Полиция нравов

Сущность готебургской системы заключается, таким образом, в том, что на продажу спиртных напитков устанавливается монополия, которая, принадлежа городу, фактически передается в руки акционерной компании, действующей на началах отчасти коммерческих, отчасти филантропических. Начало коммерческое выражается в том, что компания получает обычный процент на вкладываемый ею в дело капитал, благодаря чему не может быть недостатка в лицах, готовых принять участие в этом деле. Начало филантропическое выражается в том, что акционеры отказываются от всякого барыша, превышающего 5%, предназначая весь излишек на общественные надобности. При таких условиях оказывается устраненным, в деле питейной торговли, всякий личный интерес, служащий непреоборимым тормозом к достижению моральных целей системы свободной продажи крепких напитков. Сосредоточение этой продажи в руках компании, делая невозможною конкуренцию, позволяет ей принимать все меры к сокращению числа мест продажи, a также и времени производства ее. В частности, важным условием для целей уменьшения пьянства является требование, чтобы в питейных заведениях продавались кушанья, главным образом, горячие, так как они значительно ослабляют позыв в водке и смягчают влияния алкоголя на организм. Влияние этой стороны дела обеспечивается предоставлением выручки от продажи кушаньев в пользу агентов компании по производству самой продажи. В целях приучения населения к трезвости, готебургская система обращает особенное внимание на развитие таких учреждений, как дешевые столовые и читальни, которые обеспечивают простолюдину возможность провести часы отдыха в общении с другими, не подвергаясь соблазнам вина. Но и самые питейные заведения по готебургской системе носят скорее характер столовых, чем кабаков в обычном смысле слова, при чем всегда обращается внимание на то, чтобы помещения были просторные, опрятные, гигиеничные.

Применение изложенной системы на практике дало весьма удовлетворительные результаты. В Готебурге до введения новой системы городское управление сдавало с торгов 72 места продажи питей. Компания же нашла возможным на первых же порах своей деятельности ограничится 36 местами, a в последующие годы постепенно сократило их число до 19 – в 1893 г., несмотря на то, что население города увеличилось более, чем вдвое (в 1865 г. оно составляло 45.750, a в 1893 г. – 106.300). Компания устроила 4 столовых (в них ежедневно отпускалось в 1893 г. около 700 порций) и 5 читален, снабженных книгами, журналами и газетами; в 1893 г. число посещений доходило до 217.000). По воскресным и праздничным дням продажа спиртных напитков в помещениях компании не производится вовсе, за исключением рюмки перед обедом. В будние дни компания также нашла возможным сократить время производства торговли: тогда как закон запрещает продажу питей в будни лишь после 10 часов, питейные дома компании закрываются осенью и зимою в 7 час. веч., a в остальное время года – в 8 час. веч. С другой стороны, компания пошла дальше закона и в деле ограничения продажи спиртных напитков несовершеннолетним: закон запрещает продажу не достигшим 15 лет, компания распространила это запрещение на молодых людей до 18-ти летнего возраста.

О сокращении пьянства в Готебурге под влиянием новой системы свидетельствуют следующие цифры. В 1875 году потребление водки в местах распивочной продажи составляло на каждого жителя 11,3 кварты в год, a в 1892 г. – 5,1 кв.; с другой стороны, отпуск вина из мест торговли на вынос понизился с 15,3 кварты на жителя в 1875 г. до 8,1 квар. в 1892 г. Общее же количество потребления, рассчитанное на 1 жителя, сократилось за тот же период времени с 29 до 14,3 кварты.

Зародившись в Готебурге, новая система продажи крепких напитков быстро распространилась и в других местностях Швеции, a также и в Норвегии (и в Финляндии). В Швеции в половине 90-х годов существовало уже 88 компаний для продажи питей по готебургской системе; только в 13 небольших городах сохранилась еще старая система продажи с публичных торгов патентов на торговлю спиртными напитками. Общее потребление этих напитков в Швеции значительно сократилось за время действия новой системы: в 1861–1865 г. на каждого жителя приходилось в среднем 11,3 кварт, a в 1886–1890 гг. – 7,4 кварты.

В Норвегии замечается еще большее уменьшение потребления спиртных напитков, в полном соответствии с постепенным расширением применения готебургской системы. Так, в 1876 г., когда по этой системе продавали 8,3% всего количества вина, потребляемого страною, среднее потребление каждого жителя составляло 7 кварт; в 1893 г., когда по готебургской системе продавалась почти половина (49,1%) всего вина, потребление каждого жителя составляло уже только 3,3 кварты.

В 1894 г. в Норвегии издан закон, который составляет дальнейший шаг в борьбе с пьянством и от применения которого ожидаются очень значительные результаты. Этим законом совершенно воспрещается продажа водки вне городов. Кроме того, предельный размер розничной продажи повышается с 40 литров (3,2 ведра) до 250 литров (20 ведер). Эта последняя мера должна значительно повлиять на сокращение потребления, так как розничная торговля находится в руках компании, приказчики которой не заинтересованы в продаже. Из дальнейших постановлений закона 1894 г. заслуживают внимания следующие: 1) отдача права на содержание питейных заведений в городах предоставляется не городскому совету, как прежде, a всему городскому населению, старше 25-лет-него возраста, не исключая женщин, при чем решение постановляется простым большинством голосов и сохраняет силу в течение пяти лет. При этом прежде городу представлялся выбор между отдачей питейной торговли частному лицу или акционерному обществу; по закону же 1894 г. город может совершенно воспретить питейную торговлю, при разрешении же ее он обязан предоставить ее акционерному обществу; 2) прибыль, выручаемая акционерными обществами, за удержанием 5%, распределяется следующим образом: 65% вносятся в государственное казначейство и образуют пенсионный капитал для рабочих, 15% поступают в кассы тех общин как сельских, так и городских, в которых питейной торговли не производится, и только 20% поступают в пользу городов, из которых эта прибыль поступила; 3) поступающие в пользу городов и сельских общин 15% и 20% прибылей должны быть употребляемы исключительно на борьбу с пьянством, напр., на пособие обществам трезвости, на открытие общеполезных учреждений и пр.

Таковы главные основания готебургской системы, ее организация и некоторые результаты. Было бы преувеличением считать эту систему панацеею в борьбе с пьянством, видеть в ней средство к окончательному искоренению его, тем более, что в применении ее исследователями констатированы были некоторые недочеты, особенно в Швеции, где, напр., параллельно с несомненным сокращением потребления вина очень значительно возросло потребление пива. Но во всяком случае нельзя не видеть в этой системе одного из наиболее удовлетворительных приемов в борьбе с пьянством, выработанных под влиянием того движения, которое велось в разных странах обществами трезвости.

В заключение обзора развития обществ трезвости нельзя не упомянуть о нескольких международных обществах, преследующих задачи борьбы с пьянством и пропаганды идей трезвости.

Наиболее распространенным из них является «Орден Добрых Храмовников», организованный на подобие масонских лож. Он был основан в 1851 г. в штате Нью-Йорк, a в последующие годы распространился в других местностях Америки и за ее пределами. Из европейских стран она проявляет особенно энергичную деятельность в Англии (где в 1887 г. было 285.000 членов, разделенных на 7746 лож), Швейцарии, Германии, Швеции, Норвегии и Дании. Вступающие в члены ордена дают обет полного воздержания от спиртных напитков; кроме того, они не должны заниматься винокурением, продавать ячмень пивоварам или отдавать свой дом в наем под питейные или трактирные заведения. Требование одной умеренности орден считает опасным, так как этим только поощряется злоупотребление напитками. Наибольшее внимание в деятельности ордена обращается на поддержание постоянного общения между членами его, устройство собраний, которые заменяли бы собою трактир. В последние годы число членов ордена в разных странах превышало 1,5 миллиона.

«Орден Голубой Ленты» (Blue Ribbon Army), с более простою организациею, преследует менее широкие задачи. Члены его обязываются только не потреблять спиртных напитков; что не касается производства и продажи напитков, то пока государство допускает их, они считают это необходимым злом, против которого нечего бороться. вследствие чего орден держится вдали от положительной агитации. Он распространен особенно в Америке и Англии, a в последнее время и в Скандинавских государствах.

«Орден Голубого Креста» (La Croix Bleue) основан в Женеве в 1877 г.; кроме Швейцарии, распространен во Франции, Бельгии и Германии. Это общество предъявляет к своим участникам умеренные требования. Члены его разделяются на соревнователей, принимающих на себя обязанность воздержания на короткое время, – «действительных», которые, исполнив обет в течение трех месяцев, возобновляют его по крайней мере на один год, – и «друзей», которые, не обязываясь лично к воздержанию, желают содействовать целям общества другими путями. Союз имеет свой орган «Kalender des Blauen Kreuzes», издаваемый с 1883 г. на немецком и французском языках; он издает также несколько ежемесячных журналов, посвященных борьбе с пьянством.

В Швейцарии же в 1887 г. возникло еще «Международное общество борьбы с алкоголизмом (International Verein zur Bekampfung des Alkoholismus). Толчок к образованию этого общества дан был собравшимся в Цюрихе в том же году «Международным конгрессом против злоупотребления спиртными напитками». Главную роль в создании общества играл известный проф. Форель, деятельный поборник идеи борьбы с алкоголизмом. От членов общества требуется полное воздержание. Деятельность его направлена на борьбу с пьянством в Швейцарии, a с другой стороны она имеет международный характер. Общество заботится о ведении международной статистики пьянства, организует свои отделения в других странах, издает международный орган трезвости, устраивает международные конгрессы по вопросам борьбы с алкоголизмом и т.д. Общество с 1891 г. издает ежемесячный журнал – «Internationale Monatsschrift zur Bekampfung der Trinksitten».

В рассмотренных предприятиях против пьянства выступает частная инициатива, деятельность отдельных лиц и обществ. В дальнейшем изложении имеются в виду преимущественно меры, принимаемые государством частью в целях сокращения размеров пьянства, частью с целью уменьшения и ослабления вредных последствий его.

Одною из наиболее обычных мер является ограничение права продажи спиртных напитков и тщательный надзор за распивочными заведениями и мелкою торговлею спиртными напитками.

Опыт показывает, что соблазн к пьянству усиливается тем более, чем чаще, удобнее и дешевле представляется случай к удовлетворению потребности в спиртных напитках; Там, где торговля спиртными напитками признается свободною, число питейных заведений растет не сообразно естественной потребности в них, a сообразно силе сопротивления, какую может оказать население соблазну пьянства. Чем слабее сила этого сопротивления, темь скорее растет число питейных заведений и тем больше, следовательно, распространяется пьянство. Поэтому во всех государствах открытие питейных заведений подлежит более или менее значительным ограничениям. Открытие их может иметь место не иначе, как в силу особого разрешения подлежащих административных властей. При выдаче этого разрешения во многих государствах принимаются во внимание нравственные качества содержателей таких заведений. Так, напр., в Германий промысловый устав 1869 года предусматривает возможность отказа в разрешении открыть питейное заведение, если против лица, желающего заняться этим промыслом, будут представлены факты, дающие повод предполагать, что оно будет злоупотреблять этим промыслом ради споспешествования пьянству, запрещенным играм, притонодержательству или безнравственности. Позднее Имперский закон 23 июня 1879 г. создал меру также весьма существенную, с целью ограничения питейных заведений, именно: он предоставил союзным правительствам право признавать выдачу разрешения на открытие питейных заведений зависимою от представления доказательств в их потребности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты