Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации

В-четвертых, в России резко расширилась судебная защита прав граждан, и споры граждан с государственной администрацией по поводу регистрации в последние годы нередко решаются в судебном порядке. А граждане вправе обжаловать в суд соответствующие дей­ствия властей.

Обязанность граждан России соблюдать правила регистрации по месту проживания внутри страны включает в себя обязанности:

•   регистрироваться по месту жительства;

•   регистрироваться по месту временного пребывания;

•   не допускать проживания на занимаемых жилых помещениях граждан РФ без паспорта, без регистрации;

• принимать меры для своевременной регистрации приглашенных ими иностранных граждан и лиц .без гражданства. Регистрация граждан по месту жительства и временного пре­бывания существует параллельно с регистрацией актов гражданс­кого состояния (рождений, заключения брака, перемены имени и др.). Оба вида регистрации являются государственными, связаны с важными юридическими фактами в жизни граждан, но они отлича­ются по содержанию юридических фактов, процедуре и правовой основе. И осуществляют их разные уполномоченные государством органы.

Регистрацию по месту проживания граждан осуществляет ОВД, а в тех населенных пунктах, где их нет — органы местного самоуп­равления. Отказ в регистрации гражданин вправе обжаловать в вы­шестоящий орган или в суд.

Закон определяет «место жительства» как жилой дом, квартиру, иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преиму­щественно проживает в качестве собственника, по договору найма, поднайма, аренды или на ином законном основании.

Можно различать первичное и вторичное вселение на жи­лую площадь, хотя в нормативных актах эти термины не использу­ются. Под первичным в данном случае понимается вселение на жилую площадь ее собственников, а также граждан, получивших ее на условиях найма, аренды, право которых на вселение признано судом. А под вторичным понимается вселение на основе договора с нанима­телем жилого помещения.

В соответствии с общим паспортно-регистрационным режимом гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место обратиться к лицам, ответственным за регистрацию. Основанием для первичного вселения является пра­во собственности или предоставленное организацией, собственником право и оформленное договором, ордером право найма. Основанием для регистрации является:

•   заявление о регистрации по месту жительства;

•  документ, подтверждающий право на первичное вселение соб­ственников, лиц, названных в ордере, договоре;

• документ, удостоверяющий личность регистрируемого: паспорт; свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста; удостоверение личности — для военнослужащих (офи­церов, прапорщиков, мичманов); военный билет — для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы; иные выдаваемые ОВД документы, удостове­ряющие личность гражданина;

•  военный билет или иной документ, свидетельствующий об отно­шении гражданина к воинской обязанности.

В утвержденной МВД РФ 23 октября 1995 г. «Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистра­ционного учета...» сказано (п. 4.2), что граждане, снявшиеся с реги­страционного учета по последнему месту жительства, представляют кроме того листки убытия, выданные им при снятии с учета. Если гражданин не снялся с учета по прежнему месту жительства, это не является основанием для отказа в регистрации по новому месту жи­тельства. В таком случае ОВД обязано направить соответствующие документы в ОВД, где гражданин состоит на учете, с целью снятия его с регистрации.

Не могут служить основанием для отказа в регистрации дефек­ты паспорта (владелец своевременно не заменил его, он имеет меха­нические повреждения и т. д.), если в нем нет подделок.

При вторичном вселении к заявлению кроме того должно быть приложено ходатайство лица, предоставляющего жилую площадь в поднаем, подписанное всеми совместно проживающими с ним совер­шеннолетними членами его семьи, в том числе и бывшими членами семьи.

Заявление о регистрации и прилагаемые к нему документы пред­ставляются уполномоченным лицам жилищно-эксплуатационных орга­низаций, собственникам жилья, которые в течение трех дней (конечно, рабочих!) оформляют листки прибытия и иные документы, а затем передают документы в паспортно-визовую службу ОВД. При отсут­ствии всех необходимых документов, являющихся основанием для регистрации, ОВД представленные документы возвращает.

Явка граждан в паспортно-визовую службу для оформления регистрации не обязательна, но лица, имеющие судимость, должны прийти в территориальный орган внутренних дел. В трехдневный срок со дня получения документов ОВД регистрирует гражданина или отказывает в этом.

За регистрацию гражданин обязан уплатить государственную пошлину в размере 1% МРОТ. Кроме того, гражданин оплачивает бланки листков прибытия. В совместном Постановлении Прави­тельств Москвы и Московской области от 26 декабря 1995 г. (в редакции Постановления от 6 мая 1997 г.) «О регистрации и сня­тии граждан Российской Федерации с регистрационного учета...» сказано: «Установить плату за оформление материалов регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, использование при этом бланков служебных документов — в размере 5% минимально­го размера оплаты труда».

Известно, что право собственности включает право владения, пользо­вания и распоряжения имуществом. Поэтому только в случаях, уста­новленных федеральным законом, собственнику может быть отказано в регистрации, то есть в признании за ним права владеть и пользоваться жилым помещением. Так, Верховный Суд РФ считает, что «отказ в регистрации гражданина по месту жительства на жилой площа­ди, полученной в порядке наследования, по мотиву реконструкции или сноса дома неправомерен» Рассмотрев конкретное дело, судебная коллегия по гражданс­ким делам Верховного Суда РФ 25 ноября 1997 г. указала:

Права и свободы граждан могут быть ограничены только федераль­ным законом и только в той мере, в какой необходимо для достижения целей, перечисленных в части 3 статьи 55 Конституции. Ограничение конституци­онного права любыми способами (как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо.

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граж­дан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребы­вания и жительства в пределах Российской Федерации» прописка граждан заменена на их регистрацию по месту жительства.

На основании статьи 6 вышеуказанного Закона собственник жилого помещения в Москве, избравший его местом своего жительства, должен заре­гистрироваться в органах регистрационного учета, а этот орган обязан зареги­стрировать его не позднее трех дней со дня предъявления документов[2].

Основанием для отказа в постоянной регистрации могут быть обстоятельства, при наличии которых регистрация, то есть легализа­ция места жительства, нарушила бы действующие федеральные зако­ны или решения судов. Например, если на сдаваемое собственником на условиях найма жилое помещение наложен арест, в судебном по­рядке признано невозможным совместное проживание лица, лишен­ного родительских прав, с несовершеннолетними детьми, судом выне­сено" решение о выселении без предоставления жилой площади. Нельзя регистрировать граждан, если дом (жилое помещение) занят или по­строен самовольно, грозит обвалом, то есть находится в крайне аварийном состоянии. В регистрации может быть отказано, если пред­ставленные документы подделаны, содержат неправильные сведения. Например, ордер, договор в установленном порядке признаны недей­ствительными или при оформлении договора нарушены требования закона.

При вторичном вселении на жилую площадь основанием отказа, кроме того, может быть нарушение требований ст. 77 Жилищного кодекса РСФСР. Эта норма запрещает сдачу жилой площади в поднаем в случаях:

1)      если в результате вселения поднанимателя размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, окажется менее установленной нормы[3].

2)      если в нем проживают лица, страдающие тяжелыми формами неко­торых хронических заболеваний (пункт 3 статьи 36);

3) без согласия других нанимателей и совершеннолетних членов их   семей, проживающих в одной квартире.

Эти ограничения не распространяются на супругов, несовершен­нолетних детей, поскольку они вселяются не на условиях поднайма.

Названные выше ограничения и некоторые иные перечислены в ст. 12 и 21 Правил регистрации и снятия с регистрационного учета, утвержденных 17 июля 1995 г. Правительством России.

Конституционный Суд России 2 февраля 1998 г. принял поста­новление по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета. Конституционный Суд признал пункты 10, 12 и 21 Правил не соответствующими ст. 27 и 55 Конституции России.

Регистрация — один из важнейших способов государственного регулирования общественных отношений, обеспечения прав граждан и защиты публичных интересов. В России существует регистрация граждан, сделок с недвижимостью, юридических лиц, транспортных средств, общественных объединений и т. д. Она призвана легально подтвердить факт, а при этом следует проверить достоверность сведе­ний, содержащихся в документах, необходимых для официального удо­стоверения фактов. Необходимо установить, соответствуют ли эти сведения действительности на данный момент, правильно ли оформ­лены документы. Без этого государственная регистрация бесполезна и даже вредна, так как государством будут признаваться и факты, которые не соответствуют действительности или закону. Органы, осу­ществляющие регистрационный учет граждан, обязаны проверить ка­чество представленных им документов: правильность их оформления, полноту, истинность, актуальность содержащейся в них информации.

Место пребывания — это гостиница, дом отдыха, больница, дру­гое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.

Лица, прибывшие для временного проживания в жилых поме­щениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны регистрироваться в соответствующем населенном пункте.

Если по месту жительства граждане регистрируются на неопре­деленный срок, то по месту пребывания — на определенный (на время командировки, лечения, учебы в вузе и т. п.). Срок временного пребывания зависит от волеизъявления гражданина, и это не связано с наличием у него жилого помещения. По заявлению гражданина срок может быть продлен.

Главное же отличие регистрации по месту пребывания состоит в том, что она производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. И, покидая место пребывания, граждане не снима­ются с учета.

Регистрация по месту жительства оформляется путем простав­ления в паспорте штампа и записи в нем адреса места жительства гражданина. А при регистрации по месту пребывания выдается сви­детельство о регистрации по месту пребывания. В паспорте никакие отметки об этом не делаются. Лиц, размещенных в гостиницах, сана­ториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и иных учреждениях, предназначенных для временного проживания, регистрирует по их прибытии администрация на основании паспортов и иных докумен­тов, удостоверяющих личность. Вместо свидетельства о регистрации им могут выдаваться иные документы: карта гостя, курортная книжка и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты