Ответы на гос. экзамен по дисциплине "История Узбекистана" для ВУЗов

74. Народное восстание 1916 г. и  его характер.25 июня 1916г. царь Николай II подписал указ "О привлечении мужского инородческого населения империи для работы по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных, необходимым для государственной обороны работ". В соответствии с указом правительство решило мобилизовать, в первую очередь, мужское население восточных окраин в возрасте от 19 до 31 года. Мобилизация коренного населения в Туркестане началась в конце июня 1916г. сейчас же после получения от министра внутренних дел Штюрмера телеграфного предписания - выполнить царский указ "в кратчайший срок" Для Туркестана был установлен твердый наряд рабочих в 250000 человек. Временно исполняющий обязанности генерал-губернатора края Ерофеев 29 июня по телеграфу объявил губернаторам областей о начале мобилизации на военно-тыловые работы.5 июля на станции Куропаткина произошла перестрелка между восставшими и войсками. В тот же день произошло восстание в г. Ургуте Самаркандской области. Здесь восставшие напали на аксакла и, отобрав у него списки, уничтожили их. Движение охватило и Ферганскую область - важнейший район Туркестана, хлопковую житницу Российской империи. В Ферганской долине, где социальные противоречия были сравнительно более сильными, народные выступления приняли особенно бурный характер и широкий размах. Борьба против мобилизации на тыловые работы привела в движение все слои населения. Застрельщиками выступлений в Фергане явились рабочие, ремесленники, батраки и чайрикеры. В Коканде весь день 9 июля прошел в непрерывных демонстрациях протеста и выступлениях против местным властей. Уездные власти дважды высылали в старый город Коканда карательные отряды для подавления восстания. В селении Риштан 12 июля разыгралось настоящее сражение у двора мечети, где "разъясняли" царский указ. Восставшие, вооруженные камнями и палками, напали на местного пристава и его охрану. Окруженные стражники ответили стрельбой и ранили трех человек. Пристава выручила прибывшая из Коканда воинская команда во главе в уездным начальником, которая рассеяла восставших. К середине июля 1916г. восстание охватило почти все узбекские и таджикские районы, входящие в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Крупные волнения происходили почти во всех городах (Ташкент, Коканд, Андижан, Маргелан, Наманган, Джизак, Катта-Курган), в 11 волостях Ташкентского уезда, в 29 волостях Ферганской области, в 24 волостях Самаркандской области.Джизакское восстание началось как народное стихийное движение под влиянием народных волнений в Туркестане. В старой части города было объявлено (7 июля) о начале составления списков мардикеров. Сроком было назначено 10 дней, но в установленный срок списки не были готовы. Местный ишан Назирходжа Абдусалом послал своего сына в Ташкент. Его сын принес известие о том, что в результате беспорядков мобилизация приостановлена до окончания месяца рамазан 17 июля и стал призывать народ к уничтожению списков. 13-15 июля восстание охватило г. Джизак с его окрестностями. В восстании участвовало 15 волостей из 20. Восставшие массы с ожесточением громили канцелярии,  дома и дачи царской и местной администрации, стали разбивать железнодорожные рельсы, поджигать нефтехранилища, рвать электро- и телеграфные линии, сжигать мосты. Всего было убито 9 представителей местной администрации. 3000 человек из числа восставших направились на Самарканд и по пути туда сожгли 6 мостов.

75. Октябрьский   переворот. Установление в городах Туркестана советской власти. Общественно - политическая обстановка в Туркестане  обострялась с каждым днем. Мусульманские лидеры всех направлений  оставались горячими сторонниками Учредительного собрания, с его созывом они связывали достижение автономии, решение будущей судьбы края. Особенно их деятельность активизировалась с получением известия о назначенных на 12 ноября выборах в Учредительное собрание. Отношение подавляющего большинства демократических сил Туркестана к октябрьским событиям было крайне отрицательным. Это прежде всего связано с политикой большевиков, которая проводилась в первые дни советской власти. Большевики на деле не хотели считаться с национальными интересами, религиозными чувствами, вековыми традициями мусульман Туркестана, не допустив их представителей к краевым органам власти и управления. Не допущенные к работе III Краевого съезда советов представители городских самоуправлений созывали свой съезд (съезд городских самоуправлений), который работал с 16 ноября по 19 ноября 1917 г. В “Резолюции об организации власти в крае”, принятой съездом, где принимали участие и представители демократических сил коренного населения, говорилось: “Краевой съезд городских самоуправлений самым решительным  образом протестует против попыток силой оружия захватить власть, а также против передачи власти только советам солдатских и рабочих депутатов, не отражающим воли большинства населения края". В “Резолюции” указывалось на необходимость создания коалиционного правительства - Туркестанского комитета из 12 человек, избираемых на краевых съездах: 6 - от съезда мусульман, 3 - от съезда городских самоуправлений и 3 - от съезда общих демократических организаций. Однако это заявление было заблокировано большевиками и левыми эсерами. Нежелание большевиков считаться с законными и демократическими требованиями представителей коренного населения края, шовинистические и антидемократические решения III Краевого съезда советов об организации краевой власти, насильственное установление советской власти на местах явилось причиной для создания блока сил, не согласных с политикой большевиков и советской власти. Несколько позже, в июне 1917г., потерпели поражение и хивинские джадиды. По приказу  Асфандиярхана  были арестованы 17 наиболее видных младохивинцев, и на их место в меджлис были  введены  представители  феодальной знати.  Позже, в конце ноября 1917 г., хан разогнал меджлис вообще.  Оставшиеся на  свободе  младохивинцы также  укрылись на территории Туркестана. После октябрьского переворота   и установления советской власти в  России и Туркестане резко  изменилось внутриполитическое и внешнеполитическое положение среднеазиатских ханств. Неприязненное отношение к  большевиками, отказ признать  большевистское правительство Туркестана, открыто выраженное стремление правящих кругов  ханств установить и упрочить дипломатические отношения с Афганистаном, Ираном и Англией явственно свидетельствовали о  направленности их внешнеполитической  ориентации. Отношения между Россией и  советским Туркестаном со среднеазиатскими  ханствами начали пре обретать явно  конфронтационный характер. В ханствах четко определились курс на  подготовку к войне с Россией.

76. Движение освободителей. Мадаминбек и др.

В истории борьбы Туркестана за  освобождение особое значение имеет “басмаческое” движение, которое не может интерпретироваться как очередное восстание, но есть вооруженная война нации против советской власти.  Коммунисты, используя слово “басмачи” в своей контрпропаганде, вкладывали в него значение “разбойники”. Между тем  басмаческое движение представляет собой  продолжение  традиций национально-  освободительной борьбы против России и против  диктатуры  пролетариата постольку, поскольку советская  диктатура лишь по-другому  формулирует основные цели России. Одним из основных требований  басмачей  в их схватке с большевизмом было  создание национального государства. Политические предпосылки  возникновения  басмаческого движения признаются и  советской литературой, но при этом отбрасывается национальная подоплека. Многие бывшие советские авторы в своем отрицании  политизированности заходят так далеко, что  отказываются  признать за этим движением даже национальный характер. Таким образом, начало  басмаческому движению было  положено Эргашем  курбаши и Мадаминбеком. Их  последователями стали Холходжа из г. Ош,  Парпи курбаши из Андижана, Мухиддинбек из Навкенда, Аман Пахлавон из кишлака Хизробод близ Намангана, Шермухаммад и его брат  Нурмухаммад из Гаиб-ота близ Маргелана, Данибек  кади из  Узгента и  Рахманкулбек из Гуртепе  близ Намангана. Все  они к апрелю 1918 г. контролировали свои родные селения. В течение следующих месяцев контроль  собственно  над  басмаческим движением все более сосредотачивался в руках Эргаша курбаши и Мадаминбека. К середине 1918 г. все поселения Ферганской охранялись  басмаческими  подразделениями. Движение борцов за  свободу в своем первом периоде  подразделяется на 6  фаз.Для первой фазы (02. 1918 - 11. 1919 гг.) характерны попытки Мадаминбека  объединить  разрозненные силы басмачей. Тогда же  Эргаш  курбаши объявил себя правителем мусульман (Амир-уль  Муслимином) и “Защитником ислама”. После того как  войска борцов за свободу  вынудили  регулярные части Красной Армии оставить многие населенные пункты Ферганы, Эргаш курбаши попытался  перенять контроль над ними. Действовал он при этом  исключительно  примитивно. Во главе каждого вновь  освобожденного селения он ставил старосту- бека из  своего  ближайшего окружения. Тот также, в свою очередь,  отбирал себе  помощников из своих солдат (аскеров).  Мадаминбек действовал более мудро. Для начала  отобрал около 12 000  джигитов и стал  проводить усиленную военную подготовку. С этой целью он  разыскал в Туркестане оседлых татар и башкир, что служили в свое время в царской армии, и  привлек  их в качестве  наставников. 29 сентября 1919 г. он  созывает на съезд ( курултай) представителей населения Ферганы и  образует “Временное правительство Ферганы.”  Вторая фаза движения борцов за свободу (ноябрь 1919-август 1920г.г.)  характеризуется  падением боевого духа в его рядах. Так  называемая “Турк-комиссия” издала  рекомендации больше  доверять крестьянам, ссужать их  деньгами, а также готовить  пропагандистов из  туркестанце Третья фаза (сентябрь 1920 - сентябрь 1921 гг) характеризуется  усилением  советской власти в городах и  концентрацией военных сил борцов по  кишлакам. В этот же период возникает  басмаческое движение в Бухаре. Для четвертой фазы (ноябрь 1921г. - август 1922г.) характерно новое отношение советов к населению и новый подъём движения борцов за свободу после  прибытия в Бухару  Энвера-паши. Изменяя тактику своих действий по отношению к  населению, советское правительство  стремилось к  моральному  разложению басмаческого движения. 23 декабря  1921г. был издан декрет “О  возвращении законов шариата”  Пятая фаза (сентябрь 1922 г.- июнь  1923г.) басмаческого движения особо характеризуется  усилением  разногласий между  басмаческими  формированиями.  Тогда же Советам удалось  перетянуть на свою сторону дехкан Шестая фаза (июнь 1923г. - декабрь 1923г.) отмечена победой Красной Армии. В начале июня 1923г. в Туркестан прибыли верховный  главнокомандующий  вооруженными силами советской России Каменев и  представитель Московского “военно-революционного совета” Зафесов. Совместно с командующим  Туркестанским фронтом М. Фрунзе они выработали оперативный план действий. План этот  предусматривал:1) засылку  красноармейских  подразделений во все населенные пункты;2) воздушные атаки;3) создание военных советов в каждом округе;4)единый день наступления для всех  красноармейских   подразделений;

5) применение против басмачей  отравляющих газов.

77. Свержение «Туркестанской автономии». Кокандская  трагедия. К концу февраля 1918 г. штаб “революционных войск” телеграфировал в Ташкент о разгроме отрядов Иргаша, ликвидации “конрреволюционного” автономного правительства и установлении “порядка” в Коканде. Чуть позже такая же телеграмма была отправлена в Москву. В область прибыли дополнительные воинские подразделения для пресечения “конрреволюционной деятельности” бежавших в Скобелев членов “автономного правительства” и их сторонников. По решению СНК Туркестанского края все руководители “Туркестанской автономии” были объявлены вне закона, а их имущество конфисковано. Отдельным постановлением был создан “военно-революционный суд” для разбора дел лиц, обвинявшихся в поддержке “Кокандской автономии”. После погрома, устроенного большевиками, в городе древней культуры не осталось ни одного неповрежденного дома. С помощью оружия была прекращена попытка местных демократических сил построить демократическое общество. Из трагических событий, связанных с Туркестанской автономией, в Коканде в конце 1917 - начале 1918 гг. можно было сделать вывод, что акт устранения, совершенный советским режимом в отношении Туркистон Мухторияти предостерегал, чтобы больше никто и нигде в Туркестане не смел организовывать автономии без согласия центра. Важно отметить, что после разгрома Туркистон Мухторияти, такая же участь постигла и правительство Алашской Автономии, образованной казахскими национал-демократами в декабре 1917 г. в Оренбурге. Следовательно, свержение правительства Туркистон Мухторияти было воспринято туркестанцами как новое свидетельство агрессивных планов России в отношении Туркестана, и они с оружием в руках поднялись на защиту своей Родины от завоевателей. Тем самым было положено начало массовому движению в Туркестане под названием “Истиклолчилар харакати”. С разгромом Туркистон Мухторияти закончился мирный этап развития национального сопротивления и было положено начало массовому вооруженному антибольшевистскому и антиколониальному движению в Туркестане. Характер этого движения, представляющего собой продолжение традиций национально-освободительной борьбы, был ярко выражен в политических требованиях того времени: “За свободу Туркестана от России”, “За Туркестан без притеснителей”, “Туркестан-туркестанцам”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты