Особенности расследования преступлений совершенных несовершеннолетними

Практически все специалисты (социологи, педагоги, психологи, криминологи), посвящающие свои работы темам детства, подрастающего поколения, так или иначе, касаются проблем семьи как социального института, семейного воспитания. И это не случайно: здесь все истоки абсолютного большинства качеств и свойств личности, будущих ее достоинств и пороков. "Семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества тепла, внимания, заботы, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное формирование многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым"[26 ,c.24]. Понятно, что особое внимание криминологов было приковано к дефектам семейного воспитания, к семейному неблагополучию как источнику нравственной деформации личности ребенка, подростка, юноши, которое, в конечном счете, определяет и соответствующее (в том числе и преступное) поведение человека. Большинство исследователей делают акцент на том аспекте дезорганизации семьи, семейных отношений, который представляет повышенный интерес для нашего изложения[15 ,c.13]. Речь идет о том, как и каким образом, негативное семейное влияние сказывается в будущем, через много лет.

Для того, чтобы систематизировать имеющийся материал, характеризующий уровень семейного неблагополучия подростков, целесообразно воспользоваться простой и эффективной схемой анализа, предложенной в свое время выдающимися специалистами - А.Б. Сахаровым и Г.М. Миньковским.

Все существенные отклонения от нормы в сфере семейного воспитания они предлагали сгруппировать следующим образом: а) материально-бытовые условия семьи; б) ее состав и структура; в) нравственная позиция семьи; г) ее воспитательная педагогическая позиция.

По необходимости кратко остановимся на каждом и этих блоков информации, дающих в комплексе представление об уровне неблагополучия современной семьи.

А) Материальные и бытовые условия жизни семьи представляют собой, если говорить о них как о едином комплексе, один из важнейших факторов социализации ребенка, подростка. "Бедность семьи сужает число жизненных шансов для детей, и вероятность "наследования" детьми бедности родителей очень высока"[20 ,c.119].

Выходцы из бедных семей имеют гораздо меньше, чем их обеспеченные сверстники, возможностей получить достойное образование и конкурентоспособную профессию, способную стать фундаментом жизненного успеха.

Низкий уровень материальной обеспеченности семьи часто стимулирует формирование у детей «психологии изгоев общества, аутсайдеров, а она в свою очередь предопределяет негативное отношение к труду и учебе, неуважение к закону и базовым ценностям общества, выступает как один из субъективных факторов криминализации сознания и как следствие - отклоняющегося и, в конечном счете, преступного поведения»[36 ,c.10].

Здесь важно еще раз подчеркнуть: недопустимо представлять, что материальное неблагополучие автоматически и неизбежно приводит к указанным результатам. Но хорошо известно (в том числе и неспециалистам) и многократно доказано исследованиями, что малообеспеченная семья крайне ослаблена для выполнения полноценной воспитательной функции, что здесь особенно часты "сбои" в формировании нравственного здоровья молодых людей.

В связи с этим нетрудно сделать долгосрочные криминологические прогнозные выводы из следующих данных, сообщенных С.П. Горячевой - Председателем Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи: «В настоящее время в России насчитывается 42 млн. семей, из них 22 млн., или 56%, имеют в своем составе несовершеннолетних детей. Приблизительно 22 млн. семей, т.е. почти каждая вторая - за чертой бедности. У 80,3 % семей, имеющих 3-х и более детей, среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. Из них в крайней бедности, нищете живут 51,3 % полных и 58,4 % многодетных семей. В них среднедушевые доходы в два и более раза ниже уровня бедности».

Б) Условия семейного воспитания несовершеннолетних существенно ухудшаются в связи с интенсивно развивающимся процессом разрушения родительской семьи, искажения ее структуры, в результате чего все большее число детей и подростков воспитывается одним из родителей.

Проследим с исторических позиций состояние семейного воспитания несовершеннолетних. «Расчеты, проведенные по данным 1977 года, свидетельствуют, что более 11 млн. несовершеннолетних воспитывались в этот период одним родителем (15% от несовершеннолетнего населения бывшего СССР)»[29 ,c.23].

По данным 1989 года, таких семей в Российской Федерации было 5,3 млн. против 4,6 в 1979 году; в них воспитывалось около 4,5 млн. детей - 11% всех детей в возрасте до 18 лет". В настоящее время в России проживает 5,2 млн. неполных семей. 98% из них - семьи без отца. В неполной семье воспитывается каждый седьмой ребенок. Растет число детей, родившихся вне брака: с 1996 по 1998 годы оно увеличилось с 13,2 до 23%. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа

Этот процесс представляется особенно тревожным, если учесть, что в последние годы в стране распадался почти каждый второй брак.

Совершенно понятно, что сам по себе факт воспитания ребенка в неполной семье не может и не должен рассматриваться как фатально неизбежное криминогенное обстоятельство. Все зависит, прежде всего, от условий жизни семьи, позволяющих или не позволяющих компенсировать отсутствие одного из родителей, от нравственной атмосферы в семье и многого другого.

Однако многократно и безоговорочно доказано, что в массе своей неполные семьи значительно чаще, чем нормальные по своей структуре семьи, оказываются "территорией криминогенного риска. На отсутствие в семье одного из двух ее основных членов – отца или матери – как на обстоятельство, откладывающее серьезный след в сознании и характере не только детей, но и взрослых, имеющее важное значение для воспитания нравственно полноценной личности, – указывал А.Б. Сахаров еще в 1961 году в известной монографии, положившей начало фундаментальным криминологическим исследованиям и публикациям в послевоенный период в нашей стране[29 ,c.113]. По данным проведенного им исследования, более половины несовершеннолетних, осужденных за разбой, не имели одного из родителей, причем 90% таких ребят не имели отца. По делам о хулиганстве, рассмотренным в четырех судах г. Москвы, 70% осужденных в возрасте до 25 лет не имели одного или обоих родителей.

В) Как уже подчеркивалось, одним из важнейших ключевых моментов является нравственная атмосфера в семье. "Речь идет, во-первых, о наличии или отсутствии внутри семьи источников антиобщественных, аморальных влияний и, во-вторых, об общей системе нравственной ориентации, о системе ценностей, проявляющейся в повседневном поведении родителей"[41 ,c.40].

Криминогенная роль этих факторов также достаточно полно и всесторонне исследована в нашей криминологической литературе, а результаты анализа в качестве общеизвестных и устоявшихся положений вошли в учебники по криминологии.

Нравственная обстановка в семье в решающей степени определяется характером взаимоотношений между членами семьи, но прежде всего – отношениями взрослой ее части и детей. И хуже всего, когда ребенок ощущает себя чужим и беспомощным в семейном окружении, тем более, когда понимает, что это окружение просто враждебно ему.

Очень важные и интересные данные и выводы из них опубликованы в ряде работ Ю.М. Антоняна. Автор справедливо подчеркивает, что ключевую роль в формировании личности преступника играют социально-психологические и психологические факторы и в первую очередь – психологическое отчуждение ребенка родителями, т.е. их эмоциональное отношение к нему, принятие ребенка или его отвержение.

Проведенное Ю.М. Антоняном исследование личности и поведения убийц показало, что среди них желанным ребенком в семье считают себя 58% опрошенных, в то время как в контрольной группе (законопослушных граждан) таковыми считают себя 82%. В рамках другого исследования зафиксировано, что около 80% убийц испытывали дефицит тепла в детстве, прежде всего – со стороны матерей [13 ,c.159].

Отвергаемые семьей ребенок и подросток ощущают себя ненужными и не принятыми, и этим закладывается основа их дезадаптации в будущем.

Но, пожалуй, крайней стадией семейного неблагополучия, перечеркивающей саму возможность нормального нравственного формирования личности ребенка, подростка в семейной среде, является прямая агрессивность родителей по отношению к ребенку. Между тем, явление это в последние годы стало особенно распространенным: по статистическим данным в 57% семей дети становятся жертвами агрессии, а в 17% агрессивность проявляется в грубой форме.

Г) Наконец, следует сказать несколько слов о педагогической позиции семьи и криминологических аспектах деформации этого элемента семейного воспитания.

Исследования показали, что в семьях, из которых вышли подростки-правонарушители, в том числе и преступники, как правило, отсутствовал родительский контроль над учебой и поведением детей. Родители здесь оказались чаще всего неподготовленными к надлежащему выполнению функций воспитания, формирования у детей чувства ответственности за свои поступки. "Педагогическая методика" сводилась к крайностям: от потакания любым прихотям до оскорблений, побоев, жестоких скандалов, полного игнорирования.

Характерно, что все эти и подобные дефекты воспитательно-педагогического процесса, вызванные тем, что родители либо не хотят, либо не могут (занятость, болезнь, временное отсутствие), либо не умеют в силу нехватки педагогической культуры, – в течение длительного времени имели распространение в относительно стабильных пределах. Опросы несовершеннолетних преступников фиксировали подобные дефекты в 30–40% их семей.

Возможны ситуации, когда родители оказывали на детей прямое и активное разлагающее воздействие, вовлекая их в пьянство, потребление наркотиков, в проституцию и совершение преступлений.

Молодежь, то есть люди, имеющие право создавать свою собственную семью и в значительной своей части фактически создавшие ее, имеющие собственных детей. Казалось бы, анализ семейного неблагополучия, относящийся к периоду, когда молодые люди сами были детьми, не слишком актуален. Но именно современная ситуация реформируемого общества, как никогда, убедительно опровергает эту (и без того неприемлемую) мысль. "При современных условиях и принципах организации ни один из общественных или государственных институтов, ответственных вместе с семьей за воспитание несовершеннолетних, не в состоянии реально и надежно восполнить все то, что "недополучают дети и подростки для своего нравственного развития в родительской семье"[18 ,c.58].

Прямым продолжением темы семейного неблагополучия следует считать тему безнадзорности детей и подростков. Термин "безнадзорность" мы предлагаем в данном случае использовать как условное понятие инструментального характера, охватывающее все те случаи, когда дети оказываются вне сферы надлежащего и позитивного социального контроля и социальной помощи, независимо от наличия или отсутствия у них семьи (включая сиротство, беспризорность и т.д.).

Связь между безнадзорностью (беспризорностью, бродяжничеством) несовершеннолетних и их противоправным поведением доказана материалами многих научных исследований (Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, Г.М. Миньковский и др.). При таких обстоятельствах в качестве иллюстрации можно ограничиться ссылкой на результаты исследования, проведенного Г.И. Забрянским[31 ,c.164].

Согласно его вычислениям, коэффициент корреляции между бродяжничеством несовершеннолетних и криминальной пораженностью последних равняется 0,76. Это чрезвычайно высокий показатель. Несколько меньшая, но тоже весьма значимая теснота связи с оставлением детей без попечения родителей (0,50).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты