнях.

Необходимо отметить, что к настоящему времени созданы:

а) на федеральном уровне – РАО "ЕЭС России", активы которого состоят из имущества, образующего общесистемные высоковольтные линии электропередач и систему диспетчерского управления (ЦДУ ЕЭС России), крупных электростанций федерального значения, акций дочерних региональных акционерных обществ энергетики и электрификации. Контрольный пакет акций государства в РАО "ЕЭС России" составляет 52,7%;

б) на региональном уровне – 73 акционерных общества энергетики и электрификации.

Нефтяная промышленность. В нефтяном комплексе практически завершены институциональные преобразования, связанные с переходом к рыночной экономике. Созданы вертикально интегрированные акционерные компании "ЛУКойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "Сданко", "Славнефть", "Восточная нефтяная компания" (ОАО "ВНК"), Оренбургская нефтяная акционерная компания ("ОНАКО"), ОАО "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания" ("СИБУР"), "Тюменская нефтяная компания" (ТНК), "Сибирская нефтяная компания", ОАО "НОРСИ-ойл", ОАО "Востсибнефтегаз", "Нефтяная компания "Коми-ТЭК" и две акционерных компании по транспортировке нефти и нефтепродуктов "Транснефть" и "Транснефтепродукт".

Идет совершенствование структур управления в компаниях и акционерных обществах. Нефтяные компании проводят работу по централизации управления вошедшими в них организациями. Осуществляется переход на единые акции и преобразование дочерних акционерных обществ в филиалы. При этом создается единая финансовая система, позволяющая концентрировать инвестиционные ресурсы на решение важнейших проектов.

Нефтяные компании, акционерные общества координируют работу своих организаций в области разведки, обустройства и эксплуатации месторождений, транспорта, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов. Добыча нефти в 1997 г. составила 305,8 млн. тонн или 101,5% к уровню 1996 г.

Газовая промышленность наиболее устойчивая в российской экономике. В настоящее время газ прочно занял лидирующее место в производстве топливно-энергетических ресурсов, и его доля в ТЭК составляет около 50%. Добыча газа осуществляется Российским акционерным обществом "Газпром", акционерным обществом "Норильскгазпром", акционерным обществом "Якутгазпром" и нефтедобывающими предприятиями.

Российское акционерное общество "Газпром" обеспечивает производство 94% газа. Оно объединяет в целостную технологическую и организационную структуру 42 дочерних предприятия, расположенных в различных регионах России и составлявших Единую систему газоснабжения. Эти предприятия обеспечивают полный производственный цикл от бурения скважин до поставки газа потребителям.

Геологоразведочная отрасль. В ней приватизировано 163 предприятия, или 47% от общего числа организаций и предприятий, подлежащих приватизации. В отношении 79 предприятий Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 г. № 942 приватизация запрещена.

Ныне геологическим изучением недр занимаются 230 государственных федеральных предприятий и организаций, 26 государственных геологических предприятий субъектов Федерации, около 240 акционерных обществ со смешанной и частной формами собственности.

В черной металлургии сейчас практически уже завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В государственной собственности остаются в основном организации непроизводственного характера деятельности.

По всем остальным предприятиям предусматривается реализация на аукционах и конкурсах всего пакета акций. В настоящее время по большинству предприятий реализованы на чековых и денежных аукционах от 29 до 40% акций. Остались в распоряжении Российского Фонда федерального имущества и его территориальных органов лишь пакеты акций, предусмотренные к продаже на коммерческих конкурсах с инвестиционными условиями или денежных аукционах.

Надо отметить, что большое внимание к предприятиям металлургического комплекса проявляют банковские структуры. АКБ "Российский кредит" владеет акциями ОАО "Стойленский ГОК", ОАО "Михайловский ГОК", ОАО "Лебединский ГОК", ОАО "Орловский сталеплавильный завод", Фирма "Гленкор", приобретя крупный пакет акций через свои аффилированные лица, установила, контроль на ОАО "Мечел".

Цветная металлургия. В отрасль входит 145 предприятий, добывающих и непосредственно производящих металлопродукцию, а также 800 предприятий, производящих золотую, алмазную и ювелирную продукцию.

Сложности текущего периода для предприятий цветной металлургии выражаются в продолжающемся росте цен на все элементы основных и оборотных фондов, сырье, топливо и оборудование при сохраняющемся неудовлетворительном состоянии технико-экономического уровня основных фондов (особенно устаревших заводов Урала).

Особое внимание в ближайшие годы в отрасли будет уделяться созданию финансово-промышленных групп для решения крупномасштабных задач реструктуризации.

В цветной металлургии практически завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В государственной собственности остаются в основном организации непроизводственного характера деятельности.

Химический комплекс. Предприятия отрасли производят десятки тысяч видов продукции различного назначения. В комплексе функционирует 580 крупных и средних промышленных предприятий и около 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов с общей численностью работавших – 929 тыс. человек.

К настоящему времени большинство крупных и средних предприятий отрасли преобразовано в акционерные общества (на начало 1998 г. приватизировано 92% предприятий). В государственной собственности в настоящее время находятся 97 государственных унитарных предприятий. В 1996 г. процесс преобразования государственных предприятий и организаций в акционерные общества будет практически завершен, за исключением предприятий не подлежащих приватизации.

В химической и нефтехимической промышленности продолжается процесс формирования финансово-промышленных групп. В настоящее время созданы и функционируют ФПГ "Эксохим", "Арамиды и технологии" "Нефтехимпром" (зарегистрированы в 1997 г.). Ряд предприятий химической промышленности вошли в такие финансово-промышленные группы, как "Нижегородские автомобили" (ОАО "Кировский шинный завод", ОАО "Балаковрезинотехника"), ФПГ "Жилище" (ОАО "Владимирский химзавод"), ФПГ "Славянская бумага" (ОАО "Балаковские волокна"), ФПГ "Восточно-Сибирская группа" (ОАО "Саянскхимпром", ОАО "Усольехимпром") и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты